Иннокентий, архиепископ волынский

Иннокентий, архиепископ волынский, уроженец Нытвенского князя Голицына завода, Оханского уезда. Пермской губ. В метрике Спасской церкви этого завода за 1785 год значится: октября 23 родился онаго заводу у дьячка Максима Коровина сын Иаков. Учился он сначала в Вятской семинарии на казенный счет, потом, с открытием семинарии в Перми в 1800 году, продолжал и кончил образование здесь. По тогдашнему обычаю, в семинарии ему дали другую фамилию Сельнокринов, под которою он и был известен до принятия иночества с именем Иннокентия вскоре по окончании курса. Сначала он состоял в Перми при Крестовой церкви и наставником пермской семинарии, а при втором пермском епископе Иустине в 1812 г. был возведен в игумена Соликамского монастыря, продолжая оставаться в Перми в качестве уже инспектора семинарии и члена консистории. Отношения его к Пермскому обществу были самые лучшие.

В то время в Перми жил именитый изгнанник М. М. Сперанский, как ссыльный. Он особенно доверчиво относился к Иннокентию, который сумел приобрести его благорасположение. Уезжая из Перми, в 1814 г., М. М. Сперанский, прощаясь с пермскими знакомыми, между прочим, сказал Иннокентию:

„простите, о игумен! Если я буду счастлив — и вы будете счастливы”.

Эти слова Сперанского впоследствии оправдались. В 1824 г. пермский епископ Дионисий неожиданно получил указ св. синода о возведении Соликамского игумена Иннокентия Сельнокринова, после отъезда из Перми Сперанского лет 10 мирно жившего в полной безвестности, в архимандриты первоклассного Спасо-Елиазарова монастыря близь Пскова, с поручением ему должности ректора псковской семинарии.

В Пскове деятельность Иннокентия продолжалась с 1824 до 1827 года, когда 23 мая он был хиротонисан в сан епископа коломенского, викария московского митрополита, в то время приснопамятного Филарета. В Москве епископ Иннокентий скоро приобрел себе расположение своею добротою и обходительностью среди жителей древней столицы, и именно ему бывший тогда Наследник Цесаревич Александр Николаевич при отъезде вручил 5000 рублей для раздачи бедным по случаю его совершеннолетия. Есть известие, что такое предпочтение вызвало неудовольствие митрополита Филарета, почему вскоре, 28 нарта 1831 г., Иннокентий получил перевод в Курск, а с 10 февраля 1832 г. в Житомир. 25 декабря 1833 г. здесь, на Волыни, Иннокентий получил, сан архиепископа волынского. Местом его жительства назначена Почаевская лавра, недавно отобранная от униатов. Вскоре архиепископу Волынскому подчинен был викарий варшавский Антоний, позднее возведенный в митрополиты с.-петербургские. В Варшаве архиепископа волынского встречали с почестями, но Иннокентию все таки не нравились жизнь в Почаеве, среди массы католиков, униатов и евреев. У него вышли из-за них какие-то объяснения с синодом и 28 января 1840 г. он получил перевод в Орел, но на пути к новому месту службы, в гор. Нежине Черниговской губ., скончался 25 апреля того-же 1840 года, еще не особенно старым человеком.

Источники и пособии дли биографии:

  • П. Строев: „Списки иерархов и настоятелей монастырей к России” Москва. 1877 г. стр. 388, 635, 905 и т. д.
  • Лаговского: „История пермской семинарии”, часть І-я;
  • „Календари Пермск. губ. на 1891 и 1892 гг. под редакцией Д. Смышляева",
  • „Пермские Епархиальные Ведомости” 1871 г., 1872 г. (статья М. Капустина), 1881 г. статья О. Прядильщикова и 1882 г. статья Гр. Остроумова.

текст: Биографический указатель памятных деятелей Пермского края. 1902 г. Вып.1., А. А. Дмитриев.

Поделиться: