1627 г, Августа 23 — Тарханная Грамота Царя Михаила Феодоровича

Божиею милостию Мы В. Г. Ц. и В. К. Михаил Феодоровичь, Всея Руссии Самодержец пожаловали есмя из Перми Преображенскаго Монастыря с Пыскора Архимандрита Сергия с братиею, или кто по нем в том Монастыре иный Архимандрит и братия будут.

В прошлом в 7134 (1626) году по Нашему Указу положили они пред Нами шесть Грамот: пять Грамот блаженныя памяти дяди Нашего Г. Ц. и В. К. Феодора Иоанновича Всея Руссии, две 97 года, да грамота 98, да 100, да 102 года за приписью Дьяка Андрея Щелканова, да Нашу Грамоту 127 года за приписью Дьяка Нашего Андрея Шипова; а дана им та Наша Грамота с тех прежних Грамот блаженныя памяти Г. Ц. и В. К. Феодора Иоанновича Всея Руссии.

А в той Нашей Грамоте написано: Их Монастырская слободка под Монастырем, а в ней Живут Монастырские крестьяне, да их же Монастырская варница на речке на Пыскорке, да на речке на Лысве Мельница Немецкое колесо, да их же Монастырские починки: починок Лысва на речке на Лысве, починок Новинка на реке на Каме; да на речке ж на Лысве у мельницы починок, и в нем живут Монастырские детеныши, да в Соликамском уезде на речке на Роднике Монастырская Мельница Немецкое колесо, да рыбная ловля в озерке в Чашкине и в истоке, да в реке Каме под Монастырем. А межа их Монастырю города Камскаго Усолья со крестьяны от реки от Камы, рекою Лысвою вверх в устья, и до розсох по обе стороны; а от реки Лысвы вниз по Каме по правую сторону до Меркурьевых островов до верхняго конца пожни и лес Монастырской, а по левую сторону Камы реки, межа их Монастырская с Усольскими крестьяны, от верхняго конца Чашкина озера прорывом к Каме реке по конец Березова острова нижняго конца до Зочзинина островка, на правой стороне пожни и лес Камскаго Усолья крестьян, а по левой стороне вниз по Каме до устья речки Зырянки, озеро Чашкина и иныя озерки, и пожни, и лес и всякия угодья до усть речки Зырянки вверх по обе стороны до трех гранных елей пожни и Остров Зырянской с верхняго и до нижняго конца, да у Соликамской деревня на посаде со всеми угодьи, и с пожнями, и со всеми пашенными землями, и тех Монастырских вотчин крестьян к Орловскому посаду в сотни притягивати, и всяких податей с них имать до Нашего Указу, и варницы их ни чем ведать не велено; а дано им то все на Монастырское строение и на ладан, и на свечи, и на вино церковное. И им старцам вручи место и подвод с них, кто в Сибирь поедет и их Сибири, опричь ратнаго деда большаго, и о том коли именно Наш Указ будет, имать с них не велено ж. И их Старцов и крестьян и их детенышев велено беречь от ратных и ото всяких проезжих людей, чтоб им обид и насильства и продаж ни от кого никакими делы не было.
И мы В. Г. Ц. и В. К. Михаил Феодорович всея Руссия, и Отец Наш В. Г. Святейший Патриарх Филарет Никитичь Московский и всея Руссии, Преображенскаго Монастыря, что на Пыскоре, Архимандрита Сергия с братиею пожаловали, велели им те Грамоты переписати вновь на Наше Государское имя, по Нашему Государскому по новому уложению; и тою их Монастырскою вотчиною, и двором, и варницами, и мельницами, и рыбными ловлями, и всякими угодьи, будет они прежде сего владели и ныне владеют, велели им владети по прежнему и по сей Нашей Государской жалованной Грамоте. И Монастырских их вотчин и всяких угодей насильством отнимать, и варницы их и в деревни вступатися ни кому не велели. И кто у них в той Монастырской вотчине, и у мельниц, и у варниц, учнут жити, Монастырских людей и крестьян, и тем их Монастырским людям и крестьяном Наших никаких податей, и денежных всяких поборов, и казачьих хлебных запасов, и кормовых с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов, и городоваго и острожнаго дела. А ямския им деньги и стрелецкия хлебныя запасы да и городовое и острожное дело делати по писцовым и по дозорным книгам с живущаго с сошными людьми вместе. Так же есми их пожаловали, Воеводы Наши Пермские и Приказные люди Архимандрита с братиею и их Монастырских людей и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства, и разбоя, и татьбы с полишным; а ведает и судит Монастырских своих людей и крестьян Архимандрит с братиею, сами во всем, или кому прикажут.
А случится суд смесной их Монастырским людем и крестьяном с городскими людьми или с волостными, и Воеводы Наши Пермские, и приказные люди их судят; а Архим: с братиею, или их Прикащик, с ними ж судит; а прав ли будет или виноват Монастырской человек, и он в правде и в вине Архимандриту с братиею, или их Прикащику. И Воеводы Наши Пермские, и приказные люди, в их Монастырскаго человека не вступятся ни в праваго, ни в виноватаго; а кому будет чего искать на Архимандрите с братиею, и на их Монастырских людех, и на крестьянех, и на их сужу Яз Ц. и В. К. Михаил Феодоровичь всея Руссии, или Яз кому прикажу их судити. А по Нашему Государскому Указу искати им и отвечати в году на три срока: на Рождество Христово, на Троицын день, да на Семен день летопроводца; а опричь тех Наших указных трех сроков на иные сроки их не судити и на поруки их недавати. А кто накинет на них срок сильно, не по тем Нашим указным срокам, или кто назывную и безсудную, или правую Грамоту, или Пристава возмет и те Грамоты не в Грамоты, а Пристав езду лишен.
А учинится у них в Монастырской вотчине какое душегубство, и душегубца в лицах не будет, и они дают Воеводам Пермским и приказным людем за Голову веры 4 рубли; а больше того Монастырским людем и крестьяном веры и продажи нет.

А учинится у них какое душегубство безхитростно, кого громом или деревом убьет, или сгорит, или утонет, или и озябнет, или, кого зверь съест, или мертваго водою под их Монастырскую землю поднесет, или от своих рук утеряется, или иною какою мерою смерть случится; а объищут про то, что учинилось безхитростно, и Монастырским людем и крестьяном в том им веры и продажи нет.
Так же к их Монастырским людем и ко крестьяном на пир и, на братчины никто никакие люди пити незваны не ходят; а кто к ним придет пить незван, и они того названнаго, вышлют вон безпенно, а не пойдет вон, и учнет пить сильно, и учинится при том незваном на том пиру какова гибель, и тому незванному тое гибель платить вдвое без суда и без правды. Так же Нашим Пермским Воеводам и приказным людем во всем их берегчи, чтоб им от ратных, и ото всяких проезжих и от окольных людей насильства и тесноты и обид отнюдь не было. А для береженья сю Нашу Государскую жалованную Тарханную Грамоту велели есмя держати в Монастыре в казне; а для Воевод Наших и всяких Приказных проезжих людей велели есмя им дати с сей Нашей
жалованной Грамоты список за Дьячьею приписью слово в слово.
А где они сю Нашу Государскую жалованную грамоту и с сей Нашей грамоты список за Дьячьею приписью явят, и от явки не дают ничего; а кто чрез сю Нашу Государскую жалованную грамоту Архимандрита с братиею и их Монастырских людей и крестьян чем изобидит, и тому от Нас В. Г. Ц. и В. К. Михаила Феодоровича всея Руссии быти в опале.
Дана ся Наша Государская жалованная Грамота в Нашем Царствующем Граде Москве лета 7135 (1627) Августа в 23-й день.
А позади подлинной В. Г. Грамоты пишет Ц. и В. К. М. Ф. всея Руссии Самодержец.

источник: «Путешествие в города Чердынь и Соликамск. Для изъискания исторических древностей» В. Берх , С-Петербург, 1821 г.

Поделиться: