1570 г. Поступное письмо братьев Якова, Григорья и Семена Аникиевичей Строгановых Пыскорскому монастырю

В пречестную обитель Всемилостиваго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честнаго и славнаго Его Преображения, ижа показа славу Своего Божества учеником и апостолом на горе Фаворстей, и Пресвятыя Богородицы Присно-Девы Марии, заступницы роду христианскому, а нам грешным во всем помошницы и упования всех христиан, честного и славного Ея Рождества, начальнику и пастырю Христовых словесных овец, Варлааму, о Христе мир и целование и всему по Бозе братству твоему, Аникиевы дети Строгановы Яковец, Грыньша и Семенец челом бьем! 

Божия воля сталась, наших родителей в животе не стало, государя нашего отца Иоанникия, а во иноцах Иоасафа, и нашея государони матушки Софьи. И мы ныне в дом Боголепному Преображению и Пречистыя Рождеству, в твою паству, в монастырь, даем свои новые роспаши от Лысвы речки и по Лысв в верх до вершины, межную свою сторону и мельницу большую на Лысве и от Лысвы вниз по правую сторону Камы свои все новыя пашни и городок Канкор. И пожаловал бы ты, начальник Варлаам, посоветовал бы твоей пастве с братством, чтобы перенесть и монастырь в городок, а церкви бы ставити по вашему чину, как будет пригоже. А в городок боевого снаряду: 12 рушниц, да три затинных, да пуд зелья, да пуд свинцу А от городка вниз до Нижней Пыскорки и вверх по Пыскорке до вершины; а за Пыскорку монастырю дела нет, также и до Меркурьевских островов монастырю дела нет. А межа нашему данью: по Каме по правую сторону от Лысвы вниз до нижней Пыскорской курьи, а по левую сторону по Каме вниз до Зырянки, а ниже Зырянки по каме в наш правеж монастырю дела нет. А которые жильцы живут у городка канкора, которым давно от нас по дворы места и пахотныя земли и покосы в Чашкине, и те жилецкия земли и пашни по смерти тех жильцов владет монастырю же; да мы же послали в дом Боголепнаго Преображения и Пречистыя Рождеству сто рублев денег. А молити вам Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь Присно-Деву Марию и святых небесных Сил, Ангел и Архангел Михаила и Гавриила и прочих безплотных и великаго Пророка и Предотечу Христова Крестителя Иоанна и всех святых Богоугодивших от века веков аминь, чтобы умножил Бог православному Государю Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея Руссии, его благодарованным детям царевичам Иоанну и Федору многолетное здравие во всяком проскомисании, ни литях и панихидах, а на обеднях Благовернаго Князя Василья Васильевича, во иноцех Варлаама, Благоверных Цариц и Великих Княгинь и чад их, тако и за отца нашего за прежнее данье и за нынешнее служить игумену с собором и кормы кормити, доколе Бог изволит и обитель стоит; а по Государех и по Государынях кормы кормити большими; да и по наших родителех служить игумену с собором по четрые службы на всяк год, доколе святое место стоит; род же наш написать в синодик, прочитывать вряду на всяк день; а который из нас, Иоанникиевых детей, похочет постричися, или дети наши, то без вкладу стритчи, а кого мы велим из своих людей постритчи, тех вам стритчи без вкладу же и братству причести; а послышите коего из нас в животе не станет, и вам бы приписать к нашим родителем, да поминать на литиях во вся дни. Писано 7078 года марта 2 дня.

примечание: Перепечатывается, как древнейший документ главного из Великопермских монастырей, из редкой книги (оттиска из «Пермских Епарх. Ведомостей») священника Ипполита Словцова: «Пыскорский Преображенский ставропригиальный 2 класса монастырь». Пермь, 1869, стр. 5-7. Раньше было дважды напечатано в «Пермских Губерн. Ведом. » 1857 г. №23 и 1865 г. №34 и в другой редакции — в «Пермской летописи» В. Н. Шишонко, см. том 1, стр. 62-63. Редакция Словцова древнее.

источник: пермская Старина, вып.1

Поделиться: