Преображенский мужский монастырь

Преображенский мужский, близ р. Камы, на Осинском городище, близ села Берёзовки, Бирского уезда, в старину называемого "Новоникольскою и Никольскою слободой".

Местность эта принадлежала вотчинникам башкирам осинской дороги,  Гаина тож,  которые ещё до русского владычества устроили здесь что-то вроде городка, но потом его перенесли конечно туда, где теперь г.Оса, так как доказано всеми нашими учёными археологами,  что "Городище" значит место бывшее населённым или обитаемым, а потом брошенным: самое слово означает – "городьбу,  постройку". Нынешний г. Оса и Осинский уезд принадлежали к Уфимскому уезду,  потом к Казанской губернии и лишь с 1797 года принадлежат к Пермской губернии.

При Иоанне Грозном на Осинское городище пришли земледельцы из великороссиян, а самое место, впусте лежащее и уже ничьё,  тогда досталось Московскому Саввину-Сторожевскому монастырю, и Царь,  укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли,  в знак особой милости,  прислал икону Св. Николая чудотворца и слобода стала называться "Никольскою", до переименования её потом, по реке, впадающей в р. Каму, "селом Берёзовкой". В церкви села Берёзовки хранится копия с писцовой книги 1596 года, составленной по наказу Казанского Воеводы Князя Ивана Воротынского на земли жителей Никольской слободы и на освобождение от податей на 5 лет, упоминается, что здесь в 2 вер. за р.Камой стоит часовня чёрного попа, священно-инока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца,  и что строят они здесь монастырь в честь Преображения Господня и Св.Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Итак в это время, т. е. в 1596 году,  выходцы из Пошехонья и Мезени уже строили монастырь, для которого ни от кого не просили ни земель, ни угодий, на том основании, чтобы монастырская братья жила трудом и милостынею,  на каком основании,  существовали в древности многие монастыри и в Греции, и у нас. Имея только одно указание писцовой книги 1596 года о Преображенском монастыре, который тогда только возникал и где была только одна часовня, при которой жили два монаха, мы не знаем, успели ли его отстроить усердные основатели его Иона и Арсений, но предание говорит что монастырь тоже раззорён до основания в один из многих бывших в крае инородческих бунтов и уже не возобновлялся. Но кроме указания писцовой книги 1596 г. о Преображенском монастыре осталось предание, в силу которого уже в 1852 году Протоиерей села Берёзовки о. Григорий Иоанович Челноков, усердию которого много обязана нынешняя церковь с. Берёзовки,  где находится чтимая икона Св.Николая, желал возобновить Преображенский монастырь и успел исходатайствовать и согласие епархиального начальства. Удельное ведомство,  которому принадлежит село Берёзовка,  отвело было место для будущего Преображенского монастыря, но уже не то, где он был прежде за р.Камой, а при самом селе Берёзовке, и кроме того один из окрестных помещиков уступал для монастыря несколько десятин пашни, лугов и леса. Удаление отсюда О. Г.И. Челнокова остановило,  как кажется, дело о построении монастыря:а тем более здесь возникает вопрос, куда и кому должна принадлежать чтимая икона св. Чудотворца Николая – Берёзовской ли приходской церкви или будущему монастырю,  как это предполагалось?

Конечно монастырь, которому не полагалось пособия от казны, мог бы как нибудь устроиться на сборы,  сделанные повсеместно,  а чтимая икона,  доставляющая значительные доходы, упрочила бы существование монастыря.

источник:"Справочная книжка Уфимской губернии. Сведения числовые и описательные", Уфа, 1883

Поделиться: