1611 г. Май — Грамота от Казанских Воевод в Пермь, об отправлении ратных людей под Москву

Господину Ивану Ивановичу, да пятому Фалееву, и Пермския земли старостам и целовальником, и посадским, и всяким Пермския земли жилетцким людем,

Василий Морозов, Никонор Шульгин, Степан Дьячков, и головы, и Дворяне, и дети Боярския, и сотники Стрелецкия, и Стрельцы, и пушкари, и затинщики и всякие служилые и жилецкие люди, и Князья, и Мурзы, и служилые новокрещеные, и Татаровя, и Чуваша, и Черемисы, и Вотяки и всякие люди Казанскаго Государства челом бьют.

Апреля господине в 28 день прислали к нам в Казань, из Володимера, Князь Иван Семенович Путятин, да из Ярославля Констентин Микитин Лвов, да посадцкой человек Богдан Захарьев с Грамотами; а Грамоты с ними из Володимера, из Ярославля, с Костромы. Да Мая в 21 день приехали к нам, в Казань из полков из под Москвы, от Бояр, и Воевод и ото всей земли с Грамотами Казанцы, дети Боярския Воин Левашев, Семен Пелепелицын. А в Грамотах во всех из под Москвы, из полков и из городов пишут: чтоб нам быти со всею землею в любви и в совете и в соединеньи, и собрав Казанских ратных людей итти под Москву в сход к Бояром и ко всей земле, очищати Московское Государство от врагов, разорителей веры крестьянския, от Польских и от Литовских людей. И Бояре и ратные люди, которые были в Колуге, все под Москвою стоят со всею землею в соединеньи.

И мы, господа, всею землею Казанскаго Государства целовали крест по записи, которая к нам прислана из полков ото всее земли, что нам быти со всею землею в любви и в совете и в соединеньи, и против врагов, разорителей крестьянския веры, Польских и Литовских людей, со всею землею стояти за один, итти под Москву в сход к Бояром и ко всей земле, очищати Московское Государство от Польских и от Литовских людей. Да и в Свияжском, и в Чебоксарах, и во всех понизовых городех по той записи, которая прислана к нам из полков, крест целовали же, что им с нами и со всею землею быти в любви и в совете и в соединеньи, и итти на земскую службу под Москву ко всей земле.

А по которой, Господине, записи мы и вся земля Казанскаго Государства, и в Свияжском и в Чебоксарех и во всех понизовых городех крест целовали, и мы с тое записи послали к вам список под сею Грамотою. Да и с Володимерские и с Ярославские и с Костромские Грамот, которые Грамоты к нам привезли Князь Иван Путятин, да Константин Лвов, и с Грамоты, что писали к нам из полков Бояре и вся земля с Воином Левашовым да с Семеном Пелепелицыным, списав списки, послали к вам в Пермь, с сею отпискою вместе, запечатав в лист печатью Государства Казанскаго.

И вам бы, Господине, по той записи, по которой мы в Казани и в Свияжском и в Чебоксарех и в иных понизовых городех крест целовали и к вам послали под сею Грамотою, крест целовать же; будет вы по ся место креста не целовали. И быти бы вам с нами в любви и в совете и в соединеньи, и денег бы вам, что дати ратным людям жалованья, к нам прислати тотъчас. А у нас в Казани денег в зборе нет по тому: всяких доход с Чуваши и с Черемисы, с дворов ясачных и с вотчин оброчных денег не имано, для смутного времени, по три годы ни одной деньги. И кабаки заперты были по многое время, и таможенных пошлин взяти было не с чего; с верху и с низу, ни которых городов больших соляных и ни каких судов не было. Да и ратных бы Пермских людей с лучным и с огненным боем, вам к нам прислати вскоре, чтоб им Казанскую рать в Казани застати, и итти в сход под Москву с ними вместе. И торговых людей, со всякими товары к нам отпущати безъстрашно; а мы к вам в Пермь торговых людей со всякими товары отпущаем же.

А Бога молят, и на многолетьи в Казани, и по иным городем поминают благоверные Князья и Бояри. А в челобитных пишут: Великаго Российского Московскаго Государства и всей земли Бояром, бьет челом. А с сею отпискою послали мы Казанских посадцких людей: Артемья Максимова, Михайла Дементьева Пермитина, и нам бы к нам отпустити их не задержав. И о крестном целованьи, и о всем подлинно что ся у вас делают, к. нам отпишити с нашими ж посылщики, с Артемьем, да с Михайлом. А одноличноб вам Казанским и Чебоксарским служилым людем, денег на жалованье к нам прислати вскоре; чтоб за тем Казанским и Чебоксарским ратным людем в службе межкоты не было.

1611 Май.

Яз Имя Рек

Целую сей Святый и животворящий крест Господень на том: что нам за православную Христианскую веру и за Московское Государство стояти, и от Московскаго Государства не отстати; а Королю и Королевичу Польскому и Литовскому креста не целовати, и не служити и не прямити ни в чем ни которыми делы, и с городи нам за Московское Государство на Польских и на Литовских людей стояти за одно. И прося у Бога милости, Московскаго Государства от Польских и от Литовских людей очищати, и Короля и Королевича Польскаго и Литовскаго ни Московское Государство а на все Государства Российскаго царствия не хотети, и. с Королем и с Королевичем и с Королевскими и с Литовскими людьми, и кто против Московскаго Государства с ними станут, и нам против их за Московское Государство и за веру Государства Российскаго царства стояти и битись с ними не ослабно, сколько Бог помощи подаст. И с Королем и с Королевичем нам и с Польскими и с Литовскими людьми и с Русскими, которые Королю и Королевичу прямили, письмом и словом и ни какими мерами не ссылатись. И на Московское Государство и на все Государства Российскаго царства и на православную Христианскую веру, лиха никакого не умышляти ни которыми делы и ни которою хитростию. И меж себя смутных слов ни каких не вмещати, и дурна не всчинати, и скопом и заговором и никаким злым умышлением ни кому ни на ково не приводить, и ни кому ни ково меж себя не грабить и не побивать, и лиха ни котораго ни кому меж себя и ни под кем не всчинати и ни в чем не чинити. И за православную Христианскую веру и за Московское Государство стоять единомышленно безо всякаго сумненья, по сему крестному целованью. А ково нам на Московское Государство и на все Государства Российскаго Царства Государя даст Бог, и нам ему Государю служити и прямити и добра хотети во всем в правду, по сему крестному целованью. А будет по ково с Москвы пришлют Бояря, и велят поймав, привести к Москве или в которые городы разослати, или которую пеню и казнь над кем учинити, и нам за тех людей стояти друг за друга всем за одно единомышленно и их не выдавати, покамест Бог нам даст на Московское Государство Государя, и через крестное целованье не изменити ни в чем ни которыми делы, ни которою хитростию. А кто не учнет по сей записи креста целовать, или крест целовав, не учнет так делать, как в сей записи писано: и не буди на том милость Божия и пречистыя Богородицы и всех Святых, и будь тот проклят в сем веце и в будущем.

Яз Имя Рек

Целую сей Святый и животворящий крест Господень на том на всем, как в сей записи писано, 1611 Апрель.

источник: «Древния Государственныя Грамоты, наказныя Памяти и Челобитныя, собранныя в Пермской Губернии», В. Берх, Санктпетербург. 1821

Поделиться: