1619 г, апреля 30 - грамота Пыскорского монастыря

От Царя и Вел. Кн. Михаила Федоровича всеа Русии к Соликамской и в Орлов городок воеводе нашему Моисею Федоровичу Глебову да Федору Витовтову.

Били нам челом из Перми Преображенского монастыря с Пыскора келарь Гурей с братьею и положил перед нами Блаженныя памяти дяди нашего царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоты за приписью дьяка Ондрея Щелкалова. И нам бы их пожаловати: велети те грамоты переписати на наше Государское имя. А в грамотах написано: били челом Царю и Великому Князю Федору Ивановичу всеа Русии Преображенского Пыскорскаго манастыря игумен Генадей с братьею Камского Усолья на старосту на Евдокима Кощиева и на всех крестьян Усолья Камского: притягивают де они их монастырской двор и пашню и починки и всякие манастырские угодья к себе в подмогу в дань и в оброк и во всякие подати и пожни отымают насильством, мимо сотную грамоту и писцовых книг; а те - де манастырские всякие угодья дали им в манастыре по своих родителех впроки Яков да Григорей да Семен Строгановы; и в жалованной и в сотной грамоте тот их двор и пашня и всякие монастырские угодья написаны у Микиты Строганова; и наш оброк с того двора и с пашни и со всяких манастырских угодей платит Микита Строганов по сотной грамоте; и по той грамоте велено Перми Великие приказщику Салтану Чаплину про тот монастырской двор и про пашню и про всякие монастырские угодья сыскати всякими сыски накрепко; и в прошлом во 100 году (1592) Салтан Чаплин про тот двор и про пашню и про всякие монастырские угодья сыскивал, и в сотной грамоте с писцовых книг Камского Усолья у крестьян того двора и пашни и всяких монастырских угодей досматривал, почему те их крестьяне притягивают к себе в подмогу в дань и в оброк и во всякие подати и велят им платить с собою вряд; и того де двора и пашни и всяких монастырских угодей у них в сотной грамоте не написано, а притягивают - де их к себе насильством; а написаны де тот двор и пашня и всякие монастырские угодья в сотной грамоте у Микиты Строганова, и платил оброк в нашу казну с того двора и с пашни и со всяких монастырских угодей с Орла и со всего Орловского уезду Микита Строганов, потому что они дали тот двор и пашни и пожни в монастыре впроки по своих родителех; и с того-де их монастырского двора и с пашни и с пожен и со всяких монастырских угодей никаких податей платить и Усолья Камского крестьяном к себе в подмогу притягивати не велено; а тот-де их монастырь поставленье Оникея Строганова и детей ево. И по писцовым книгам Ивана Яхонтова приписано в сотной у Никиты Строганова к Орловскому уезду, а от Орла вверх по Каме реке до монастыря пятнадцать верст, а от монастыря вверх по Каме ж до Усолья Камского пятнадцать же верст; да у них же де под манастырем слободка, а в ней живут манастырские крестьяне; да под монастырем их же соляная варница на речке на Пыскорке, да на речке на Лысве мельница немецкое колесо, да их же де монастырские починки — починок Лысва на речке Лысве, починок Новинки на реке на Каме, да на речке же на Лысве у мельницы починок, а живут в нем манастырские детеныши; да в Усольском уезде на Речке на Роднике монастырская мельница немецкое колесо, да рыбная ловля в озерке в Чашкине и в Истоке и в реке Каме под манастырем; а межа де их манастырю города Камского Усолья со крестьяны от реки от Камы рекою Лысвою вверх с устья и до росох по обе стороны, а от реки Лысвы вниз по реке по Каме по правую сторону до Меркуреевых островов до верхнего конца, пожни и лес манастырской, а по левую сторону Камы реки межа им манастырская с Усольскими крестьяны от верхнего конца Чашкина озера Прорывом х Каме реке по конец Березова острова, нижнего конца до Зогзина островка на правой стороне пожни и лес Камского Усолья крестьян, а по левой стороне вниз по Каме до усть речки Зырянки озеро Чашкино и иные озерка и пожни и лес и всяюе угодьи, а от усть речки Зырянки вверх по обе стороны до трех гранных елей пожни и остров Зырянской с верхнего и до нижняго конца; да у Соликамские деревня на посаде со всеми угодьи и с пожни и со всеми пашенными землями, да вниз по Каме рыбная ловля Висимская курья а другая Плоская курья и с озеры и Горевая лоза и Горевал речка со всеми озеры — их монастырское. И то-де все данье Оникея Строганова и детей ево и внучат, и тех де монастырских вотчин крестьян их монастырских к Орловскому посаду в сотни притягивати и всяких податей с них имати до нашего указу и варницы их ничем ведати не велено, а дан им то все на манастырское строенье и на ладан и на свечи и на вино церковное и им, старцом, в руги место, и подвод с них, хто в Сибирь поедет и из Сибири, опричь ратново дела большово и о том коли имянной наш указ будет, имати с них не велено ж, и их старцов и крестьян и их детенышев во всем велено беречь от ратных и ото всяких проезжих людей, чтоб им обид и насильства и продажи ни от кого никоторыми делы не было. И будет так, как нам Преображенского монастыря келарь Гурей с братьею били челом, и как к вам сия наша грамота придет, и вы б по прежним грамотам Блаженные памети дяди нашего Царя и Вел. Князя Федора Ивановича всеа Русии Пыскорского Преображенского монастыря келаря Гурея с братьею их монастырских крестьян к Орловскому посаду и у Соликамского посадским и уездным людем в сотни притягивати и всяких податей с них имати и монастырских вотчин и угодей их насильством отымати и в варницы их и в деревни вступатися не велели, а велели им теми всеми вотчинами и угодьи, которые в прежних и в сей нашей грамоте написаны, владети к манастырю по прежнему на монастырское строенье и на ладан и на свечи и на вино церковное и им старцам в руги место, и подвод, с них, хто в Сибирь и из Сибири поедет опричь ратново дела большово и о том коли имянно об них наш указ будет, имати не велели, и их старцов и крестьян и их детенышев во всем берегли, чтоб им от ратных и ото всяких проезжих и от окольных людей насильства и тесноты и обид отнюдь никоторых не было. А буде того монастыря с деревень и с варниц и угодей преж сего до сея нашия грамоты имали оброк, и сколко к тому монастырю деревень и починков и варниц и всяких угодей, и что в монастыре сбирается всяких доходов, и сколько в монастыре братьи и что в год выходит в росход и за росходом оставается — и вы б о том к нам отписали имянную роспись всему приходу и манастырскому строенью и подлинную ты, Федор, за своею рукою прислали к нам к Москве и велели отдати в Ноугородцкой четверти диаком нашим Ивану Грамотину с товарыщи, а прочет сю нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставили у себя, а подлинную сю нашу грамоту отдали б есте Преображенского монастыря келарю Гурею с братьею, и они ее держат у себя впредь для наших и иных воевод и приказных людей и посланников.

Писан в Москве лета 7127 (1619) апреля в 30 день.

У подлинной Государевой грамоты на обороте печать приложена восковая. У оной же грамоты на обороте подписал Диак Андрей Шипов.

источник: Пермская Старина. Вып. II

Поделиться: