1609 г, Мая 3 — Челобитная Царю В. Ив. Шуйскому от Дьячка Повмаза Макеева

Царю Государю и Великому Князю Василью Ивановичу всея Рус сии, бьет челом и плачется сирота твой невольной человек Еранскаго города твой Государев богомолец Соборной церкви Дьячек Павмаз Мокеев.

В нынешнем, Государь, 117 году Генваря в 5 день грех ради православных Христиан учинилася в Еранском городе смута. Омрачением бесовским приходили к Еранскому городу Арземазские Мурзы Отнояида, Теребердей, Мустофиня со многими с воровскими людьми, с Стрельцы, и с казаки, и с Мордвою, и с Чувашею, и с Черемисою и привели Еранских людей ко кресту за вора, кто называется Князем Дмитрием; а привели Государь Еранских людей ко кресту за вора неволею из за-сабли; а я твой Государев богомолец, уведав то воровское их умышленье, и тому вору, кто называется Князем Дмитрием, креста ему не целовал, а тебе праведному В. Г-рю Ц. и В. Кн. В. Ив. всея Руссии крестново целованье не преступил. И как те воры почали за вора Еранских людей ко кресту приводить, и я твой Государев богомолец в то время был схоронясь у себя во дворе; и как те, Государь, те Арземазские Мурзы Еранских людей за вора ко кресту привели, и Еранских, Государь, лучших людей всех пограбили, а иных посекли, а приказнова человека Петра Глухова свезли из Еранскова с собою в воровские полки, и после Государь Петра Глухова выбрали миром Еранской город ведати, Ерансково сына Боярскаго Асанчука Горихвостова, а в подьячево место к делу взяли от церкви сильно меня, твоего Государева Богомольца Павмаза.

И в нынешнем же, Государь, во 117 году, Февраля во 2 день, после Мурз писали к нам с Вятки в Еранской Князь Михайло Ухтомской да Василий Ивановичь с Вятчанином с Куземкою с Козлом, чтоб Еранские люди, вспомня Бога и души свои, обратились опять, и вину свою принесли к Тебе праведному В. Г-рю Ц. и В. Кн. В. Ив. всея Руссии и крест бы целовали Тебе праведному Государю изнова. И мы Государь с Осанчуком попомня свое крестное целованье, на чем мы Тебе, праведному и В. Г-рю Ц. и В. Кн. В. Ив. всея Руссии, крест целовали, и души свои дали, почали Тебе праведному Государю служить и прямити, и написали ми с Осанчуком и отобрався с лучшими с Еранскими людьми, кто Тебе Государю прямит, к Вятке ко Князю Михайлу Ухтомскому, да к Василью Иванову отписку, чтоб они с Вятки прислали к нам в Еранской тысячи две людей. А как бы Государь люди с Вятки к нам в Еранской пришли, и нам было Государь всех Еранских людей привести за Тебя праведнаго Государя к крестному целованью, и с тое мы отпискою к Вятке послали Еранских лучших дву Новокрещеных, которые Тебе Государю прямили: Левку да Игнашку Тогачевых. И тех Государь Новокрещеных на Пыжме реке Февраля в 12 день Черемиса убили; а отписку нашу отвезли в воровские полки, и из полков, Государь, прислали к нам в Еранской для того Курмыжскаго сына Боярскова Ивана Дубенскова; и тот Иван Дубенской приехал к нам в Еранской Февраля в 27 день и тово Еранскова сына Боярсково Осанчука Горихвостова Иван Дубенской за то повесил, что он Тебе Государю прямил; а меня, Твоего Государева богомольца, тот же Иван Дубенской хотел обсетчи руки и ноги за то, что я с Осанчуком Тебе праведному Государю прямил и отписку к Вятке писал, и меня Твоего Государева богомольца у того Ивана миром отняли, и Бог меня от него сохранил.

И в нынешнем же, Государь, во 117 году Марта в 29 день пришел с Вятки в Еранской, Еранскова Никольскова Попа Василья сын Баженко и учинил в миру смуту великую, а сказал: на Вятке де Вятчане радеют вору крест целовати. И Еранские, Государь, люди по Баженковым речам смутились, и написали меж собою приговор и выборную запись, что послати на Вятку в Вятские городы приводить за вора ко кресту, и выбор послали, Государь, к Вятке неволею: сильно угрожаючи повешеньем Еранскова сына Боярсково Никиту Раменкова, да соборнова Попа Евдокима Дмитриева сына, да пушкаря Мишу Вятчанинова, да стрельца Фролка Желвакова, да меня Твоего Государева богомольца, да Казанскаго стрельца Петрушку Лукьянова, да Никольскова тово ж Попа Васильева сына другова Треньку. И я твой Государев богомолец поехал к Вятке, уповаючи на милость Божью и пречистыя Богородицы, и надеяся на твое Государево Царское жалованье, чтоб Вятская земля не смутилася. И как, Государь, приехали на Вятку в Котельничь город Апреля в 8 день, и почали, Государь, в мир прочитать с воровских Грамот списки, и в Котельниче бы Государь многие люди хотели смутиться, и вору хотели крест целовати, и я твой Государев богомолец, помня свое крестное целованье, на чем я тебе праведному Государю крест целовал, и почал розсказывать в Котельниче сыну Боярскому Захарью Панову и многим мирским людем, чтоб они не смутилися и в грех не впали, вору креста не целовали, а отвезли бы нас в Хлынов пред Князя Михаила Ухтомскаго да пред Василья Иванова. И Захарей Панов всех нас семерых человек и с смутным письмом отвез в Хлынов, и привез нас в Хлынов Апреля в 9 день, и поставил, Государь, всех нас пред Князя Михайла Ухтомскова да перед Василья Иванова, и наши Государь все Еранские люди сын Боярской Никита Раменков с товарищи Тебе праведному В. Г-рю Ц. и В. Кн. Ва. Ив. всея Руссии и повинилися и вину свою к Тебе Государю принесли, и, Божиею милостию и пречистыя Богородицы, и Великаго Чудотворца Николы и всех Святых молитвами, Вятская земля не смутилася, и вору креста не целовали.

А я Твой Государев богомолец и по ся мест вору креста не целовал же. И для, Государь, крепости и утверженья послали из Хлынова на Устюг Соборнова Попа Евдокима, да Пушкаря Мишу; а в Великую Пермь в Чердынь меня, твоего Государева богомольца, да Казанскаго стрельца Петрушку Лукьянова. Милостивый и праведный и В. Г-рь Ц. и В. Кн. В. Ив: всеа Руссии, праведная надежда всей вселенней, смилуйся пожалуй, и меня своего Государева богомольца для моей службы и раденья, что я Твой Государев богомолец, тебе праведному Государю служил и прямил в Еранском городе, и Вятскую земно не смутил и вору креста не целовал.

Пощади праведная надежда, смилуйся пожалуй.

На обороте:
Подал челобитную Федору Петровичу Окинфову да Науму Романову 1609 года Мая в 3 день.

источник: «Древния Государственныя Грамоты, наказныя Памяти и Челобитныя, собранныя в Пермской Губернии», В. Берх, Санктпетербург. 1821.

Поделиться: