1580 Августа 10 Царская грамота в Пермь Великую, о неприкосновенности угодьев Чердынскаго Богословского монастыря

От царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии, в Пермь Великую, в Чердынь, старостам и целовальником и всем Чердынцом, лучшим и средним и молодчим людем.

Били нам челом, из Чердыни, Богословского монастыря строитель Варлам с братьею, а сказали что наше богомолье, в Перми, Богословский монастырь общий один, как Пермичи крещенье приняли; и в прошлом семдесят в седмом году писцы наши, Иван Яхонтов с товарыщи, как писали Пермь Великую, к Богословскому монастырю написали: пашни у монастыря и с отхожею пашнею, что в деревне в Глебове да в Тушине, десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена на реке на Колве и на Вишере двесте копен; у монастыря ж на речке на Чюдовке мелница Немецкое колесо; монастырская ловля в озере в Юмысте, да в озере в Мурте, да в Курье в глубокой, да в реке на Козыре в болшой, да в речке в Козыре в малой, да в речке Чюдовке от мельницы вниз речкою Чюдовкою до речки до Колвы; да за Богословским же монастырем княж Матвеевских Великопермского пустых земель, и лесу, и лугов, в Чердынском уезде, по конец Покчинского поля перелогу пять четвертей да лесу пашенного пять десятин, да на Люндоре пять четей да лесу болшого пашенного три десятины, да за Вотцким погостом на Зяйбе перелогу шесть четей, да на Шаптуре лесу пашенного пять десятин, да в Покчинском реднем поле лесу пашенного болшого двадцать четыре десятины да пашни шесть четей, да на реке на Вишере луг Данилов, сена на нем ставитца триста копен, и всего за Богословским монастырем, по писцовым книгам, пашни и перелогу тридцать две четверти, да лесу пашенного тридцать семь десятин, да сена пять сот копен; и строителю деи и старцом, и их крестьяном, Пермьские наместники, и их тиуны и доводчики, чинят продажи и убытки великие, и нам бы их пожаловати, Пермьским наместником, и их тиуном, судити их не велети. И мы Богословского монастыря строителя Варлама с братьею пожаловали, Пермьским наместником, и их тиуном, судити их не велели, и доводчиком и праветчиком у них кормов и подвод не имати и не въезжати к ним ни по что, опричь душегубства и татбы с поличным. — И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Богословского монастыря строителя Варлама с братьею, и их крестьян, от Пермьских наместников и от их тиунов и доводчиков берегли во всем, чтоб им и их крестьяном обид и насилств не чинили, и не судили б их ни в чем, опричь душегубства и татбы с поличным, да и сами б есте им обид и насилств никаких не чинили, и в монастырския земли и в угодья не вступалися, чтоб Богословский монастырь не запустел и наше богомолье не оскудело. А прочитав б есте сю нашу грамоту, отдавали им назад, и они ее держат у собя для иных наших наместников и приказных людей.
Писан на Москве, лета 7088 Августа в 10 день.


Подлинник принадлежит Коллежскому Ассессору Коновалову, в Чердыни. Писан столбцем на четырех вместе склеенных листках. Ветх. На обороте вверху: Царь и Великий Князь...... По склейкам скрепа: Диак Ондрей Щелкалов.

Поделиться: