1641 г. Апреля 15 — Грамота О рудознатце Немчине Аристе Петцольте

Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович Всея Руссии Самодержец, пожаловали есмя с Камы реки, Преображенскаго Пыскорскаго Монастыря Архимандрита Гермогена с братиею, или кто по нем в том Монастыре иныи Архимандрит и братия будут.

В прошлом во 143 (1635) году по Нашему Государскому Указу посыланы с Москвы к Соликамской для Нашего рудазнатнаго дела, Гость Надея Светешников, да Подьячей Илья Кирилов; да с ними послан иноземец рудознатец Немчин Арист Петцольт, с иными с мастеровыми с Рускими и Немецкими людьми. И приехав они к Соликамской иноземец Арист прежняго мельничнаго заводу, где было быть Нашему медному делу у Григоровы горы, досматривал и сказал, что то место на мельницу негодно по тому, что тут в речке вода мала.

И для прииску к мельничному заводу ездили, и приискали под мельницу место, у того у Пыскорскаго Монастыря их монастырское на речке на Камкарке, на той же горной стороне от Григоровой горы вниз по Каме реке 25 верст. И на той речке на Камкарке за плоту и мельницу на Наше медное дело, он Гость Надея Светешников да Подьячей Илья Кирилов поставили. — Да у них же Пыскорскаго Монастыря у Арх: Гермогена с братиею, против их Пыскорскаго Монастыря за Камою рекою, Взят луг для сенных покосов меднаго дела, угольных пожегов на кровлю. [1]

А Пыскорскаго Монастыря Арх: Гермоген с братиею в то место, что у них взято, на Наше дело речка Камкарка и с их монастырскою мельницею и с животинным выгоном, бил Нам челом В. Г. Ц, и В. К. М. Ф. В. Р. о пустых местах, что на Сылве реке вниз по правую сторону от речки Шаквы до речки Мечки от Нагаевы пустоши, А по другую сторону тояж Сылвы реки вниз, по левую сторону от Бабы речки, от межи Вознесенскаго Монастыря, до межи Татарина Кочебахты, в гору по шти верст, от тех пустых местах на роспашку. А от речки Мечки для мельнишнаго заводу, что де у них животиннаго выгону, опричь того, что у них взято, и инде нет и мельницы поставить негде. А что у них Монастырская мельница взята на Наше дело, и та-де мельница молола на два Монастыря, на их Пыскорской да на Девичей; а за Монастырским меливом вымалывали на той их мельнице в монастырскую казну рублев по во на год. И про тое речку Мечку и про пустошь Нагаеву сыскивано писцовыми книгами и обыскными людьми. И в писцовых книгах Михайла Кайсарова с товарищи 131 и 132 (1624), году, той речки Мечки и пустоши Нагаевы ни за кем не написано; да и в обыскех обыскные люди, Вознесенскаго Монастыря Игумен и старцы и крестьяне сказали: что та речка Мечка и пустошь Нагаева лежит в пусте. А под тою Нагаевою пустошью, луга их Вознесенскаго Монастыря Наше Государское жалованье, и купленные. Да в обыскех же Сылвенские Татаров, у которых тутож бортныя угодьи и звериные ловли, сказали, что они помнят лет за 30 и за 70, что та пустошь Нагаева лежит в пусте, и пашен на ней не бывало, и крепостей у них нет; а около той Нагаевой пустоши бортные ухожьи, и звериныя ловли, их старинная вотчина из стари.

И в прошлом в 144 году по Нашему Государскому Указу и по Нашей Государской грамоте, какова им дана к Соликамской к воеводе к Богдану Камынину, велено ему Пыскорскаго Монастыря Арх: Гермогену с братиею, тою речкою Мечкою и пустошью Нагаевою владеть и крестьян населить, опричь Вознесенскаго Монастыря сенных покосов, и опричь Татарских оброчных вотчин. А по отказным книгам Воеводы Богдана Камынина, прошлаго 145 году, пустошь Нагаева и поле тож и с сенными же покосы промеж речки Шаквы и речки Мечки, от речки Сылвы в гору по Черемховой враге, что к реке Шакве, да по глубокой враге, что к речке Мечке. А у вершины Черемховой враги сосны, а на тех соснах впредь для спору Сылвенские и Шаквенские ясашные Тотарове Девлекей с товарищи положили свои тамги. А оне Арх: Гермоген с братиею положили свое Монастырское знамя книжное слово мыслете; а по смете в той Нагаевой пустоши дикова поля 80 десятин, да лесу дубровы, которой впредь в пашню пригодится, 100 десятин, да сенных покосов по лугам и по наволокам на 3000 копен волоковых; да на тех же лугах 10 озерок не великих, а в них рыбная ловля небольшая.

И мы В. Г. Ц. и В. К. М. Ф. В. Р. Преображенскаго Монастыря, что на Пыскоре, Арх: Гермогена с братиею, или кто по нем в том Монастыре иный Арх: и братия будут, пожаловали, что у них у Пыскорскаго Монастыря на Наше медное дело взято их Монастырской земли и угодей под плавильну, и под заплоту, и под сараи, и под анбары, и под мельницу, и под кузницу, и под дворы, где живут, меднаго дела Приказные люди, и плавильщики и целовальники, и кузнецы и Немцы мастеровые и работные и всякие люди, и что взято под площадь, где лес всякой кладут, и где кладут медную руду и ставят суды и берегу горы, где подкопы выведены для медныя руды и луг сенными покосы для угольных пожегов, по смете всего на десятин, а сена ставится по 400 и по 500 копен. По Нашему Государскому жалованью в то место велели есмя ему Арх: Гермогену с братиею владеть пустою землею, что им наперед сего по Нашей Государской Грамоте отведено, по отводу Воеводы Богдана Камынина, речкою Мечкою и пустошью Нагаевою, а поле тож и с сенными покосы, и с лесы, и с озерки, и с угод, что на той пустоши есть, опричь Вознесенскаго Монастыря сенных покосов и Татарских бортных ухожьев. И велели им на ту пустовую землю и на речку Мечку, по чему им владеть, дать сю Нашу жалованную Грамоту; а о доходех наших и о городовом деле и о суде и о береженье, кто на той их Монастырской земле впредь учнет жить, их Монастырьских людей и крестьян указали есмя по прежнему ж Нашему указу и по Нашей Государской прежней жалованной Тарханой Грамоте, какова прежнему Арх: Сергию с братиею в Монастырь дана напредь сего в Прошлом во 135 году за приписью Дьяка Нашего Семена Бредихина.

А что им Арх: Гермогену с братиею та речка Мечка и пустошь Нагаева, и что на той пустоше сенных покосов, и лесов, и озерок, и рыбных довел, и угодей в даче дано больше того, что у них их Монастырской земли и угодей взято на Наше дело; и то им дано больше того для того, что Нашим Царским счастием в их Монастырской земле и в угодьях медная руда, объявилася и завод стал. И те у них места взяты под Монастырем, а им дано в то место от Монастыря далеко; да и для того будет впредь где инде Нашим же Царским счастием такая же медная и серебреная или иная какая руда объявится, про то б никто не таил и объявливали бы те места Нашим Царскаго Величества Приказным людям, и Нам бы тех людей так же жаловать Своим Царским жалованьем большим. А утесненья б в том и обид и продаж тем людем, где какая руда съищется, опричь Нашего Ц. жалованья ни в чем не было.


К сей Нашей жалованной Грамоте Я Царь и В. К. М. Ф. Всея Руссии Самодержец, Велел печать Свою привесить. 
Дана ся Наша Царская Грамота в Нашем Царствующем граде Москве лета 7149 Апреля в 15-й день.

[1] ↑Кучи, в коих жгут уголь, покрываются дерном, для коего и взят означенной луг.

источник: «Путешествие в города Чердынь и Соликамск. Для изъискания исторических древностей» В. Берх , С-Петербург, 1821 г.

Поделиться: