1622 Декабря 20. Царская грамота в Пермь Великую о расчете между Кайгородцами, Чердынцами и жителями Соликамска по Сибирскими отпускам

От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии, в Пермь Великую, в Чердынь, воеводе нашему Гаврилу Михайловичу Веревкину да подьячему Саве Лухневу.

В прошлом во 130 году били нам челом Кайгородцы, Соли Камския на посадских людей и на уездных крестьян: преж де сего, по нашему указу, те Усолцы присылали к ним в Кайгородок, для Сибирских отпусков и ямския гонбы, целовалника; а ныне они, для того, целовалника к ним не присылают и ямския гонбы с ними не гоняют. И потому их челобитью, по нашему указу, велено в Чердыни, воеводе Василью Бутурлину да подьячему Неустрою Алимпееву, Кайгородцов с Усолцы счесть, будет наперед того у Кайгородцов с Усолцы в Сибирских отпускех счет бывал. И в прошлом же во 130 году писал к нам, из Чердыни, воевода Василей Бутурлин: по нашему де указу писал он к Соли Камской, к воеводе к Воину Карсакову, чтоб он Усолцов земских старост и целовалников прошлых лет, с книгами, для счету с Кайгородцы, прислал к нему в Чердынь; и Воин де Карсаков Усолских старост и целовалников прошлых лет, с книгами, для счету, в Чердынь не прислал; а писал к нему, что де старосты и целовалники болны, а иные стоят на правеже, и ему де прислать не кого. Да в прошлом же во 130 году били нам челом теж Кайгородцы, Соли Камския на воеводу на Война Карсакова и на Усолцов посадских людей и на волостных крестьян, что де Воин Карсаков Усолских целовалников в Чердынь для счету не прислал, норовя Усолцом, и им де Кайгородцом от того во многих проестях и в волокитах учинились убытки великие. И по тому их челобитью, по нашему указу, велено вам Кайгородцов с Усолцами в Сибирских отпускех счесть, по прежнему нашему указу будет у Кайгородцов с Усолцы в тех Сибирских отпускех, и в ямской гонбе, и в целовалниках, и во всяких мирских росходех, наперед того счет бывал, сыскав вправду, по нашему крестному целованью, не норовя никому ни в чем: да будет, по счету и по сыску, Кайгородцы в тех годех в Сибирские отпуски отпущали, и целовалников для отпусков ставили, и во всяких мирских росходех переплатили за Усолцов, по розводу лишек, и те их мирские переплатные всякие росходы, что по счету и по сыску доведется взяти, сослався с воеводою с Воином Карсаковым, велено на Усолцах доправить, а доправя отдати Кайгородцом в то число, что они переплатили за них Усолцов сверх своего сошного окладу лишек; и вперед велено всякие отпуски и ямския гонбы отпускати, и целовалников для отпусков ставити, и во всякие мирские росходы давати, по сошному писму, с живущего, по прежнему, как было наперед того, чтоб в том вперед меж ими смуты не было. А к Соли Камской, к воеводе к Воину Карсакову, о том от нас писано ж, а велено Усолских целовалников прошлых лет, с их мирскими росходными книгами, для счету с Кайгородцы, прислати к вам в Чердынь, для того, чтоб тот счет дело меж городов спорное.

И ныне бил нам челом Чердынец Олешка Пересадин и во всех Чердынцов место, а сказал: отпускают де они Чердынцы перед Усолцы Сибирские отпуски и прогоны и кормы и всякие росходы дают перед ними лишние, семь лет без счету, и в тех деи Сибирских отпускех и в прогонех и в кормех и во всяких росходех чинятся им убытки великие, и подводы с надсады и с безкормицы и с волокиты многия померли, а они де от того без подмоги обнищали и одолжали великими долги, и многие де крестьяня розбрелись розно; и нам бы их пожаловати, велети вам, в Чердыни, их Чердынцов с Усолцы с посадскими людми и с волостными крестьяны, в Сибирских и в архиепискуплех отпускех, и в прогонех, и в кормех, и в упалых лощадех, и во всяких в переплатных в лишних росходех, за семь лет счесть с Кайгородцы вместе.—И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, сослався с Усолским воеводою, и съехались для того нарочно, где пригоже, на погосте меж Соли Камския и Чердыни и Кайгородка, да к тому счету велели выбрати из Усолцов, и из Чердынцов, и из Кайгородцов, в целовалники людей добрых, кому б в том в счетном деле мочно было верити, и привели их к нашему крестному целованью на том, что им в счете сказывати приходы и росходы прямые, а лишка б ничего не приписывали и не лгали; да и сами б есте их считали вправду, во всем по книгам, в прямых росходех, которые росходы учнут целовалники сказывати прямыми, а не ложными росходы, с тех мест, в которых годех меж ими счет не бывал, и никому ни в чем не норовили; и велели у Усолцов и у Кайгородцов и у Чердынцов, у посадских людей и у волостных крестьян, у сборщиков и у заказщиков, которые с тех городов с посадов и с уездов во всякие сборы сбирали с них всякие доходы, сыскати и поимати у них те их сборныя книги, за их или за отцов их духовных руками, да по тем книгам велели и их счесть по годом, порознь, вправду, в приходе и в росходе, безо всякия поноровки: да будет, по их книгам, которые денги их сбору плачены в нашу казну, и у них в тех денгах велели имати, для справки, отписи за дьячьими приписьми; а будет которые денги их сбору сверх тех отписей будут у них в остатке, и их про те денги велели роспросити накрепко, на какие у них росходы те денги вышли, или кому в почесть и в посулы давали? да что про те денги скажут, и у них той их сказке велели их взяти речи, за их и за отцов их духовных руками: да будет по их сказке и по росписи тех денег, дали кому в посул, и на них те денги, что они роздавали в посул, велели доправити нещадно, а доправя отдали сошным людем, с которых те денги сбираны, а в тех денгах у сошных людей для спору велели взяти отписи за руками, чтоб на то смотря вперед иным сборщиком и заказщиком неповадно воровать, с сошных людей сверх наших податей лишния денги в посулы сбирати и самим теми мирскими денгами корыстоваться; а посадским и волостным и всяким сошным людем сказали, чтоб они вперед своим денежным сборщиком и заказщиком сверх наших денежных доходов, что кому по платежным и по оброчным книгам доведется в нашу казну дати, отнюдь ни на какие росходы и в посулы лишних денег с себя не давали; а что они посадские и волостные люди, во всякие наши доходы, своих дел что кому по платежным и по оброчным книгам доведется дати, и они б в тех книгах у тех своих у сборщиков и у заказщиков в тех своих книгах, для спору, имали отписи за их или за отцов их духовных руками.

А будет посадским людем и волостным крестьяном, Чердынцом с Усолцы и с Кайгородцы, лучится в каких наших и в мирских росходех счет, и посадские б и волостные старосты и целовалники меж себя считались вправду, по нашему крестному целованью, без прибавки, и в росходных книгах отнюд лишнего никто не приписывал, а тою припискою никто не корыстовался, а сошным бы людем в тех приписках лишних продаж не чинили; а у счету велели быти с ними лутчим людем из посадских и из волостных людей, которые б были добры и душами прямы, чтоб у посадских и у волостных старост и целовалников в их мирских книгах лишних приписок отнюд никоторыми делы не было, чтоб в тех их в безделных в лишних приписках отнюд никому лишней тягости не было; а считались бы все меж себя по сошному писму, вправду, по нашему крестному целованью, без приписки. А кто учнет делать мимо сего нашего указу, и тем людем, за их воровство, быти от нас в великой опале и в смертной казни. Да будет, по тому вашему счету, Чердынцы за Усолцов, или Усолцы за Чердынцов и за Кайгородцов, или Кайгородцы за Чердынцов и за Усолцов, в Сибирских отпускех и во всяких мирских росходех, по сошному розводу, сверх окладу переплатили лишка, и вы б те лишние росходы по своему счету на тех городех, на ком доведутся взяти, велели доправити, а доправя отдали тех городов всем мирским людем в то число, что которой город сверх окладу переплатили лишек; а в тех бы есте денгах у тех сошных людей, для спору, взяли отписки за их и за отцов их духовных руками. А в одном бы есте городе трех уездов не считали, для того, чтоб в том посадским людем и уездным крестьяном, в далних волокитах и во многих проестях, убытков болших не было; а се вы воеводы всяк своему городу норовите, меж городов счету прямого не дадите для своей безделныя корысти. А к Соли Камской к Василью Сьянову и в Кайгородок к Семену Объедову от нас писано ж, а велено им для того счетного дела с вами съехаться где пригоже и считать Усолцов и Кайгородцов с Чердынцы с вами вместе, вправду, по нашему крестному целованью, чтоб вперед в том в счетном деле меж городов посадским людем и волостным крестьяном спору и волокит и убытков не было.

Писан на Москве, лета 7131 Декабря в 20 день.

Подлинник, находящийся в бумагах Соликамскаго Уезднаго архива, писан столбцем на 11-ти листках, с скрепою по склейкам: Диак Дементей Образцов.

На обороте в конце: справил Петрушка Филимонов.

Быв свернут пакетом и запечатан, имеет на обороте надпись: в Пермь Великую, в Чердынь, воеводе нашему Гаврилу Михаиловичу Веревкину да подьячему Саве Лухневу. — 131 Апреля в 11 день подал Усолец Поспелко Корякин.

источник: Акты Археографической Экспедиции. Том Третий. Санктпетербург. 1856

Поделиться: