Погост Ныроб

Михаил Никитич Романов
Михаил Никитич Романов

Совсем ничтожная при Яхонтове, деревня Ныроб быстро возвысилась на степень погоста, благодаря случайному обстоятельству: в 1601 г. Борис Годунов сослал сюда в суровое заточение злополучнаго боярина Михаила Никитича Романова, который через год и кончил в Ныробской темнице свою страдальческую жизнь. Года через 4 после смерти прах его был увезен в Москву, где и положен в усыпальнице известнаго Новоспасскаго монастыря вместе с прахом других членов этой боярской фамилии.

Понятно, что когда эта самая фамилия заняла Русский престол, то память погибших при Годунове Романовых стала особенно почитаться. С того-то времени ничтожная деревенька Ныроб обратила на себя внимание высшей власти и стала пользоваться многими исключительными привиллегиями. 

Тем временем, в 1613 или 1614 г., Ныроб прославился еще и явленной иконою святителя Николая Чудотворца, что еще более увеличило значение этой, прежде безвестной и ничтожной, деревни, не даром же избранной местом ссылки для Мих. Ник. Романова. Благодаря всем этим обстоятельствам, Ныроб быстро возвысился на степень довольно известнаго поселения и уже в 1621 году имел значение погоста. Целый ряд царских Грамот, с дарованием разных милостей и привиллегий, получает этот погост в течение ХѴІІ века. Но все это преуспеяние Ныроба было создано искусственно, и этот отдаленнейший погост Перми Великой, расположенный на 10 верст еще севернее Искора, в суровой, неприветливой, негостеприимной окраине Перми Великой, сам по себе не имел никаких задатков для внутренняго экономическаго развития и потому, подобно Искору, своему ближайшему соседу, не мог привлечь к себе добровольных колонизаторов.

В его округе также не было ни одного починка, не только деревни. На худой земле, „на месте подкаменном, студеном", по выражению одного стариннаго акта, никто не желал селиться. Только благодаря искусственным мерам, в Ныроб удалось привлечь до 14 домохозяев, но из этих 14 дворов уже Кайсаров отмечает пустыми пять, да одно место дворовое: владельцы их „сошли безвестно" в разные годы.

Итак при Кайсарове Ныроб все таки имел только 8 дворов пашенных крестьян, 1 двор бобыльский и 5 пустых, пашни худой земли 37 четвертей с осминою, перелогу 12 четей в трех полях, сена 120 копен. Кроме того к Ныробу принадлежали тогда 2 мельницы— мутовки на речке на Люльве: пономаря Гришки Иванова, Митрофанка Носова с братьею и Клюшки Епанчина с племянниками и другая—Вильгортскаго погоста попа Кирилла. Оброку с них шло по 10 ал. и пошлин но 3 д., да с бобыльского двора в погосте шло 3 алт. 3 деньги (Дубровинская рукопись, л. 92).

Таков был в 162¾ г.г. искусственно созданный Ныробский погост. Что всегда составляло действительную его достопримечательность, так это—памятники пребывания в нем царственнаго узника и местно-чтимая и доныне святыня— явленная икона Николая Чудотворца. В силу исключительных обстоятельств, Ныроб с начала ХѴІІ века мог гордиться пред прочими погостами своим храмом. Самыя царския грамоты, которых в Ныробе сохранилось необычно много, жаловались преимущественно ныробскому причту[1].

Кайсаров очень подробно описывает Ныробскую церковь Николая Чудотворца, очевидно, сооруженную первоначально по случаю явления чудотворной иконы сего святителя. В 1617 г. первый храм сгорел, как видно из одной грамоты 1621 г.; следовательно, Кайсаров застал в Ныробе уже вторую церковь, убранство которой было действительно богатое, по сравнению с другими сельскими церквами, особенно много прикладов перечисляет он у явленной иконы. Кроме этой иконы он указывает образ Воплощения и преподобнаго Архиппа, упоминает колокольню и 3 церковные двора—попа, дьячка и проскурницы. (Подробности писания см. в „Пермск. Лет.“ II, 218—219).

источник: Пермская старина. 1891 г. Вып.3., стр. 66-69


[1] ↑ Особую монографию о селе Ныробе, с приложением всех сохранившихся актов о нем, а намеревался напечатать в «Трудах» VII Археологическаго Съезда, бывшаго в Ярославле в 1887 г., о чем и заявил во II вып. «Пермской Старины» (стр. 57); но объем работы не позволил мне привести в исполнение эту мысль. Теперь работа напечатана в «Памятн. книге Пермск. губ. на 1892 год», но без всяких приложений.

Поделиться: