1632 Апреля 30. Царская грамота в Троицкий Сергиев монастырь о приписке, к нему опустевшаго Чердынскаго Богословского монастыря с его вотчиною и всеми промыслами

От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии, Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь, богомолцу нашему архимариту Деонисию да келарю старцу Александру с братьею.

В нынешнем во 140 году били нам челом и отцу нашему Великому Государю святейшему Филарету Никитичу, Патриарху Московскому и всеа Русии, из Перми Великой, из Чердыни Богословского монастыря старец Семион да старец Иев и вся братья, и вкладчики, и служки, и служебники, и подали челобитную за руками, а сказали: был де у них в Богословском монастыре преже сего в строителех старец Трифон, и тот де строитель старец Трифон, будучи в Богословском монастыре, многия монастырьския вотчинныя земли и сенные покосы воровством роспродал, а иные в заклад заложил, и монастырь опустошил; а после де того строителя старца Трифона, по нашему указу, по челобитью их, был в Богословском монастыре в строителех старец Герасим, и тот де строитель старец Герасим, по нашему указу, из Богословского монастыря переведен на Вятку в Успенской монастырь в архимариты, а в Богословском де монастыре после его строителя старца Герасима иного строителя и черного священника никого не осталось, и посяместа в Богословском монастыре строителя и черного священника нет и церковь стоит без пенья, а братья и мирские люди помирают без покаяния, а монастырьскими досталными вотчинами и вотчинными землями позавладели насилством сторонние люди, и крестьяне от обид от сторонних людей все розбрелись розно, и монастырь стал пуст; а оберегати того Богословского монастыря ныне не кому: и нам бы и отцу нашему Великому Государю святейшему Филарету Никитичу, Патриарху Московскому и всея Русии, Богословского монастыря старцов, старца Семиона и старца Иева и всю братью, и вкладчиков, и служек, пожаловати, велети б Богословской монастырь и монастырския вотчины во всем ведати и от сторонних людей ото всяких обид оберегати вам Троицы Сергиева монастыря архимариту Деонисью да келарю старцу Александру с братьею, потому что у вас у Соли у Камския Троицы Сергиева монастыря соляной промысл и старцы у того соляного промыслу живут безпрестанно. — И как к вам ся наша грамота придет, и вы б в Чердыне Богословской монастырь и монастырския вотчины и всякие монастырское промыслы, по нашему указу, ведали во всем и братью и служек и всяких монастырских служебников и вотчинных крестьян во всем оберегали, чтобы им от сторонних людей обиды и продажи и всякого насилства не было и всякими вотчинными землями и всякими угодьи и соляными промыслы насилством никто у них не владел.

Писан на Москве, лета 7140 Апреля в 30 день. — А на зади у грамоты на сставе припись дьяка Герасима Мартемьянова.

Печать у грамоты дворцовая.

Выписано из Сборника грамот и других актов Троицкой Сергиевой Лавры, in f° (грам. 515), находящегося в тамошнем архиве под № 1.

источник: «Акты Археографической Экспедиции», том 3

Поделиться: