1613. Соборная грамота Российскаго духовенства Строгановым

Благословение преосвященных Митрополитов, преосвященнаго Ефрема Митрополита Казанскаго и Свияжского,

Кирила Митрополита Ростовскаго и Ярославского, Герасима Архиепископа Суздальскаго и Торускаго, Феодорита Архиепископа Резанского и Муромского, Арсения Архиепископа Архангелскаго, Иосифа Епископа Коломенскаго и Коширскаго, Селиверста Епископа Корелскаго и Орешковского, и архимаритов, и игуменов, и всего освященнаго собора: господам и сыновом нашего смирения, Максиму Яковлевичу, Миките Григорьевичу, Андрею да Петру Семеновичем Строгановым.

Ведомо нам, Царьского Величества и вашим богомолцом, подлинно, что на Москве и по городом дворяня и дети боярские, и атаманы и казаки, и стрелцы и всякие ратные люди, которые будучи под Москвою и по городом, от Московского разоренья, против неприятелей и разорителей истинныя нашия православныя христианския веры Греческаго закона, Полских и Литовских людей, стояли и многия нужи и голод и страсти терпели, и кровь свою проливали и с Полскими и с Литовскими людми билися, не щадя голов своих, и Московского государьства головами своими доступили, и от многих служеб оскудели; а поместья их и вотчины, ото многия войны и от кормов и от податей, стали в великом разорении и запустении, и службы своей всякой пополнити им нечем; а атаманы, и казаки, и стрелцы, служивую рухлядь проели и на Государеве службе им быти, за великою бедностью, не мочно; а ныне выходцы и языки в роспросе Царьского Величества бояром сказывают, что Полской и Литовской Жигимонт Король на Московское государство всякое зло умышляет и Полские и Литовские люди в порубежных во многих местех сбираются и хотят итти под Москву; а Царского Величества бояря, и дворяня и дети боярские, и атаманы и казаки, и стрелцы, и всякие ратные люди, слыша те вести, все, прося у Бога милости, обещаются малодушно и нас, Царьского Величества и ваших богомольцов, пред Богом во свидетелство представляют, хотят за нашу истинную православную крестьянскую веру Греческаго закона, и за святыя Божия церкви, и за образ Содетеля нашего и Творца Господа Исуса Христа и рождшия его Пречистыя Богородицы, нашия християнския надежи и заступницы, я всех его Угодников, и за Богом избраннаго Великого Государя Нашего Царя и Великого Князя Михаила Федоровича; всеа Русии Самодержца, и за вас всех православных крестьян и до ссущих Младенцов, по своему крестному целованию, против неприятелей и врагов веры нашея, Полского Жигимонта Короля и его Полских и Литовских людей, стояти крепко и неподвижно и битися с ними, не щадя голов своих, до смерти, безо всякого страху; а о том дворяня и дети боярские, и атаманы и казаки, и стрелцы, и всякие ратные люди, Великому Государю нашему Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всеа Русии Самодержцу, бьют челом безпрестани, а к нам, Царьского Величества к богомолцом, и к бояром приходят с великим шумом и плачем по вся дни, что они от многих служеб и от Полских и Литовских людей разорения бедны и службы пополнити нечем, и будучи на Государеве службе ести нечего, и от того из них многие по дорогам ездят, от бедности грабят и побивают, а уняти их никакими мерами, не пожаловав, не мочно; и Царьское бы Величество их ратных людей пожаловал своим государевым денежным и хлебным жалованьем, чем им служба своя пополнити, и против государевых недругов стояти, и на Государеве службе сытым быти; а толко им не будет царьского денежного и хлебного жалованья, и им государевы службы от бедности служити нечем и от бедности заневолю все и досталь воровати, и грабити, и розбивати, и побивати, учнут.

А то нам и вам самим подлинно ведомо, что прежних Великих Государей наших Царей Росейских, их царьская казна, из давных лет собрание, от Полских и от Литовских людей вся в розграблении бысть без остатку, и ныне в Государеве казне денег и в житницах хлеба на Москве нет ни сколко, и провозу ни из которых городов денег и хлебных запасов нету же никаких, и пожаловати Государю ратных людей нечем; а что с ваших вотчин денежных доходов на прошлые годы донята и на нынешней 121-й год взята, и Государю про то не ведомо.— И ныне мы, Царьского Величества и ваши богомолцы, Митрополиты, и Архиепископы, и Епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор, и Царьского Величества бояря и околничие, и всякие люди всех городов всего великого Росийскаго царьствия, поговоря На вселенском соборе, чтобы и досталь нашей истинной православной христианской вере и церквам Божиим и вам, всем православным Християном, от неприятелей наших, от Полских и Литовских людей, за оскудение ратных людей, в разорении не быти, били челом Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всеа Русии Самодержцу, чтобы он Великий Государь послал к вам, во все городы всего своего великого Росийского царьствия, для денежных сборов и хлебных и всяких запасов сборщиков, дворян болших, от своего царьского лица и от нас ото всех, вскоре, чем бы ему Великому Государю всяких ратных людей пожаловати; а нам бы, всем православным крестьяном, тем ото врагов наших, от Полских и Литовских людей, избаву принять.— И как Царьского Величества дворяня и нынешняго нашего собору царьским повелением и с сею нашею грамотою к вам приедут, и вам бы, господа, сыновом нашего смирения, с своих вотчин денежные доходы на прошлые годы и на нынешней на 121-й год, по окладу сполна, дати тотчас и прислати к Государю, к Москве, наспех; да и сверх государевых оброчных денег, для нашия истинныя православныя крестьянския веры, и для честных икон и святых Божиих церквей, и для своей от разорения избавы от Полских и от Литовских людей, дати бы вам Великому Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всеа Русии Самодержцу, в займы, служивым людем на жалованье, денег и хлеба и соли; а будет у кого денег и хлеба нет, и вы бы всякими товары ссудили, что у вас есть, как вам мочь сяжет, обложася по своим прожитком и по промыслом; и тем бы вы Государю послужили и правду свою ко Государю и ко всей земле показали, дали из животов своих Государю в займы, сколко кому мочно дати. О том бы вам не поскорбети: в кою пору в Государеве казне денгами и хлебом скудно, и вам бы в те поры Государю послужити, в займы деньгами и хлебом и всякими запасы Государя ссудити, и тем ратных людей пополнити и против неприятелей веры нашей и государевых недругов и изменников охрабрити; а как в Государеве казне денежные доходы и хлебные всякие запасы в сборе будут, и Царьское Величество вас пожалует, те денги и за хлеб, и за соль, и за всякие товары, что вы с себя Государю ныне дадите, велит заплатити из своей царьския казны тотчас, безо всякого переводу (в том мы вам свидетели и поручники), и вера ваша к Богу, и к Государю и ко всей земли служба, и истинное радение, достойно похвале и удивлению будет; что вы ныне дадите, и ратных людей против своих неприятелей вспоможете, и своею помочью Московского государьства в разорение и христианския веры в попрание злодеем не выдадите, и за то вы все ныне и впредь от всемогущаго Бога милость, а от Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии великое жалованье, а ото всяких людей честь и славу и похвалу во веки получите: сие бо вменится пред Богом вам болше милостыня, и вместо ратных всяких Людей за вас крови, что имения своего для нашия православныя християнския веры ратным людем дати не пощадите, а они ратные люди, за все православное християнство, за нас и за вас за всех, за то кровь свою излияют. Да и то себе разсудите и попамятуйте: как Царьского Величества столник и воевода князь Дмитрей Михайлович Пожарской учал сбираться с ратными людми итти под Москву, на Полских и Литовских людей, и вы все православные християня в те поры ему, да выборному человеку ото всего Московского государьства Кузме Минину, денгами и всякими запасы на ратные люди подмогали и к нему безпрестани присылали, и тем ратных людей против Полских и Литовских людей воздвигли и охрабрили: и их службою, и кровью, а вашим вспоможением, какое Господь Бог одоление и победу надо враги нашими, над Полскими и Литовскими людми, показал, а вас всех православных крестьян от них свободил!

И вам бы однолично, о Христе сыновом нашего смирения, православные крестьяня, нашего и всего освященнаго собора благословения и моления не презреть, ратным людем на жалованье денег и сукон и всяких запасов, что у кого есть, дати и ратных людей на неприятелей наших подмочи. Не так бы вам сделати, как Московские гости и торговые, люди наперед сего: пожалели малого и ратным людем на жалованье денег не дали, и они, за грех всего православного христианства, увидели на себя без ратных людей конечное разорение и погибель и животов своих всех отбыли. И ныне, с нашего соборного уложения, которые из вас, помня Бога и души свои и царьское крестное целование, и для нашия истинныя православныя христианския веры Греческаго закона и святых Божиих церквей и честных икон, к Великому Государю нашему Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всеа Русии Самодержцу, и ко всей земле службу свою и раденье покажут, денгами и запасы и всякими товары на ратные люди ссудят, и тем ратных людей против неприятелей наших вспомогут, и на тех на всех буди Божия милость и пречистыя Богородицы и великих Чудотворцов, просиявших в Росийском царьствии, молитвы, а нашего и всего вселенскаго собора мир и благословение от ныне и до века; и умножи Господь лет живота их, и подай им Господи вся благая по прошению их, и устрой им Господь Бог вся полезная, яко же весть святая Его воля.

А аще некоторый сего соборного уложения и царьского повеления преслушники будут, а учнут о сем от избытка ослушатися, прелстяся корыстию (ослепи бо очи их злоба!), пожалея своего суетного собрания, для избавления православныя християнския веры и святых Божиих церквей, на ратные люди денег и запасов и всяких своих товаров, у кого что есть, по своей силе давати не учнут, а от того их преслушания ратные люди оскудеют и против неприятелей веры нашея и государевых недругов и изменников стати будет некому, и от того которое разоренье истинной нашей православной христианской вере Греческаго закона, и святым Божиим церквам, и честным иконам, от Полских и от Литовских и от Немецких людей учинится, и того всего взыщет Бог, в день страшнаго и праведнаго суда своего, на них; а нашего смирения и всего освященнаго собора на таковых не буди благословение от ныне и до века, понеже не восхотеша благословения и соборного уложения и царьского повелении, и удалися от него, и облечеся в клятву.—И вам бы, господа, сыновом, нашего смирения, принята на себя благословение, а не клятву: к Великому Государю нашему Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всеа Русии Самодержцу, и ко всей земле в нынешное скудное и скорбное время служба своя и раденье показати, истинно, безо всякого ослушания и прекословия, у кого что есть Государя на ратные люди ссудити; а Великий Государь наш, Его Царьское Величество, впредь, за ту вашу службу и раденье, вас пожалует своим царьским великим жалованьем и ту службу вашу и раденье во веки учинит памятну. А мы, за вас за всех, соборне Бога молим и челом бьем.

А подпись у грамоты: Господам и сыновом нашего смирения, Максиму Яковлевичу, Миките Григорьевичу, Андрею и Петру Семеновичем, Строгановым. А печать у грамоты глухая, на красном воску, рука благословленая. А на заде у грамоты руки:

Божиею милостию смиренный Ефрем, Митрополит Казанския церкви.
Смиренный Кирил, Митрополит Ростовский и Ярославский.
Смиренный Герасим, Архиепископ Суздалский и Торуский.
Смиренный Феодорит, Божиею милостию Архиепископ Резанский и Муромский.
Смиренный Арсений, Божиею милостию Архиепископ Архангелский и Тверский и Кашинский.
Смиренный Селивестр, Епископ Корелский и Орежьский.
Епископ Иосиф Коломенский и Коширский.
Живоначалиыя Троицы Сергиева монастыря архимарита Дионисей.
Чюдова монастыря архимарита Аврамей.
Из Ярославля Спасова монастыря архимарита Феофил.
Живоначалиыя Троицы Сергиева монастыря келарь Аврамей.
Чюдова монастыря келарь старец Мисайло.

121-го года Июля в 25 день привез Ондрей Игнатьевич Вельяминов.

И по той грамоте дали, на Москве, Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу всеа Русии, Максим, да Никита, да Ондрей, да Петр, в 122-м году, 3000 рублев.

Выписана из принадлежащаго Императорской Публичной Библиотеки Сборника актов Смутнаго Периода, 523—537.

источник: Акты Археографической Экспедиции. Том Третий. Санктпетербург. 1856

Поделиться: