О Тептярях

Лесистая и едва проходимая дорога, лежащая по нагорной стороне реки Белой, не заключала в себе ничего отменнаго, и все то, что было тут видимо, есть свойственное многим местам. На конец трудный путь привел нас до Тептярской деревни, называемой Изяк.

Между различными народами, обитающими в уфинской провинции, род Тептярей заслуживает общее внимание, как по тому, что имя сего народа и внутренния его обстоятельства поныне немногим еще известны; так и для того, что сей род людей составляет лучших земледельцов сей пространной провинции. Пребывая долгое время в городе Уфе, в окрестностях котораго они обитают, не упустил я войти во все подробности их жития; и все то, что я познал отчасти собственными моими примечаниями, а отчасти по известиям, которыя мне сообщали люди знающие их состояние, можно усмотреть из нижеследующаго описания.

О Тептярях, живущих в Уфинской провинции

Имя Тептярей дается той части народа, которая обитает внутрь Башкирии, и кою составляют Татара, Чуваша, Черемиса и Вотяки. Собственное имя Тептяр есть Татарское, и значит беднаго и неплатящаго никаковой подати.

Когда все области царства Казанскаго покорены были Царем Иваном Васильевичем, тогда некоторая часть народов, под игом перьвых обладателей находящаяся, опасаясь, чтобы не лишиться древних своих законов, и не принять бы веру новых победителей, сыскали средство укрыться внутрь Башкирии. Башкирцы охотно приняли их в число сожителей своей земли; но при том обложили их некоторым родом оброка за земли и за все угодьи, которыми они поселясь между ими пользоваться начали. Хотя число первоначальных беглецов, поселившихся в Башкирии, было не весьма велико; но привольныя места, и ни от кого независимая их жизнь привлекала к ним множество им подобных людей; а перьвая перепись, установленная во время государствования Петра Великаго, была вящшею причиною, что народы, уклоняясь от новых государственных окладов, оставя старинныя жилища приходили обитати в сию страну.

Чем больше времени протекало, тем больше умножалось число к ним прибегающих людей, так что ныне находится в Уфинской провинции 32327, в Исетской 838, в ведомстве Бугульминской конторы 491; и того всех - 33656 душ. Таким образом сии различных поколений народы укрывшись внутрь Башкирии не попали во всеобщую перепись, и тем спаслись от тех окладов, которыми обложены оставшиеся в своих отеческих местах. Долгое время пребывали они будучи никому неизвестны, и не платя никаковой государственной подати; а сие могло служить к лучшему их обогащению и к приведению в совершенное установление всех частей их домостроительства. Вольное и ни от кого независимое их состояние хотя и рушилось во время второй государственной переписи; но сие не помещало иметь им различныя выгодности противу перьвых одноземцов своих: ибо оклад, в которой тогда их обложили, был только в год восемь гривен с души; при том как от рекрутскаго набору, так равно и от других крестьянских тягостей спали быть свободными. Права сих полезных выгод не отъемлемы и доныне от той части народа, которая носит имя Тептярей.

Я слышал от людей достоверных, что малый и столь выгодный Тептярский оклад основан был на пользе политической. Сей народ, как упомянуто выше сего, разсеян из стари между Башкирцами, обитающими во всех частях Уфинской провинции. А как внутреннее состояние сего народа, во время окладов на Тептярей наложенных, было в великом смятении в разсуждении неистоваго бунта, которой они сделали противу россиян; то чтоб не вложить в их мысли новаго смятения, наложив обыкновенные оброки на таких людей, которые между ими из давна обитают, и которые приобыкнув быть сколь грубыми, столь же и своевольными, не вперили бы в мысли народа легкомысленнаго, что по успокоении их будут они подвержены той же судьбине, как и они сами. И так, уважая тогдашнее их состояние, вместо того, что другие им подобные земледельцы платят два рубли пятьдесят копеек с души, они и поныне остаются в осмигривенном окладе; и сие одно составляет платимой ими в казну оброк и подушные.

Правда, что сия часть народа делает некоторую пользу в Оренбургской губернии: ибо из них тысяча двести домов отделены, дабы развозить Илецкую соль в те места, откуду отправляют ее водою внутрь государства[1] но сия казенная при6ыль кажется весьма посредственна; ибо за провоз соли из Илецких соляных ям получают они из казны такую плату, что, ежели ничего, то очень малое число излишних денег понадобится на платеж вольно нанимающимся повозчикам.
Из числа и 120 домов, отряженных для возки Илецкой соли, каждый Тептярский дом должен выставить в круглой год 600 пуд соли; а казна платит им за провоз с пуда по шести и по семи копеек с половиною. Сия есть та самая цена, за которую возят и вольные наемщики[2].

Как возка соли положена единственно на попечение целаго их общества, которое составляют 33656, душ; то разкладывают они число оныя сами собою так, что от семи человек падает жребии на одного включающагося в число 1200 человек; а оставшие шесть Тептярей или возят с ним вместе положенное на него число соли, или делают ему некоторой род помощи и снабдения, не для того, чтоб за провоз платимых денег из казны было для него не довольно; но для того больше, чтобы он мог свободнее выставить соль к назначенному времени, и отлучась от дому своего имел бы какие нибудь выгоды для сохранения домашней экономии. Хотя казна взыскивает соль только с числа 1200 человек, считая с каждаго по 600 пуд: но Тептяри, разложив между собою, приемлют в том все одинакое участие; а по такому их общественному разположению на каждой Тептярской дом, в котором несколько душ заключается, не приходит более, как сорок три пуда соли к поставке на пристань принадлежащей.

Другая польза от Тептярей есть та, что в летнее время от 200 до 400 человек из их наряжают в Оренбург, где употребляют их для различных градских строений, платя им деньги по обыкновенному плакату.

Такое разположение сего народа согласно было с тем временем, когда город Оренбург и крепости, составляющия линию сея губернии, начинаемы были лишь только строиться. Все части сей новой области находились тогда в великом смятении: ибо с одной стороны Башкирцы, противящиеся новым построениям в их землях, сделали ужасной и кровопролитной мятеж; с другой стороны и самые Киргис Кайсаки, смежно с ними живущие, служили образом несказаннаго страха. Сии дикие народы, не видя тогда никаковой защиты границам российской империи, часто вступали в пределы Казанской губернии, и устремлялись на пагубу там обитающих людей; а для того никто не мог к не хотел быть сожителем столь опасныя страны. Лучшие обитатели сих новых мест были оные беглецы, или так называемые Тептяри. А как перьвые начальники Оренбургской коммисии не имели никаких людей, могущих сделать способы к разпространению заводимых селений; то разсудили употребить их во все те работы, которыя необходимо нужны вновь населяемой стране. Тептяри, опричь малаго оклада на них наложеннаго, были довольно за труды свои награждены: ибо все те земли и угодьи, которыя получали они от Башкирцов за некоторое число оброка, отданы им из казны безденежно в вечное владение. Сверьх того многое число лет пользовалися они всеми правами вольности и независимости.

Не входя в подробное изъяснение тех способов, которые являют возможность, освободить сей народ от тех работ, к которым они определены, и не изчисляя все пользы государственныя от них произойти могущия, оставим сие на разсмотрение тем, которые войдут в прежнее и нынешнее состояние Оренбургской губернии. Найдут они без сумнения, что установления Тептярския удобны были в необитаемой стране; но могут получить другой вид установления в то время, когда сия губерния наполнилась противу прежняго превозходным числом обитателей а по тому, думаю, не трудно будет отъискашь вольных людей к отправлению на них наложенной должности. Заводы, находящиеся в тех самых местах, где соляныя пристани находятся, послужат тому доказательством: ибо народы, живущие в Оренбургской губернии (да иногда и сами Тептяри) возят к ним руду из за Оренбурга, получая плату равную установленной за провоз соли Тептярям.

Естьли какия ни будь обстоятельства Оренбургской губернии удерживают, дабы освободить сей народ от возки соли, и от прочих работ ими исправляемых; то положим, что должно их оставить в том виде жития, в котором они поныне пребывают: но разбирая, что Тептяри отправляют все должности свои за довольное число денег, платимых им из государственной казны; то кажется, по мнению моему, довольно с них и тех преимуществ противу других, когда избавлены они будут одних только рекрут, а подушные и государственные оброки могут они платить равно с другими им подобными земледельцами. Плакатныя работы изправляют и полное число податей платящие земледельцы, каковы суть те крестьяна, которые приписаны к казенным заводам, и не смотря на тягость заводских работ, платят положеннные на них оброки и подушныя; сверьх того не избавлены ни от рекрут, ниже от лапатников. Я упомянул выше сего, что число Тептярей до 33656 душ простирается. И так, естьли обложить их тем окладом, которой платят государственные крестьяна, считая по два рубли с половиною с каждой души, то казна может от них иметь новаго доходу 84100 рублей. Но как оклады государственные должно соглашать с домашним состоянием и с имуществом народов; то признаваю за лучшее, описать обряды их домостроительства, и все промыслы, которыми питается сей народ.

О экономии Тептярей

Имя Тептярей, значащее беднаго, отнюдь не согласно с состоянием сего народа. Нет нужды описывать доброту той земли, на коей обитает сей род людей: ибо всем известно, сколь преимущественны земли, составляющия все части Уфинской провинции. Тептяри суть вообще хлебопашцы, и способом сей обетованной земли не трудно им обогащать себя паче тех земледельцов, которые обитают внутри государства: но естьли они, живучи посреди таких привольных мест, не пользуются всеми добротами сей благословенной земли, и не богатее тех, которые питаются малыми участками весьма посредственной земли, то сему иной причины нет, как собственная их праздность и нерадение.

Вообще посев хлеба бывает у них так, как и у других земледельцов одна гречуха, есть такий плод, которой ни Тептяри, ни же другие живущие в сих местах хлебопашцы не сеют. Причину тому сказуют весьма справедливую: ибо земли, составляющия все части уфинской провинции, весьма жирныя и мягкия; а к посеву сих плодов надлежит иметь землю больше песчаную, нежели мягкую, и больше сухую, нежели влажную. Жители города Уфы, да и окольные обыватели пытались на полях своих сеять гречуху; но увидели, что труды их были тщетны: ибо вместе с цветом сего плода в, разсуждении чрез меру жидкой и жирной земли возрастала она так высоко противу обыкновеннаго, что зашед в средину растения сего можно укрыться самому рослому человеку: Цвет гречухи продолжался до первых зимних снегов, не имея ни малых зерен; а по том все плоды ея превратилися в пустое и ни к чему негодное былие.

Сверх обыкновеннаго земледелия, скотоводство у Тептярей несравненно превосходнее противу других им подобных земледельцев. Живучи между Башкирцами научились они обрядам скотоводства по обыкновению сего народа; а привольные паствы суть возбудители их рачения. Входить во все подробности сей части экономии, есть дело излишнее. Многие уже описали, каким образом водятся Башкирцы со своими многочисленными стадами различных скотов; а по сему можно себе представить, что Тептяри, живущие между ими, приняли от них все обряды скотоводства.

В числе лучших имуществ сего народа может быть содержание пчел, которыми столько же они изобилуют, как и сами Башкирцы. Сей род прибыточной экономии изправляют они с таким искусством и рачением, что едва ли сыщется такий народ, который бы мог их превзойти в пчелиных промыслах. Самая та страна, где большая часть Тептярей обитает, соответствует искусству их. Кажется, будто бы натура определила одной сей стране иметь все те преимущества, которыя в пользу рода человеческаго разсеяны по многим другим местам. Я же буду пространно описывать обряды пчеловодцов в Уфинской провинции обитающих. Сие так же, как и скотоводство здешних жителей всем известно: но скажу, какия полезныя выгоды имеют Башкирцы и Тептяри от пчеловодства своего.

Пчеляки, в других местах живущие, бдят непрестанно, дабы сохранить отродившиеся рои, и при том приуготовить им удобныя жилища близ домов своих. Но пчеляки, живущие внутрь Башкирии, имеют в таком случае отменной способ: ибо от них зависит только то, чтобы весною и осенью заготовить в пространных лесах своих довольное число стоячих дерев, называемых бортями[3], где делают они жилище пчелам так, как у обыкновеннаго улья. Молодыя пчелы, вышед из прежняго дому своего, летают по лесам, а по том сами входят в лучшие из приготовленных бортей, где и остаются на вечное жилище.

О звероловстве Тептярей

Звероловство есть так же некоторый род отменной прибыли, приносимой Тептярям, живущим в Башкирии, а склонность с искусством соединенная делает их преимущественными охотниками к сему упражнению. Они ловят всех тех зверей, кои свойственны тем местам, где они обитают, и которые суть бобры, куницы, норки, лисицы, волки, горностаи и белки. Орудия, для ловитвы их употребляемыя, различны: больших зверей ловят они способом разновидных ловушек, а малых часто стреляют стрелами. Звериныя кожи иногда скупают у них Казанские купцы в самых деревнях их, а иногда привозят они сами в город Уфу, где продают их на всенародном торжище.

Всё то, что говорил я о Тептярских продуктах, разумел я чрез то только тех, которые обитают в Башкирии по берегам Белой, Уфы, Таныпа и по другим знатнейшим рекам, вытекающим из хребтов Уральских гор. Но как некоторая часть сего народа обитает в Исетской провинции и в Бугульминском дистрикте; то, не знав их состояния, не могу сказать, все ли они пользуются таким же изобилием, как и живущие в Уфинской провинции. Хотя вообще во всех местах, где живут Тептяри, сказуют, что земли для хлебопашества весьма хорошия но может быть недостает в них удобных лесов для ловитвы зверей и для содержания пчел, приносящих столь преимущественную пользу живущим внутрь Башкирии.

О законе Тептярском

Тептяри суть различных законов. Татары, в числе Тептярей находящиеся, содержат закон Магометанской; а Чуваша, Черемиса и Вотяки хранят почтение к древним своим богам. Нравы их сходны весьма с Башкирскими, которые без сумнения приняли они с тех времен, как между ими поселились.

Начальники сего народа суть старшины и сотники из их же избираемые. Должность их состоит в решении их домашних ссор, и в нарядах, куда их по присылаемым указам из губерний и провинций требуют.

Описав все то, что мог я узнать о внутреннем состоянии Тептярей, возвращусь обратно к дневным запискам моего путешествия.

Источник: Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году


[1] ↑ Водяное отправление Илецкой соли бывает по реке Белой, и в самых тех местах, где большая часть Тептярей обитают. Перьвая приставь находится на реке Ашкадаре, в трех верстах от реки Белой, а от Илецких соляных ям в 140 верстах; а другая в городе Уфе. И как сия последняя далее перьвой, то для сего выдается за провоз по семи копеек с половиною.
[2] ↑ Сия цена утверждена была добровольными повозчиками ибо, назнача сих людей к возке соли, сделали наперед опыт, какою ценою будут довольны и непринадлежащие к сим повозкам. А как правилтели сих дел узнали, что по шести копеек возили все охотно; то и уставили сию цену для платежа Тептярям.
[3] ↑Какия дерева употребляют для бортевых пчел, о том я буду говорить ниже сего.

Поделиться: