1924г. - Акты Осинского уездного церковного совета

Несколько Осинских церковных актов начала 20-го века из издания "Краткий очерк положения, сложившегося в Российской церкви к 1923-1924 гг" Часть II.

Запрос Осинского уездного церковного совета Пермской епархии от 15/28 августа 1923 г. - просят разъяснить, как быть с переходом на новый стиль и неофициальным требованием местной власти праздновать по новому при отсутствии разъяснений со стороны ВЦУ; как быть с поминовением Святейшего Патриарха Тихона, которое местной властью объявлено контрреволюцией, и этого мнения она придерживаеся до сих пор. (221/4)

 —

Постановление Святейшего Патриарха и Св. Синода № 89 от 11 февраля 1924 г. - "открыть в г. Осе Пермской епархии кафедру викарного епископа и переместить на нее викария Уфимской епархии епископа Петра Саткинского - на основании доклада и ходатайства Осинского уездного церковного совета. (262/1)

 —

Доклад Осинского уездного церковного совета - (от 1 февраля 1924 г.) - о положении дел в епархии. В епархию входят 7 уездов Пермской губернии: Пермский, Кунгурский, Красноуфимский, Оханский, Осинский, Соликамский, Чердынский. На 1912 г. насчитывалось 474 прихода - православных и единоверческих. С приездом уполномоченного ВЦУ Михаила Трубина на первых порах почти целиком приняла обновленчество - в лицедуховенства, "... народ же находился в блаженном неведении и долго ничего не понимал, хотя смутно до него и доходило о совершившихся событиях в Русской Церкви".

Прибыв в Пермь в августе 1922 г., Трубин собрал пермское духовенство и заставил его под угрозами признать ВЦУ (в том числе и Сильвестра, епископа Пермского),  "... а по примеру Пермского духовенства и провинциальное, без участия народа и без воли его, в разное время, где в силу личного присутствия Трубина, где в силу его грозных распоряжений, через новоявленных усердных угождателей и строителей в недолгое время признало ВЦУ и сделалось членами той или другой обновленческой группы..." То же было и в градо-Осинском округе, исключая одного священника и двух иеромонахов, - на съезде духовенства, без мирян, с участием Трубина - 4 сентября 1922 г. Таким образом Пермская епархия стала обновленческой.

Лучшие из духовенства более внимательно стали изучать идеи обновленчества (этому способствовало и наличие 3 "отщепенцев", возбуждавших народ против обновленцев) - это ознакомление привело к решению градо-Осинского благочиннического округа на съезде 13/26 февраля 1923 г. - отмежеваться от ВЦУ и от Пермского Епархиального Управления, признав лишь власть епархиального епископа Сильвестра (который тогда был в заключении) - так появилась первая официальная оппозиционная единица обновленчеству и началась борьба с ним"... Этому примеру последовали и другие округа уезда, и приходы других уездов.

К Пасхе закончился суд над епископом Сильвестром, его отпустили (его позиция была двойственной - советовал духовенству сохранять каноническое единство с Патриархом, не признавать каноничность ВЦУ и обновленческих епископов Ашиххина и Бирюкова, - а в официальных бумагах признавал ВЦУ, был председателем обновленческого Епархиального Управления и членом "Живой Церкви", а потом СОДАЦа, подписал распоряжения обновленцев о прекращении возношения имени Святейшего Патриарха за богослужением, по освобождении из заключения служил с обновленческими епископами и с их помощью получив от ВЦУ распоряжение о увольнении от управления Пермской епархией, уехал в Москву, не оставив преемника).

По оставлении кафедры Сильвестром представители Осинского округа собрали 1/14 мая 1923 г. уездный съезд из представителей от духовенства и мирян православных приходов, где избрали исполнительный орган - Уездный Осинский Церковный Совет из 3 священников и 2 мирян; подтвердили отмежевание от ВЦУ и постановление съезда духовенства и мирян от 1920 г. о желании иметь кафедру викарного епископа в Осе. Съезд постановил временно соединиться с православным епископом Нижне-Тагильским Львом, управляющим Екатеринбургской епархией, который рекомендовал обратиться к Уфимскому Собору православных епископов для получения собственного епископа.

Был назначен епископом Иоанном Давлекаловским к рукоположению епископ Петра (Гасилов, из священников) - в конце июня 1923 г. Так Оса вошла в каноническое общение с Уфимским Собором православных епископов, возглавляемым епископом Иоанном Давлекаловским. 16/29 июня 1923 г. - новый съезд, с разрешения уездного управления (ГПУ) - где выработана техническая сторона регистрации христианских общин; зачитали постановления обновленческого "собора", которые были признаны не имеющими силы, а собор - групповым съездом.

Выработан устав Церковного совета - его должен был возглавить епископ как председатель, а за его отсутствием - один из священников. Особо подчеркивалась аполитичность объединения. Епископ Петр приехать сразу не смог, члены совета на совещании 30 июня решили послать за ним уполномоченного, но в ту же ночь члены совета, кроме одного, были арестованы - за "незаконное собрание" 16/29 июня -  в заключении были 4,5 месяца.

Духовенство растерялось. Через 1,5 месяца был арестован и последний член Совета, духовенство затаилось. Во время ареста Оханская община, вошедшая в состав Осинского объединения, по своей инициативе отправила уполномоченного к Святейшему Патриарху с просьбой назначить викарного епископа - Патриарх назначил в Оханск епископа Никона (б. архимандрита Давидовой пустыни Соловьева) - с поручением временного управления Пермской епархией.

С его прибытием воспрянули духом; в Осе на службе в осень (24-25 сентября) "... его положительно забрасывали цветами..." Об отношениях с епископом Петром и Уфимским Собором его не осведомили. Его активная деятельность вызвала энтузиазм среди верующих, "... что, очевидно, было своевременно учтено и принято за будирование масс..." - с 1 октября объявили домашний арест, епископ Никон поехал в ГПУ просить о снятии ареста и разрешении служить в храмах - его пригласили в отдельный кабинет и объявили об аресте (учли перспективы активизации православных) - "... без всякого объяснения - одну ночь был в ГПУ,  а 2-го его уже отправили в Пермский дом заключения № 1 и определили через камеру от членов Церковного Совета. Обвинили его по 70 статье. Случай помог их встрече  - епископ дал указания, как быть.

С обновленцами - никаких связей, без политики. Членов совета освободили 11/24 ноября 1923 г. - за это время обновленцы нажали на духовенство, многие из которого пошли к ним. В декабре послали уполномоченного в Уфу для выяснения вопроса о своем положении (так как сознавали свою каноническую зависимость от Уфимского Совета епископов). А Петр за это время был переназначен в епископа Саткинского (в Пермь не выезжал).

Иоанн Давлекаловский снова принял на себя заботы о нуждах епархии, но дал благословение обратиться к Патриарху с докладом и просить епископа"... Просят открыть кафедру; епископу - не думать о выгодах и обширности епархии - спасать то малое, что есть. (262/12-29)

 —

Рапорт Патриарху Тихону епископа Воткинского Амвросия, викария Сарапульской епархии, от 15 декабря 1923 г. - Сообщает об обращении к нему 9 декабря 1923 г. представителя двух благочиннических округов Оханского уезда Пермской губ. священника с. Баклуш Павла Будрина, который сообщил, что назначенный в г. Оханск епископ Никон арестован. Многие приходы Пермской епархии, не хотящие следовать за обновленцами, оставшись без руководства епископа, просят его принять их в свое подчинение. Ходатайства об этом были и до приезда епископа Никона - от благочинного с. Б.Усы о. Владимира Двинянинова, собора г. Осы свящ. Свечнина, свящ. с. Пальники Н.Пьянкова - которые выступали как уполномоченные от своих округов, желащих быть в подчинении Патриарха Тихона. Просит поскорее разрешить вопрос ввиду опасного стремления обновленческого духовенства Пермской епархии использовать отсутствие епископа в своих целях. Прилагает на телеграф 3 тыс. руб. - Резолюция Патриарха Тихона и Св. Синода от 4 января 1924 г. - Поручить Преосв. Амвросию временную заботу о приходах Оханского, Осинского и других уездов Пермской епархии. (273/1-2)

Поделиться: