О Черемисах

Возвратясь с сей горы, имел я на пути деревню Сухоясы, которой жители суть Черемиса, включенные в число известных Тептярей. Приезд мой в жительство их 6ыл в то самое время, когда Черемиса по древнему своему обыкновению отправляли день поминков.

Обряды, которые составляли сию странную церемонию, были те самые, которые описал я в дневных записках прошлаго 1769 году. Но как после печальнаго поминовения родителей наступило время пьянства, то веселые Черемиса тотчас вступили со мною в разговор о вере своей, прославляя при том различными чудесами своих отеческих богов. Внимание мое усугубило в них охоту итти со мною в дальные разговоры, а древнее состояние их родителей было начальным предметом моего любопытства. Приметя, который из числа ласкающихся ко мне людей был остроумнее, спросил его: кем древние их предки до вступления в подданство российское и до нашествия Татар, поработивших их под иго свое, были управляемы, и где места их древняго жилища? Он ответствовал мне, что они были управляемы собственными своими Ханами, или Князьями, и знатнейшие из них суть следующие.

О древних владетелях Черемиских.

  1. Сархандай[1] был первый владетель из поколения сего народа; но где была его столица, и сколь много лет от времен его правительства до сего году, то им не известно: ибо вместе с древностию изчезло оно из памяти их родителей. Некоторые из них сказуют, что он был еще за долго до достопамятнаго нашествия Батыева, котораго имя, а паче неистовая его жестокость над побежденными народами, известны им по преданиям народным.
  2. Другий назывался Кулсари, о котором могли они сказать столь же мало, как и о перьвом.
  3. Третий их владетель был именем Атурай; и сей жил в то самое время, когда Царь Иван Васильевичь разрушил владение Татарских Царей. Черемиса сказывают, что их храбрый Князь понравился новому победителю, и будто бы сей Государь вверил ему некоторое число из ратных своих людей, дабы он покорил под скипетр его народы живущие по берегам реки Белой. Щастливый Князь с успехом изправил порученныя ему дела, покорил часть Белских областей, по том приехав в свою отчизну благополучно скончался.
  4. Последний Черемиской Хан был именем Адай, и жилище его было в пределах Казанской губернии. Он так же, как я Атурай, по словам Черемис, оказывал многие знаки верности своей к Царю Ивану Васильевичу.

Места их древняго жилища были в Волжских лесах но имели ль они города, или какия ни будь другия знатныя селения, о том ни предания родительския, ни же повести прошедшаго времени ничего не объявляют.

Любопытство мое не могло далее сего простираться: ибо вотще старался я узнать, как давно между ими ньнешнее богослужение; кто был основателем их священных обрядов, и какия перемены случались с их родительми. Вообще сказуют они, что древния деяния никому из них неизвестны.

Источник: Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году


[1] ↑ Мящерядской старшина Измаил Ахмероч думает, что под именем Сархандая Черемиса разумеют Александра Великаго, коего Татары называют Искендер, и что по одной наслышке от своих, предков вздумали, что он был их владетелем

Поделиться: