Соликамские храмы времен Кайсарова

От монастырей естественно перейти к Соликамским храмам времен Кайсарова[1]. Прежде всех других он описывает тот самый храм Архангела Михаила, при котором находился девичь монастырь в городской крепости.

М. Нестеров «Святая Русь»
М. Нестеров «Святая Русь»

Михаило-Архангельская теплая церковь находилась внизу, над нею вверху был устроен придел во имя Спаса Нерукотвореннаго, в 1658 г. обращенный в отдельный храм. Храм, колокольня и 5 колоколов составляли строение мирское. Кроме 10 келий при церкви „на посаде и в остроге “ были дворы попа, дьячка и пономаря. Кроме местных образов, соименных храмам, Кайсаров подробно описывает образа Единороднаго Сына, грознаго воеводы Архангела Михаила, Одигитрии и Воскресения. В 1673 обе церкви сгорели, после чего в 1689 г. была построена нынешняя каменная Спасская церковь.

Чрезвычайно подробно описываются затем соборные храмы—летний Свято-Троицкий и зимний во имя св. Стефана Пермскаго—оба строенья Усольцов посадских людей и уездных крестьян, оба „древяны клетцки". Троицкий летний собор имел в 162¾ г.г. три предела:

  1. во имя Николая Чудотворца в том же ярусе, где был главный престол,
  2. во имя Иоанна Предтечи вверху
  3. во имя св. мучеников Бориса и Глеба внизу.

Теплый храм св. Стефана не имел приделов. Не перечисляю многочисленных икон обоих храмов, полное описание которых можно видеть в писцовой книге, дважды напечатанной, а историческия о них свидетельства можно найти в прекрасной книге протоиерея Луканина. Упомянем только о самой замечательной по древности иконе Николая Чудотворца в теплом соборе, по преданию, пожертвованной Соликамску Иваном Грозным. Троицкий собор, с 1684 года каменный, доныне существует под тем же именем и имеет приделы Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. Теплый собор во имя св. Стефана Пермскаго существовал до 1673 г., когда с основания был перестроен, вследствие пожара, и переименован во Введенский; под этим названием он существовал с 1678 до 1688 г., когда вторично горел до основания, после чего чрез 10 лет (1698 г.) было положено основание нынешнему каменному его зданию со вторичным переименованием собора из Введенскаго в Крестовоздвиженский. Под этим последним именем он существует и сейчас, имея два придела: во имя св. Стефана Пермскаго и Знамения Пресвятыя Богородицы[2]

Подобно соборам, замечательную историю имела нынешняя Воскресенская или Рождественская церковь г. Соликамска, стоящая рядом с летним собором. Находясь от него всего лишь в нескольких шагах, она неизбежно разделяла с ним все бедствия от пережитых пожаров[3]. Ныне эта церковь носит двойное название от двух главных престолов—Воскресения в летнем и Рождества Христова в зимнем храме (оба в одном каменном здании). При Кайсарове тут стояло две деревянных церкви отдельно: холодная Успения Богородицы с приделом Параскевы Пятницы и теплая Рождества Христова. В 1635 г. обе эти церкви сгорели, после чего до постройки нынешняго каменнаго здания в 1711 г. оне пять раз были возстановляемы и столько же раз истребляемы огнем. Во время этих перестроек было изменено и наименование древней Успенской церкви в Воскресенскую; другое же наименование удержалось доныне.

Несколько восточнее соборов и Успенской (ныне Воскресенской) церкви находился при Кайсарове храм во имя Климента папы Римскаго, что ныне Богоявленская церковь - „ строение мирское“. Климентовская деревянная церковь с приделами св. великомуч. Георгия и пророка Илии существовала до пожара 1673 г., после котораго в 1687 г. было построено каменное здание ея с переименованием церкви в Богоявленскую. (Луканин, стр. 35—38).

***

Таковы были Соликамские храмы при Кайсарове в числе 6, не считая приделов и трех храмов Вознесенскаго монастыря. Все эти церкви, исключая крепостной Михаило-Архангельской, стояли на посаде, все были деревянныя, как и прочее городское строение. Даже крепость Соликамска (или собственно „город") была тогда деревянная, как и в Чердыни.

источник: Пермская старина. 1891 г. Вып.3., стр. 133-136


[1] ↑ Лучшее историческое изследование их сделано в той же книге Луканина. С замечательным трудолюбием автор проследил здесь все перемены в самых наименованиях и постройках храмов, бывшия последствиями частых пожаров.
[2] ↑ См. в книге Луканина стр. 29—34 и 43—48.
[3] ↑ История этой церкви превосходно изложена в той же книге, стр. 48—55.

Поделиться: