Хозяйство Иоанно-Богословскаго монастыря. Успенский девич монастырь в г. Чердыни

Иоанно-Богословский монастырь, старейший во всей Перми Великой, у Кайсарова описывается в общей писцовой книге по Чердынскому уезду довольно кратко, потому что для монастыря он составил, конечно, особую книгу, до нас не дошедшую[1]. Церковь Иоанна Богослова, стоявшая в северо-восточном углу Чердыни, на самом берегу Колвы, там же, где и ныне стоит церковь во имя того же святого позднейшей постройки, есть первый христианский храм во всей Перми Великой, первоначально построенный в 1462—3 г.г. еще преподобным Ионою, крестителем прикамских Пермяков.

Из описания Кайсарова можно догадываться, что в 1623—4 г.г. этот храм был каменный „вверх шатром", так как на воротах обители был тогда еще другой храм Вознесения Господня, о котором Кайсаров прибавляет: „храм древян" (Ныне храм в два этажа: нижний во имя Иоанна Богослова, верхний во имя Вознесения). По второму храму и самая обитель называлась изредка так: „обитель Вознесения Господня, Иоанна Богослова общежительный монастырь" , как сказано наприм. в известном Чердынском синодике, где записаны Пермские князья. („Пермс. Старина" , I, 158—159). Кроме соименных храмам образов Кайсаров подробно описывает образа Одигитрии и Неопалимой Купины, Богородицы Умиления и Запрестольной, Прокопия Устюжскаго, Бориса и Глеба, Федора Стратилата и муч. Ирины. Монастырь стоял за „городом “, т. е. вне Чердынской крепости, кроме двух храмов—центральнаго и на воротах—имел при них колокольню[2], 14 келий, в коих жили при Кайсарове 19 „старцов рядовых", келарь, казначей да черной поп; было еще 4 кельи пустых, двор служек и двор конюшенный. Земли в городских полях монастырь имел 4 четверти в поле, а в дву потому же; сена за р. Колвою по речке Чудовке 250 копен, да на той же речке колесную мельницу. Кроме того у монастыря была небольшая вотчина с следующими 6 деревнями: Княжею, Глебовою, Сюрьевой (вероятно, нынешний Сюрс), Блиновой, Тушиной и Исаковской. Из них первыя 4 ныне в Кушмангортской волости и последния 2—в Пянтежской. Был еще один пустой двор монастыря в погосте Кольчуг.

„Всего к Богословскому монастырю и к его деревням худой земли 40 четей в поле, а в дву потому же, да перелогом 15 четей с осминою; сена 300 копен. А в сошное письмо та пашня не положена, пашут ее монастырские детеныши[3].

Первыя земли завещаны были монастырю еще Пермскими князьями Михаилом и Матвеем, принявшими св. крещение. Это видно из грамоты 1580 г., упоминающей „за Богословским монастырем вдаль Матвеевския Великопермскаго пустыя земли и леса и луга" (см. Пермс. Стар. I, 161). Не отсюда ли произошло название монастырской деревни Княжей? Дальнейшую историю Иоанно-Богословскаго монастыря и порядок его настоятелей мы изложили уже во II выпуске „Пермск. Стар." на стр. 54—55.

Успенский девич монастырь в г. Чердыни

Кроме мужскаго Богословскаго монастыря в Чердыни при том же Кайсарове существовал еще Успенский девичь монастырь. Когда он возник в Чердыни—не известно. Вероятно, он находился на том , самом месте, где и сейчас стоит Успенская церковь—единственный остаток бывшей обители. В девичьем монастыре было также две церкви Успения Богородицы и Иоанна Предтечи, последняя с приделом Бориса и Глеба. В Успенской церкви Кайсаров подробно описывает образа: Пресвятыя Богородицы Успения, Одигитрии, запрестольную и образ архангела Михаила; в Иоанно-Предтечевской церкви-образа Богородицы Умиления Бориса и Глеба. Последней церкви в Чердыни давно не существует. Богослужебныя книги, упоминаемыя Кайсаровым, были одне печатныя, другия письменныя. „А книги переносят из церкви в церковь, строение мирское", замечает писец. Колокольня у церквей была общая, имела „4 колокола средние". В монастыре было 19 келий и в них 31 старица, да особыя кельи игуменьи Евфросинии и проскурницы, да 1 келья пустая, да „место келейное", да за монастырем двор дьячка Афоньки Михайлова да пономаря Исачки Иванова. Никакой пашенной или иной земли за монастырем писец не показывает[4].

источник: Пермская старина. 1891 г. Вып.3., стр. 18-20


[1] ↑ В Дубровинском сборнике выпущено все, что касается монастыря, церквей и укреплений Чердыни, почему эти сведения я заимствую из «Пермской Летописи», том II.

[2] ↑ Подробное описание тогдашних храмов см. в «Пермс. Летоп.» II, 207— 208. Описание нынешняго храма Иоанна Богослова см. в моей статье: «Историко-археологические очерки Чердынскаго края» в «Памятн. книге Пермской губернии на 1883 год».

[3] ↑ «Пермская Летопись» II, 208—209.

[4] ↑ Все описание девичьяго монастыря в Дубровинском сборнике выпущено, почему см. его в «Пермс. Летоп.», т. II, стр. 194—195.

Поделиться: