1671 год. Отписка Соликамских воевод Ивана Монастырева и Саввы Тютчева царю Алексею Михайловичу об истощении медных руд на Григоровой горе

Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холопи твои Ивашко Монастырев, Савка Тютчев, воеводы Соликамские, челом бьют.

В нынешнем, Государь, в 179 году, генваря в 20 день, в твоей Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, грамоте, писано к нам, холопем твоим, к Соли Камской, а велено у Соли Камской разыскать подлинно и к тебе, Великому Государю, отписать: медную руду, которую сыскивал у Соли Камской боярин Василий Иванович Стрешнев и ныне тое медную руду сыскивают ли, или та медная руда сыскивать покинута, и для чего покинута? И по твоему, Великого Государя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малая и Белыя Росии Самодержца, указу, мы, холопи твои, о том у Соли Камской розыскивали. И Соли Камской Пыскорского Преображенского монастыря архимандрит Пафнотей, келарь старец Феодосий, казначей старец Илья, с братьею, сказали, архимандрит по священству, а старцы по иноческому обещанию: то де они помнят, как боярин Василей Иванович Стрешнев был у Соли Камской для прииску медной руды, и приискали при нем медную руду на Каме реке, в Григорове горе, и той-де медной руды опыт чинили; и после-де того гость Надея Светешников, да с ним мастеры немцы: Арист Пятцолт с товарищи, в той горе и во многих местех медную руду сыскивали и привозили вниз Камою рекою в плавильню, что у них, Надеи с товарищи, делона была плавильна под их Пыскорским монастырем на речке Калкарке и плавили из тое руды медь; а после Надеи Светешникова, дворяне: Богдан Шушин, а после Богдана Тимофей Лодыгин, Юрье Телепнев, с Рускими мастеровыми людми, в горах медную руду сыскивали и плавили, в той же плавильне, многие лета; и как в горах медная руда вынялась и признаков рудных не стало, и от того времени рудного медного дела промысл и плавленье покинуто и промышлять перестали, потому что медная руда вся вынялась; а того-де медного дела всякие снасти и ныне в их монастырской слободке, под церковною трапезою, за печатью целовальников, Чердынцев посадских людей и уездных крестьян. Да Соли ж Камской уезду с Григоровы горы, где было то медное дело, крестьяне Ивашко Денисов с товарищи сказали теж речи, что и архимандрит с братьею сказали; да они ж, крестьяне, сказали: то де медное дело покинуто при Юрье Телепневе, что де в горе руды медной не стало, и о том де Юрье Телепнев писал к тебе, Великому Государю, к Москве; а ныне де и подкопы и шахты обвалились, а ныне де в той Григорове горе к твоему, Великого Государя, Зырянскому и Соли Камской к соляным к ворнишным промыслом ломают каменье, и рудных де медных признаков в той горе нет и не видали.

источник: «Сборник Императорскаго Русскаго Историческаго Общества», документ №65

Поделиться: