1622 Марта. Воеводский наказ Чердынским целовальникам, посланным на Сылву и Ирень к Татарам и Остякам для сбора десятинной пошлины и проч.

Лета 7130 Марта в . . день, по Государеву Цареву и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии указу, воевода Василей Федорович Бутурлин велел Чердынским целовальником Поспелу Григорьеву да Гарасиму Иванову ехати из Чердыни на Сылву и на Ирень реки, для того:

в нынешнем во 130 году поехали на Сылву и на Ирень реки розных городов торговые люди, со всякими товары, торговати с Сылвинскими и с Иренскими Татары и Остяки, и целовальником, приехав на Сылву и на Ирень реки, сбирати на Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии десятинная пошлина, с того дни, как они на те реки приедут, со всяких людей, с меду и с воску и с хмелю с девяти пудов десятой пуд, с девяти безмен десятой безмен, с девяти гривенок десятая гривенка; а будет у кого того всего болши и менши, и целовальником имати по счету; а с мягкой рухляди и со всяких товаров с девяти десятая ж, а у Остяков с мягкия с продажныя рухляди десятая ж пошлина имати; а с продажных лошадей имати пошерстное, с лошади по осми денег у купца. А которые заволочные Тотарове и всякие иноземцы учнут на Сылве и на Ирени реках, приезжая, всякими своими товары, медом и воском, с Рускими людми торговати, и с тех приезжих иноземцов имати порублевую пошлину, по четыре денги с рубля; да с работных людей, с наймитов, которые живут у Тотар в наймах, оброку имати со всякого человека по две гривны. А сбирати целовальником всякая государева десятинная и порублевая пошлина, и пошерстные и оброчные денги, вправду, по Государеву Цареву в Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии крестному целованью:— другу не дружыти, а недругу не мстити, по дружбе никому никаких государевыхъ пошлин не поступатись. Да и про то им в Сылвинском остроге у Руских людей, и на Сылве и на Ирени реках у Остяков и у торговых людей, роспросити подлинно: зимою, или ныне весною, до них целовалников, кто на Сылву и на Ирень реки торговые люди приезжали ли; и будет приезжали, и которого города и кто именем приезжал, и с какими товары; и у Остяков какова товару меду, и воску и хмелю и мягкия рухляди, соболей и куниц и бобров и всякия мягкия рухляди, покупали ль и на какие товары меняли ль и о какову пору, с теми товары, с Сылвы и с Ирени проехали к себе? да кто про кого именем про те неявленые товары скажут, и целовальником то все велити записывати в книги подлинно, порознь, себе статьею. А будет которые торговые люди с товары приезжали на Сылву и на Ирень реки преже их приезду и сторговався, с Сылвы и с Ирени пойдут к себе по городом, а они целовалники учнут с ними стречаться: и целовальником у тех торговых людей товары их пересматривать, а пересмотря с тех со всех товаров имати у них на Государя десятинная пошлина и писати в книги подлинно. А для сторожы на торговых людей имати им людей в Сылвинском острогу Ондриевых и Петровых приказщиков Строгановых, по прежнему, сколко челокек пригоже, и приказати тем сторожем о том накрепко, чтоб те сторожы смотрили и берегли того накрепко чтоб торговые всякие люди в Сылвинском остроге, не явясь им целовальником, на Сылву и на Ирень реки и назад с Сылвы и с Ирени не проезжали, и заповедными товары, пансыри, и доспехи, и шеломы и сабли, я копьи, торговые люди никто, никоторыми делы с Остяки не торговали; да и самим целовальником заповедных товаров Остяком не продавати и с Остяки и со всякими людми с ними никакими товары безпошлинно не торговати. Да и о том целовальником на Сылве и на Ирени учинити заказ же крепкой, чтоб всякие Руские торговые люди, и Татара, и Остяки, и всякие иноземцы, всякие свои весчие товары покупая в продавая весили в государев вес, которой им целовальником дан в Чердыни, за государевого таможенною печатью; а опричь бы того никто в свой вес всяких весчих товаров не покупал и не продавал, чтоб за тем государеве Сылвинской и Иренской десятинной пошлине недобору к Руским людем с Остяки спору не было. А которые торговые люди учнуть на Сылве и на Ирени с Остяки торговати заповедными товары, пансыри, и доспехи, и шеломы, и сабли, и копьи : к целовальником тех торговых людей в государеве пене давати на крепкия поруки с записми, а за поруками учинити им срок стати в Чердыни перед государевым воеводою перед Васильем Федоровичем Бутурлиным; а товары их все, у кого что есть, переписав, имати на Государя. А кто учнет, опричь государева весчего батмана, в свой не прямой вес всякой весчей товар покупая или продавая весити, и целовальником у тех людей не прямые весы выимати, и на тех людех имати заповеди на Государя по полуполтине на человека, чтоб ему и иным вперед так неповадно было вороваты, в свой вес покупая или продавая товары весити; а на ком что заповедных денег возмут, велети писати в книги себе статьею, опричь десятинных пошлин. А что целовальники с торговых людей с товаров, с меду и с воску и с хмелю и со всякия мягкия рухляди и с иных со всяких товаров, десятинныя и порублевыя пошлины, и с работных людей оброку, и с продажных лошадей пошерстного, или у того какова пенного товару возмут на Государя, заповедные товары: и им то все велети писати в книги ж подлинно, порознь; Да ту десятинную и порублевую пошлину, мед и воск и хмель и мягкую рухлядь, и пошерстныя и оброчныя денги, и пенные товары, и той десятинной и порублевой пошлине и всяких денгам и пенным товаром книги, за своими руками, привести в Пермь Великую, в Чердынь, к государеву воеводе Василью Федоровичу Бутурлину. А которые торговые люди учнут бить челом Государю, а им целовальником учнут подавати челобитныя: и целовальником на торговых людей, а торговых на Остяков, суд давати и управа меж ими чинити вправду, по государеву крестному целованью; да с тех судных дел на виноватом имати государевы пошлины по государеву указу, с рубля по гривне, да пересуду и праваго десятка по семи алтын по две денги, да пошлинныя денги велети писати в книги ж и привести в Чердынь с собою вместе; а которых судных дел для великого спору, вершити немочно, и целовальником суда своего сыску списки положити и за судным списком обоих исцом, за поруками, учинити срок стати в Перми Великой, перед государевым воеводою перед Васильем Федоровичем Бутурлиным. А Тотар им целовальником Сылвинских и Иренских переписати, которые ясак дают изстари и которые ясаку не дают, и ясак с старых ясашных Татар, и которые прибудут вновь, собрати сполна, по государеву крестному целованыо, верстая новоприбылых Татар ясаком против старых ясашных Татар, кто кому в версту; а лишнего не накладывати. А однолично целовальником на Сылве и на Ирени. реках, со всяких торговых людей и со всяких их товаров, десятинная всякая пошлина сбирати на Государя с великим раденьем, неоплошно, перед прошлым годом с прибылых; и торговых людей с Остяки судити и управа меж ими чинити, и недругу не мстити и посулов и поминков ни у кого ничего не имати, и Остяков насилства и продажи никоторыя не чинити, и безпошлинно ни с кем никакими товары торговати никому не велети ж, и во всем Государю искати прибыли; а лишних пошлин ни на ком не имати, и над Тотары насилства и налогов никаких не чинити, и тех Татар, которые ясаку не платят, не укрывати. А будет целовальники на Сылве и на Ирени реках с торговых людей, с меду и с воску и с хмелю и со всякия мягкия рухляди, государеву десятинную и порублевую и с судных дел пошлины, и с продажных лошадей пошерстное, да с работных людей оброк, и заповедные денги сбирати, и Остяков и Русских людей судити, и управу между ими чинити, станут не прямо, и над Тотары насилство и налоги какие чинити, и тех Татар, которые ясаку не платят, станут укрывати и от того учнут у того имати посулы и новинки, или их небереженьем кто учнет заповедными товары торговати, или кому учнут насилство чинити, а после про то про все сыщется: и целовальником Поспелу и Гарасиму, за то, быти от Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии в великой опале и в казни. А государевы ясашныя куницы на 131 год привести в Чердынь, целовальником Поспелу и Гарасиму, с собою вместе; а под государеву казну, под мед и под воск и под хмель и под мягкую рухлядь, взяти им целовальником подводы как мочно государеву казну поднять; а для писма послан с ними целовальники диячок Ивашко Негодяев.

К сему наказу воевода Василей Федорович Бутурлин печать свою приложил.

Подлинник находится в бумагах Соликамскаго Уезднаго архива; писан столбцем на 7-ми листках, без скрепы. В конце приложена небольшая черная восковая печать

Поделиться: