Старинное путеописание земель около реки Двина по направлению к Печоре через Югорию до реки Обь

Самый короткий путь туда, говорят, от Двины через Пермию. Насчитывается от Вологды до Устюга, направо и вниз, туда, где Сухoна присоединяется, 500 верст.

Около городка Стрельце, в двух верстах ниже Устюга, присоединяется к ней река Юг, текущая с юга. От ее устья до истока насчитывают свыше 500 верст. После того, как Сухона и Юг сливаются, они теряют свои названия и принимают имя Двина. Затем через 500 верст по Двине путешественники приходят в Колмогоры, в шести днях пути от которого Двина впадает в море. Этот путь обычно совершается по воде, ибо по суше от Вологды до Колмогор через Вагу – 1000 верст.

Недалеко от Колмогор находится река Пинега. Она течет с востока, с правой стороны, и впадает через 700 верст в Двину.

От Двины до одного места под названием Никола через Пинегу – 200 верст. Оттуда переносят суда по суше, на расстояние полуверсты, и приходят в реку Кулуя.
Река Кулуя берет свое начало из озера того же названия. От ее устья до моря 6 дней пути.

Если идти морем, на правом берегу мы видим следующие области: Становище, Калунище и Апну, а дальше идет мыс Хогороский, а также места Каменку и Толстый, и наконец, попадают в реку Мезень, и после 6 дней пути к деревне, или городку, того же названия, расположенного в устье реки Пезы, по ней направо, к востоку, через 3 недели пути встречается река Печора, откуда перетаскивают суда по суше 2 версты, затем переходят в 2 озера, оттуда выходят два пути: один – направо в реку Рубиху, по которой приходят в реку Чирку, а по другому – прямее и короче – суда приходят в Чирку. А отсюда приходят через 3 недели в устье реки Цильмы, а также в большую реку Печору, которая имеет там ширину 2 версты, а дальше 6 недель пути до острога Пустозера, около которого Печора впадает несколькими устьями в океан. Местные жители здесь грубые, и многие были в 1518 г. крещены.

От устья реки Чилмы до устья реки Усы через Печору путь займет 1 месяц, а Уса берет свое начало с гор Земного Пояса, в частности, со скалы Большой Камень.

От истока Усы до ее устья насчитывается 1000 верст. Далее река Печора течет с юга, и от устья Усы вверх по реке до устья реки Щугура – это путь в 3 недели.

Вдоль рек Печора и Щугур живут многие народы, которых называют также самоедами. Здесь много птицы и рыбы, а также пушнины. Народ дикий, они не выезжают из пределов своей страны и избегают всякого общения.

От устья Щугура, вверх по течению, до Пояса, Артавище, Камени и большого Пояса три недели пути. А восхождение на каменную гору – 3 дня. Перейдя их, приходят к реке Артавище (я думаю, что это та же самая, которую мы называем Вышний Пелым), а затем к реке Сибути к крепости Ляпин, или Пелым.

От Ляпина приходят к реке Сосва, откуда окружающие народы вогуличи получили свое название.

Оставив Сосву справа, путешественники приходят к Оби, которая берет свое начало из озера Катая, которое можно едва переплыть за один день. А Обь так широка, что достигает в некоторых местах ширины в несколько верст. Здесь живут также вогуличи и югричи.

От острога Обеа, вверх по реке до Иртыша – 3 месяца пути. В этом месте есть два острога: Ером и Тюмень.

От устья реки Иртыш до острога Грустина – 2 месяца. А оттуда до озера Катая через Обь – больше 3 месяцев пути. Сюда приходят люди темного цвета, говорящие на иноземном языке, продавать жемчуг и камни. Их покупают грустинцы и серпоновцы. Последние носят свое имя от острога Серпонов, за Обью.

Слева от Оби, вверх по реке, живут народы каламы, которые туда переселились из Обвы и Погоса.

Внизу, у океана, через Обь, находятся реки Сосва и Березовая, названная по городу Березов, и река Данадим, которые сходят с гор Каменя, или Большого Пояса.

Река Коссин вытекает с гор Лукоморья, в ее устье лежит острог Коссин. Вверх по реке Коссин два месяца пути. Река Касима течет с этих же гор, а около гор Лукоморье есть большая река Тахнин, где живут очень дикие люди, довольно волосатые и с короткой шеей.

На реке Печора есть город Папин, или Папиновгород. Рядом живущий народ называют папины. Они говорят на своем языке. Горы здесь не очень высоки и всегда покрыты снегом.

На этом заканчивается это короткое описание пути и земель, которое я включил, ввиду его давности, ибо оно было составлено больше 100 лет назад и, хотя теперь не во всем полностью соответствует действительности, в особенности в отношении расстояний, которые взяты слишком большие, и в названиях, что происходило из-за незнания точного местоположения, очевидно, по причине неудобства и бездорожья и частых изменений названий местности в этих областях.

Все же в них найдутся несколько важных истин, с которыми неплохо познакомиться.

По реке Печоре, или Печано, которая впадает в море на западе от Вайгача, плавал Линсхотен уже в XV веке. Она идет извилисто, имеет с запада крутой, возвышенный берег, с востока весь берег является песчаной равниной с несколькими холмами. 

Карта Коллоколкова
Карта Коллоколкова

Много лет назад, задолго до путешествия Виллема Баренца*, 1596 некий Оливер Брюнель) вышел на небольшом судне из Энкхойзенa и приехал на эту реку, где приобрел много пушнины, русское стекло и горный хрусталь, но он там и погиб.

Море около этих берегов очень мелкое, так что находясь там, не видно берега из-за выступающих мелей. Когда русские идут мимо на своих лодьях и лодках, как и в других местах по северным берегам, они не выходят далеко в море, у них на судне есть несколько бревен, которые они рядом с лодкой вбивают в дно, кладут на них доски и перекладывают на них груз, чтобы разгрузить судно и перенести его через мель, затем снова нагружают его и увозят бревна с собой, чтобы повторить то же у другой мели.

На берегу моря встречаeтся много больших белых медведей, в глубине страны они только серые. И примечательно, перед зимой эти серые медведи под каким-нибудь сухим деревом, у корня, роют яму, ложатся в нее. На них падает снег высотой 6-7 футов, и они не встают раньше, чем через 6 месяцев, когда настанет теплое время. Они жирные, когда ложатся, и очень худые, когда встают. Крестьяне умеют их ловить, так как их дыхание образует отверстие в снегу, и так их обнаруживают. Крестьяне, которые ходят по снегу на длинных плоских коньках, чтобы не проваливаться*. Об этих коньках см. выше подробнее. Они подгоняют медведей и так как они по глубокому снегу не могут бежать, они падают или идут медленно по мягкому и пушистому снегу, и тогда крестьяне их ружьями и палками убивают.

Исаак Масса уверяет, что река Печора через 6 широких устьев впадает в море, потому что перед этой рекой или в ее устье, есть несколько островов. Он считает, что досюда простираются горы Земной Пояс. 

В середине пролива Нассау, или Вайгач, лежит островок, откуда начинается мель, идущая почти до cередины фарватера.

Колоколкова – так называют местечко недалеко от Печоры на морском берегу. Земля там как дюны равнинная, подобно морским берегам Голландии. Здесь очень мало населения. Очевидцы сообщили мне, что они, будучи там в 1669 г., не видели людей, но встречали признаки того, что они там были, такие, как воздвигнутый крест и лежащие мертвые тела. Птицы там были настолько тихие, что их можно было ловить руками. Лед здесь, как сообщают очевидцы, лежит на берегу иногда до середины июня еще крепкий, и наблюдается сильный дрейф льдин в море.

У этой бухты Колоколкова, лежащей напротив острова Колгуев, у моря есть очень высокая гора, от которой бухта носит свое название, а остальная земля равнинная и песчаная. Перед этой горой на полмили в море много мелей. Здесь есть рыба, которую называют омуль (омеле или омели), похожая на семгу, вкусная. Есть и рыба гольцы, но не в изобилии. Весь этот берег не заселен, только самоеды приходят иногда охотиться на гусей, а зимой ставить западни на каменных лисиц, которых здесь очень много.

Рядом можно видеть зарисовку этой бухты Колоколково, также и вид некоторых берегов в ее окрестности.

Область вокруг реки Колоколковой идет на 2 мили вглубь страны и, насколько можно видеть с моря, это равнинная земля, и берег в основном песчаный, почти на уровне моря. Но на восточном берегу, в глубине страны, имеются далеко простирающиеся и плоские горы, не очень высокие. Из-за этих гор выходит река Колоколкова. Эта земля имеет озерa и стоячиe воды. Там много северных гусей, горных уток и других птиц.

Остров около Колоколковой 100 лет назад называли Токсар.

Земля Вайгача по внешнему виду похожа на зеленое поле, несколько возвышенная, но голая и без деревьев. Со стороны моря она скалиста, с опускающимися берегами, в некоторых местах камень сероватый,. Вода в проливе иногда очень черная, как в канавах в Голландии, но дальше к востоку она зеленая и соленая.

Повсюду видны, как некоторые говорят, полевые цветы, некоторые с хорошим ароматом и разной окраски, кое-где и хорошая трава, но большей частью, бледно-зеленая.

Городок Печора имеет такой вид, как здесь изображен. Он получил свое название от прилегающего озера, ибо «oser» значит по-русски: озеро, а «Poest» – дикое, так сказать, «бурное» озеро. Здесь есть рыбы, несколько похожие на мелкую семгу, называемая чири и пеляди. Они изнутри красные, очень вкусные и в замороженном виде их привозят на продажу в Россию.

  1. Постоялый двор.
  2. Присутственное место.
  3. Дом воеводы
  4. Монастырь
  5. Острог
  6. Церковь
  7. Кладбище
  8. Болото
  9. Озеро Пустозер
  10. Река Печора
Маленький город Пуст-Озер на острове в стоячей воде. Этот горд называется также Пуст-Озерской.
Маленький город Пуст-Озер на острове в стоячей воде. Этот горд называется также Пуст-Озерской.

От городка Пустозера, или Печора, так же как и по озеру того же названия, и по рекам ходят на судах величиной с наши барки, на которые они похожи.

Дома в этом местечке построены из дерева и зимой они почти полностью покрываются снегом, так что их и не видно, кроме того места, где окна, оттуда удаляют снег большими палками и другими орудиями, чтобы впускать воздух и выпускать дым. Здесь летом не растут плоды, только немного ягод, называемых морошка. Они желтого цвета. Там встречаются дикие собаки и черные, белые, желтые лисы, олени и другие животные. Недалеко оттуда к северу есть местечко Устьваске, где люди летом занимаются рыболовством. Там встречается рыба: или чири и пеляди, несколько похожие на нашу мелкую семгу, или алозу. В них много вкусного жира, самые крупные из них весят примерно 20 голландских фунтов или 2 штуки – 1 московский пуд. 

Городок Пустозеро, расположен на острове в стоячей воде. Его называют еще Пустозерской

В этих областях ездят летом на вышеупомянутых судах по рекам и озеру, но зимой – на санках, запряженных оленями. В зимнее время люди еще ходят на лыжах и тянут за собой свои санки, так как снег так глубок, что без этих лыж невозможно ходить.

8 ноября в Пустозере день длится полтора часа, но ночью совершенно темно больше 20 часов и солнце светит с этого месяца и до февраля очень мало, даже его почти вовсе нет, напротив чего, летом почти нет ночи, но солнце мало греет, поэтому тогда очень быстро холодает.

Городок Пустозеро окружен частоколом из бревен с деревянными башнями и бойницами. Это сделано от нападений самоедов. Те иногда зимой, когда все замерзло, предпринимают таковые под руководством своих сибирских князьков, которые тогда появляются чтобы грабить. Но когда эти люди проникают внутрь заграждения, они со своими стрелами и слабой военной хитростью ничего не могут сделать. Городок находится там, где на рисунке показана полоса с трех сторон. 100 ратников обычно находятся там в гарнизоне и больше 20 отдельных домов жителей, кроме дома ссыльных и воинов. Свободные люди, живущие там, занимаются зимой охотой, а летом рыболовством.

Вокруг растет немного мелкой травы, это местные жители называют тундрой, а также кедровые деревья, но не высокие и толстые, и немного мелкого кустарника.

Сюда высылают самых крупных преступников потому что их здесь легче охранять, чем где-либо из-за глубокой воды и огромного количества снега, выпадающего ежегодно. Летом самоеды приходят туда торговать.

В 150 верстах от Пустозера, или Печоры, там, где впадает река Цильма, есть деревня Усоленская. Неподалеку оттуда находится еще другое местечко Исма, на реке того же названия. И помимо этих местечек больше в окрестностях нет населенных мест, только на реке Печора, к северу, и если прийти с моря, встречается еще несколько домиков, которые летом заселены. Так что здесь и по морскому берегу редко встречаются люди, только иногда кочующие самоеды, и нет соседей, кроме очень дальних. Здешние жители ловят много рыбы, но мелкой. Там много диких уток и других птиц, особенно летом.

Самоеды, живущие около Пустозера, живут в хижинах, каждая семья имеет по одной или больше, а самые бедные – одну хижину на две семьи.

Самоедское хозяйство летом. Самоедская охота
Самоедское хозяйство летом. Самоедская охота


Одежда мужчин-самоедов, живущих в окрестности этого места, сделана из плохого меха животных, шерстью наружу, с пришитым капором, который натягивается на голову. Часто они носят палку, тонкую, но длинную, в два человеческих роста, с набалдашником наверху, которых они подгоняют оленей, запряженных в сани. Штаны тоже из этого меха, шерстью наружу. Замужние женщины одеты, как и мужчины, с той лишь разницей, что нижний конец кафтана обработан различными кусочками разных цветов, обшит мехом и птичьими шкурками, и немного красивее сшито, чем у мужчин. Кроме этого, они обычно ходят с обнаженной головой и на груди носят железное кольцо диаметром 6–8 дюймов, и волосы заплетены в косу или локоном вокруг пояса. Мужчины, напротив, носят волосы коротко остриженные. Но девушки и незамужние не носят такого кольца, как видно из зарисовок об этих печорских самоедах, хранящихся у меня.
Божества, которым поклоняются там самоеды, различны. Некоторые из дерева, другие из камня. Когда среди них возникает спор, или же они не могут договориться, тогда их старший велит им сражаться на стрелах и стрелять друг в друга. Тот, кто самый ловкий или изнуряет своего противника, выигрывает тяжбу. Для этого используют тупые стрелы. Среди них есть люди, которые выдают себя за вещунов, колдунов или заклинателей бесов. Они носят кафтаны с пришитыми железками. Они умеют притворяться, будто разрезают кого-нибудь на куски и снова оживляют его, делают удивительные гримасы, как выше упоминалось.

Богатство этих самоедов состоит в оленях и северных оленях. Деньги им нужны только чтобы иногда покупать что-нибудь у московитов. Они живут до глубокой старости. Но если их увозят из страны, то скоро умирают. Мясо они часто едят сырым, хотя едят его также и вареным. Они употребляют в пищу всякую тварь – крыс, мышей, кошек, кротов и т.п. также и мороженное мясо, не оттаивая его.

То, что самоеды в чужом и более теплом климате легко заболевают и умирают, связано с тем, что они употребляют нечистую пищу и потом, когда попадают в более мягкий климат, и употребляют лучшую пищу, у них вызывает болезни. И хотя эти самоеды поклоняются деревянным и каменным статуям, они все же говорят, что Бог управляет миром, и они почитают идолов только по привычке, пришедшей от предков. Каждый самоед у Пустозера, носящий лук, платит дань Его Царскому Величеству в виде мехов. Это очень робкий народ, они боятся огнестрельного оружия, они холодны по отношению к женщинам и покупают своих жен, обменивая на оленей*. И богатые имеют не больше 4 жен, и то очень редко. Они низкого роста, широколицы, с узкими глазами и плоскими носами. Их объединения называются в тех местах улусом. У них нет постоянной стоянки, они переезжают с одного места на другое. Они очень любят водку – как мужчины, так и женщины, и молодые, и старые, и часто упиваются до смерти.

Эти самоеды ездят так быстро на санках, запряженных оленями, что на трех таких животных за один день пробегают от Печоры до Мезени. Эти животные очень ручные и послушно бегают, едят мало, выцарапывают мох из-под снега и употребляют его, им нужно немного. Кнезы, или кнезьки, – это мелкие князья самоедов. Каждый из них имеет определенный знак или признак, по которому отличают свою группу. Знаки эти состоят из трех больших или маленьких полосок, кружков, расположенных так или эдак, написанных или нарисованных.

На реке Печоре много островов, и считают, что море от городка Печора, Пустозера или Пустозерского острога, лежит в 60 верстах, это 12–14 миль.

Слова Абарин, Бородин и Тюрин, или Турим, показанные на рисунке, означают фамилии семей, имеющих в этом местечке свое жилье. Несколько домиков построены вместе, как маленькие деревушки. Место с номера 5 обозначено как острог, правда, носит это название из-за своей прямоугольной формы, в виде форта, острога или замка, но это, собственно, тюрьма, куда привозят таких людей, которые стали еретиками. Они должны в этом климате закончить свою жизнь. Это место окружено тяжелыми сосновыми бревнами. Пищу передают туда снаружи, и вход между двумя болверками или, лучше сказать, выступающим кругом бревнами, редко открывают. Дичь и рыба – единственные предметы торговли свободных людей этого места. Двойные полосы около дома воеводы означают болото или стоячую внутреннюю воду.

Мимо этого острова, который, согласно некоторых сообщений, не лежит так глубоко в озере, как изображено на моей карте, течет большая река Печора, из нее выходит меньшая по размеру река Цар, которая почти окружает это местечко, называемое Пустозерский острог, и эти две реки превращают его таким образом в остров. Между большой рекой Печорой и речкой Цар – маленькая полоска земли. Пустозеро больше мили в диаметре и омывает восточный берег этого острова.

Вода в этом озере зимой замерзает до толщины в 3–4 аршина, а вьюги образуют целые горы снега. Птицы часто в сильные холода падают замертво. Так как в снежное время от каждого дома отгребают снег, то вокруг каждого из них образуется высокий болверк, что выглядит очень странно. Однако люди, которые там родились или долго жили, ведут здоровую жизнь и, хотя кроме рыбы и дичи без хлеба ничего не едят, они живы и здоровы. Напротив, те, которых увозят туда в ссылку или на военную службу, и имели привычку к хлебу и другой пище, часто там тяжело заболевают цингой, как мне рассказывали люди, которые там некоторое время жили в ссылке. На реке Печоре люди занимаются еще и охотой на китов, на маленьких судах, которые они называют коксин, выходя в море, на них они в течение суток могут привезти к берегу 100–120 таких животных.

В зимнее время, когда около Пустозера мало ловят рыбу и время для охоты неподходящее, жители обрабатывают мамонтовую кость и кости моржей и других животных. Из них они вырезают гребни, рукоятки ножей и другие предметы – для употребления и украшения.

Когда в озере и в реках у берегов ловят рыбу, то собаки, приученные к этому, тянут сеть по берегу. Рыба там очень жирная, а жирная рыбная вода употребляется как напиток.

Когда я однажды потребовал сообщения об этом городке Пустозеро от некоего человека, который там 7 лет жил в ссылке, он потребовал от меня описания ада, ибо полагал, что сходство очень большое. Говоря это, он изобразил безобразия и неудобства, перенесенные им там зимой.

У большинства людей, живущих в Пустозере, красные, гноящиеся глаза, лицо плоское, они похожи на самоедов.

Цильма – это река, к югу от Пустозера. Около нее находят руду, содержащую, как говорят, немного золота, серебра и меди.

Господин Андреас Артемонидес Матвеев, московский посол при его Высокомогущественных [Штатах], рассказал мне, что около Пустозера находят много мамутовой кости, и что он около неких гор видел большое количество этих клыков, в частности, два, чрезвычайно тяжелые, Толще и больше, чем когда-либо он видел*. Об этой мамутовой кости см. выше подробнее. Снег идет там больше двух месяцев непрерывно.

Итальянский землеописатель Магинус говорит, что в этой области есть горы Рифеи и Гипербореи, и что они так высоки, что за 17 дней невозможно подняться до их вершины. Это большое заблуждение. Правда, что эта горная цепь называется Пояс земли (как древние называли эти горы) лежит там поблизости, но она достигает высоты не выше Альп.

Между местечками Усть-Цильма и Вожгора, расположенных недалеко от Пустозера, на рукаве реки Цильма, живут русские и самоеды.

Вожгора – это очень большой пагос или приход, к которому принадлежат несколько деревенек на реке Индига в области Борандай.

Тубас – это река, впадающая в реку Ижма, они затем вместе текут в реку Печора. У этой реки ловят много соболей, но они не из лучших.

Река Ухта – это тоже приток Печоры. На ней, в 1,5 милях от волока или отмели, которая там есть, в воде плавает жир. Это черная нефть. Камень нефти встречается там тоже. Он горит, как свеча, но издает тяжелый запах.

Исемской лежит на рукаве Печоры, он заселен сирианцами и пермяками. Сюда ежегодно приезжает летом воевода Пустозера осматривать суда, которые возят сибирские товары. Это первое населенное место, если спускаться по реке Турья, так что эта страна там очень пустынная и незаселенная. Говорят, что это маленький городок, открытый и деревянный.

Теунис Эйс, который был шкипером в путешествии на Новую Землю и на реку Печору, рассказал мне, что Канденос, против мнения большинства, отделен от материка только маленькой бухтой, по которой не могут пройти ялики, или несудоходным каналом, и что Промой соединен с Канденосом. Это, говорит он, твердая, высокая, черная земля, без деревьев. Некоторые наносят ее на карту в виде круга, но большинство – как продолговатую территорию. Около Рыбачьей бухты или Вичоры, в реке Печора, начинают появляться деревья, и несколько выше этой бухты стоит деревня. Затем следует город, там река глубокая. Чтобы прийти к городу, идут под парусами вдоль западного берега, где имеется два глубоких места. Там очень много семги.

Живущие у реки Мезень приходят водным путем торговать к реке Печора. И на лодьях они, правда, очень редко, приходят из Печоры в Обь, через Вайгач, вдоль твердого берега. Из Печоры, говорят, вытекает приток, который доходит до реки Мезень, по словам жителей, среди которых много русских ссыльных.

Карта побережья между Канденос [мыс Канин Нос] и островом Мауритуса [Матвеев остров], составленная шкипером Тейнисом Эйсом в 1680 г
Карта побережья между Канденос [мыс Канин Нос] и островом Мауритуса [Матвеев остров], составленная шкипером Тейнисом Эйсом в 1680 г

Он сообщил мне еще, что [Новая] Земля состоит из островов, что он к северу от нее находился в проливе, как он считал. По суше, вдоль реки Печоры, нет дорог, поэтому там все идут на яликах.

В проходе Печоры, на восток от нее, центробежная пучина. Много семги, пойманной там, привозят на рынок в Сибирь. Река Печора далее расширяется и переходит в озеро.

По его мнению, острова Оранье лежат несколько южнее, чем они обычно изображены на картах, и Вайгач, несомненно, лежит южнее. Согласно этому сообщению, на карте земли между Каргополем и Вайгачем, приложенной к этому труду, была бы внесена ошибка в отношении этой области. Этот вопрос я оставил неразрешенным, потому что я ее составил тоже по данным очевидцев.

В устье Печоры, говорят, нет хорошей якорной земли и стоянки. От Печоры прежде привозили водным путем пушнину в Архангел, но теперь это делается сухим путем, по вышесказанным причинам.

С севера и северо–востока из-за Новой Земли, сказали мне, прилив приносит больше воды, чем уносит отлив. Лед, якобы, всегда разделяется на высоте Костин Шара, часть льдин идет к северу, а другая – к югу.

Он [Тейнис Эйс] считал, что позади Новой Земли в некоторые годы в определенное время можно было бы очень легко плыть вдоль Сибирского или Тартарского берега. Но что касается дальнейшего пути, он сильно сомневался, ибо, хотя вода там открыта, все же там летом почти всегда очень густой туман.
Самоеды употребляют для перевозок в санях северных оленей. Они настолько ручные, что при малейшем толчке ложатся и тихо лежат.
Здесь заканчивается сообщение Тейниса Эйса. 

Карта земли Их Царских Величеств между Каргополем и Вайгачем
Карта земли Их Царских Величеств между Каргополем и Вайгачем

Три карты этих берегов приложены к этому труду: карта областей между Каргополем и Вайгачем, карта морского берега наиболее заселенной части страны самоедов и карта берега между Канденосом и островом Мауритиус, нарисованная Тейнисом Эйсом – несколько отличаются друг от друга. Первые две нарисованы путешественниками, которые были в этих краях, и такими же оставлены, как они их мне прислали. Они не смогли измерить высоты, почему я их не отметил.

Каждая из них имеет по своему права. Первая довольно хорошо изображает реки напротив Канденоса, с островом Колгуевым. Вторая показывает довольно хорошо конец Новой Земли и противоположный берег. Но остров Вайгач на ней забыт. Остров Колгуев называют там Грязный остров. На ней видны названия берегов и зарисовка Новой Земли, Маточкин шара или протока Матиса. Причем видно, что это проход, а не бухта или река. По всей вероятности, было бы очень удобно идти здесь летом от северного берега Земли в Ледяное море через этот проход и, возможно, удобнее, чем через узкий Вайгач, так как там лед постоянно проплывает из Оби и других рек Тартарии, подгоняемый течениями, идущими обычно с востока на запад и в Вайгаче образующий пробку. Это я, однако, не выдаю, как закон или неоспоримую истину, а лишь предположение, основанное на рассуждениях. Большинство тех, кто плавал вдоль берегов Новой Земли, принимал это проток только за бухту. На карте Тейниса Эйса очень хорошо изображен вход в реку Печору, чего никто до него не показал так ясно, а также и форма Канденоса со стороны моря и расположение морских берегов.

Карта морского побережья самой густонаселенной части страны самоедов
Карта морского побережья самой густонаселенной части страны самоедов

Во время первой ловли семги, в реке Печоре далеко вглубь суши, видны высокие горы, хотя остальная земля там большей частью низменная. Та всегда видно у берегов много леса, приплывающего туда весной, когда реки оттаивают. У входа в реку есть твердая песчаная мель, через которую можно переплыть только на легких судах.

Этот шкипер рассказал мне, что он видел на острове, рядом с рыбачьим углом, участок земли с деревьями и корнями на поле, разбухшие от наводнения. Там наблюдается бесчисленное множество птиц, особенно таких, которые зимой перелетают к нам и в другие страны Европы.

Вокруг Печоры встречаются самые лучшие и крупные соколы в мире, они называются кречеты. Они очень пригодны для охоты на цапель. Всех пойманных цапель увозят ко двору. Говорят, что нельзя вывозить из страны ни одной цапли. Они не живут больше 4–5 лет*. См. описание путешествия в Москву барона Майербергера.

В устье Печоры видны несколько близлежащих островов. Высокие горы без растений всегда покрыты снегом. В низменностях этого края много кедровых деревьев и встречается много хищных птиц. Люди там малопонятливы и живут скудно. Область носит название этой реки.

Пaпиногород, или Папиновгород – это город, недалеко от реки Печора, в глубине страны. Он расположен довольно красиво, около болота, окружен высокими горами. Близко от города течет река, где имеется изобилие рыбы. Дома здесь очень плохо построены – низкие, из веток деревьев, замазанных глиной. Жителей называют папины.

Считают, что город Папиногород лежит в Сибири и что Сибирь от Борандая недалеко. Они разделены высокими горами, на 20 часов пути севернее Папиногорода. Если перейти эти горы, то к югу от них встречаются места, где люди одеты в медвежьи шкуры, но у некоторых имеется одежда из холста, а сверху мех. Народ около Папиногорода живет лучше и в обращении культурнее, чем борандайцы. Из-за неплодородности земли, множества диких зверей, снега и бездорожья там очень трудно ездить. Там хижины сделаны так же, как в Лапландии. Этот народ часто меняет место, не живет подолгу на одном месте.
Эти люди, как и самоеды, утром просыпаются и выходят из своей хижины с женами и детьми и обращаются к солнцу, поклоняются ему. Они поклоняются и луне, и северной звезде, и делают им жертвоприношения. 

Борондай – эта область, согласно сообщению датских путешественников, опубликованному Мартиньером, расположена недалеко от реки Печора. По берегам моря она имеет высокие горы. У этого берега лежит остров Кильдин. Он у меня до сих пор не нанесен на карту, так как я не знаю его точного расположения. Жители меньше ростом, чем лапландцы, но глаза по форме, цвету и глубине такие же. Но то, что у нас в глазах белое, то у них красно-желтого цвета. Лицо у них плоское и широкое, нос загнутый, голова большая. Кожа у них коричнево-черного цвета, ноги как подпорки. На ногах у них узкие штаны из меха белого медведя. Такие же и кафтанчики до колена и капоры или шапки, шерстью наружу. Обувь из коры дерева. Дома покрыты рыбьими костями, низкие, по форме как яйцо, без какого-то отверстия для воздуха, кроме двери, которая похожа на печную дверцу. Этот народ живет рыбной ловлей и охотой. Они не солят пищу. Вместо хлеба они едят сушеную рыбу, пьют чистую воду, в которую кладут какие-то ягоды, придающие ей цвет и вкус. Женщины одеты, как мужчины. Они так же, как и мужчины, выходят на охоту и рыбачат. Они очень любят табак и водку, несмотря на то, что прежде проявляли к первому большое отвращение.
Этот народ использует саночки большего размера, чем в Лапландии. В них помещаются по два человека. Северные олени здесь тоже крупнее, чем в Лапландии.
Страна редко заселена, и иногда нужно ехать 10-12 часов, прежде чем попадется несколько домов.

Народ, живущий в глубине страны, более дикий, чем живущий на берегу моря. Они живут только охотой. Летом они едят дичь, свежее мясо, несколько поджаренное на углях, а зимой – высушенное на солнце. Они живут подобно животным. Их хижины сделаны из веток, одежда – из медвежьих шкур шерстью наружу. Они носят пояс из того же меха вокруг талии. Женщины отличаются от мужчин только волосами до плеч. Их оружие – это копья из очень твердого дерева, лук из коры, колчан со стрелами и камень, острый, как бритва, висящий на поясе. Олени питаются мхом. Страна очень пустынная, бездорожная.
Область Борандай простирается по обеим сторонам реки Печора, но больше к западу, и имеет границей только море. Внутренняя часть страны, собственно, и называется Самоедия.

Борандайцы не имеют понятия о вечной жизни, и считают, что со смертью кончается все. Они едят мясо волков и медведей. Они не умеют читать и писать, и тем более у них нет никаких законов. Однако они благопристойны, справедливы, добродушны и гостеприимны.

Они умеют, как и самоеды, ловить китов, выходя на маленьких лодках. На них они отправляются от берега, заметив эту рыбу. Загоняют ей в тело гарпун, с привязанной веревкой, затем отпускают ее и плывут к берегу и тянут животное за собой.

На этом кончаются сведения Мартиньера.

Визора, или Вичора, – это городок в стране борандайцев, лежащий недалеко от моря, на западном берегу реки Печора. На табак и водку там можно получить много мехов, но это запрещено иноземцам. Он лежит между двумя горами, каждая по 1 мили высотой. Домики там построены из рыбьихкостей, очень искусно законопачены мхом, [стены] заполнены и покрыты морскими ракушками так плотно, что никакой ветер туда не проходит, только через дверь, или через окошко для воздуха на фасаде.

Женщины и дети делают сети из древесной коры, а также веревки для лодок. Другие делают одеяла из коры, топоры, мечи, пики, метательные стрелы и другие стрелы – все из рыбьих костей. Делают одежду из медвежьих шкур и сшивают их иглами из рыбьих костей. Эти женщины очень некрасивы, низкорослы, грязные, черноватые, скорее серые.

Коптюга – это местечко, заселенное сирайнами, расположенное около Камня и Борондай. Там по-русски мало понимают, этот народ находится под властью Их Царских Величеств и пользуется большими преимуществами.

Усть-Цилимск – городок на реке Печора, заселенный русскими ссыльными. Страна там очень пустынная и занята лесами. Там живут немного самоедов. Там добывают разные красивые меха.

К западу от реки Цильма, притока Печоры, вверх по реке, земля не заселена и болотиста. Иногда едут 10-12 дней, не встретив ни людей, ни домов. Поэтому здесь ездят только днем и самоеды служат проводниками.

Местечко или городок Усть Васке довольно хорошо населен. Он расположен недалеко от реки Печоры, у истока реки Цильма.

Столп, или Столпохен, – это гора, на местном языке называется Барзагуне. Она стоит недалеко от реки Печоры. У ее подножия есть 8 или 9 домов самоедов. Люди, живущие около этой горы, собственно самоеды, они меньше ростом и толще, чем борандайцы и приморские самоеды. Голова у них больше, лицо шире, нос больше и более плоский, у них мало волос. Они глупые от природы.

Женщины здесь очень трудолюбивы. Они обучают детей охоте. Они еще безобразнее, чем мужчины. Мужчины носят поверх своих одежд плащи из шкур животных, с лапами через левой плечо. Одежда женщин мало отличается от мужской. У них, как и у мужчин, висит через плечо лук и колчан.

Говорят, что в море впадает река того же названия, которая берет начло около этих гор. Но так как я не знаю ее точного расположения, я не нанес ее на карту.
Слободка, недалеко от моря, – это известное местечко на реке Мезень. Там довольно много зажиточных людей, занятых добыванием ворвани. Зимой, перед великим русским постом, самые состоятельные горожане нанимают рыбаков и моряков, снабжают их питанием, дают им штаны, обувь, рукавицы. Потом их посылают в Канденос, Колгой, Матсович и к другим соседним островам и берегам, лежащим в Мезенской бухте. Для этого там построены несколько домиков. В этих местах ничего не растет. Но море выбрасывает достаточно бревен для отопления и постройки этих домиков, или сараев. Здесь эти люди дожидаются льда, который пригоняет северный ветер к берегу в виде льдин шириной и длиной иногда в полмили. Тогда они идут по этим льдинам и находят множество тюленей и приволакивают их на берег толстыми пиками и крюками. Шкуры молодых тюленей, волосатые, как шерсть, называют бельками, а других, у которых выпадают первые волосы, называют зерками. Как только их поймают, немедленно снимают шкуру, чистят и сушат ее. Первые годны для выделки плащей и кафтанов, вожжей, рукавиц, другие – для покрытия ящиков. Они гораздо красивее и дороже, чем тот сорт, который бросают в ямы и из которых вываривают ворвань. За эту опасную работу они получают 1/5, 1/4, а самое большее – 1/3 часть добычи. Остальное – судовладельцу, который вместо того, чтобы работать самому, дает хлеб, пищу, суда и т.п. Эти люди, таким образом, ходят полмили и даже целую милю и больше по льдинам в море. И если ветер меняется, они вместе с льдинами плывут туда, куда их несет. Но если они идут далеко, то берут с собой хлеб, но часто бывает, что нескольких человек недосчитывают. Другие же берут маленькое судно, тянут его через льды, плывут от одной льдины к другой. Когда поднимается шторм, они втаскивают такое судно на льдину, которая им кажется побольше. Если льдина разломается, они перебираются на другую и т. д. Свою добычу они вытаскивают на берег и снова отправляются в море. Так это продолжается до 23 апреля. Летом они привозят то, что оставили в этих незаселенных местах, на своих судах кочах или лодьях.

Этот последний способ охоты на тюленей самый выгодный, таким способом они больше всего добывают, но он обходится дороже из-за снаряжения и более опасный, ибо иногда погибают суда вместе с людьми, 10–12 человек. Таким же образом несколько рыбаков отправляются выше Канденоса, где они застают моржей на льдинах. Летом туда тоже снаряжают суда – к берегу Новой Земли и вокруг острова Колгуева – ловить моржей, которых они ищут на плывущих льдинах, где те резвятся в хорошую погоду. 

На носу судна стоит штурман с жердью, на которой острый, резко загнутый крюк, который он загоняет в тело, а к жерди привязана на веревке бочка. Животные тогда бросаются в воду и пытаются отомстить бочке, но люди на судне приближаются и убивают их пиками. Из взрослого моржа можно сварить 3 тонны ворвани, пара клыков весит обычно 6–7 фунтов.

Около мезенского берега и Слободки, а также и на Канденосе ловят песцов, – летом они серые и облезшие, а зимой белые и пушистые,- в большом количестве, западнями. Горностаи тоже имеются здесь. Несколько вглубь страны по Мезени имеются коровы, но маленькие, и за 10 гульденов можно купить хорошего быка. Овец там немного, а свиней совсем нет. Люди в Слободке и вокруг нее добродушные, но любят пить. Ржи здесь не сеют. Ячмень – единственное, что разводят, и из него пекут хлеб. Они едят блины, кашу из ячменя с молоком, которое они всегда пьют после еды. Там есть маленькие птички, которых они называют пунинки – совсем белые, с черными пятнышками и пятнистыми крылышками, очень жирные и вкусные.

В мае здесь бывают еще очень сильные морозы. Река редко открывается раньше 15 или 20–го числа этого же месяца. Здесь, в окрестностях реки Мезень и около Пустозера, говорят, встречается медь и железо. В рудниках, правда, взяты образцы, но рудники не открыты, поэтому я считаю это сомнительным.
Семжа, или Мила, – это речка, которая впадает в Мезень. Перед ее устьем стоит солеварня, где добывают около 60 тысяч фунтов соли в год. Она принадлежит русскому господину Кроминину, который здесь еще сеет немного ячменя.

Кулегор – городок на реке Мезень, главный город области, где живет воевода этой области, иначе называется Кеврола или же Малый Каргополь.

Несь – это речка по соседству с самоедами, в устье большой реки Мезень. Она в море примерно на полмили, и с обеих сторон ее русла море очень мелко. Эти мели при отливе возвышаются над водой. Здесь ловят много камбалы. На пустынных и болотистых берегах растет много красивого щавеля. Береза там вырастает не выше колена.

Ямжа – это река, которая тоже впадает в реку Мезень около ее устья. Там множество рыбы белуги. Они во время прилива входят в реки из моря. Тогда рыбаки выходят на большом судне и стоят около моря, пока рыба не проходит мимо них вверх по реке. Затем они натягивают сеть поперек реки, длиной 200–300 саженей, на крепких веревках, и плывут на этих судах навстречу рыбе, которая имеет длину 2-3 сажени. Рыба при понижении воды уходит в море. Тогда они стучат, кричат, неистовствуют до тех пор, пока не кончится отлив, и этим мешают рыбе спускаться, и тогда они пиками убивают рыбу перед сетями или около них. Каждая из рыб дает примерно 2,5 бочки ворвани и при удачной ловле они могут за 2 прилива и отлива набрать груз, доходящий до 200 бочек.
На правом берегу реки Пинега есть деревня Верхняя Паленга. В реке есть большой остров, а с обеих сторон несколько свободных деревень. Кроме того, несколько деревень принадлежат Сийскому монастырю.

На реках Анадинской и Собачьей, недалеко от Ледяного мыса, живут еще народы чукчи и кулики. В реке Собачья хорошая сельдь и осетр, а также стерлядь и нельма.

Реки, которые впадают в Ледяное море, богаты рыбой, особенно вблизи моря. Люди, живущие в Сибири, в основном по берегам рек, а зимой в лесах, питаются рыбой и оленьим мясом. Прирученных животных, кроме собак, которых впрягают в тележки, здесь не встречается. У этих людей большая нужда на рыболовные крючки, иглы, ножи и топоры.

Река Кула выходит из Кулегора, с обоих берегов ее негодные болота. Она впадает в море широкой гаванью, несколько ниже Мезени.

Остров Долгой, недалеко от Вайгача, примерно на 69° Это пустынная, болотистая земля. Ничего не растет там, только немного мха и кое-где короткой травы. Семь лет назад на нем было столько козуль, что московиты за короткое время убили 50–100 штук. Теперь не встречается ни одного. 

Одни говорят – из-за суровой зимы, когда мороз мешал достать им пищу из-под снега, другие – что туда слишком часто приходили и убивали по несколько сотен сразу и таким образом оголили остров. Тем более, что часто убивали только для того, чтобы вырезать язык для еды, а остальное оставляли гнить, что вызывало падеж среди остальных. Окружность острова 5-6 миль. В середине его высокие каменные горы. На востоке песчаные берега, а на западном берегу в основном болотистая земля. Перед Промоем, к востоку от Кандиноса простирается примерно на 8 миль низменный песчаный берег. На Колгуеве, говорит шкипер Эйс, есть гавань для лодей, но не для больших кораблей. Сюда прилетают ежегодно тысячи гусей из других краев ронять перья. Их тогда в большом количестве ловят люди, приходя сюда с материка. Он описывает остров почти круглым. Там много и северных гусей, а также уток и лебедей.

На острове Канинос*, Канденос, жили еще недавно несколько самоедских семей. Но их олени, главное их богатство, в большинстве погибли. Самоеды живут главным образом около берегов и у устьев рек.

Позади Каниноса, около Промоя есть порт или бухта для лодей, которые приходят из реки Мезень или города Архангела.

Если идти на лодке вверх по реке Индига, напротив острова Колгуев, вблизи самоедов, живущих у океана, то придя к местечку Городище, где в прежние времена жили несколько народов, называемых шуди, которые воевали с русскими и больше уже не существуют. Остались только стены древнего города. Теперь русские, которые живут на реке Пинега и в виде дани должны ежегодно посылать в Москву соколов, которых они ловят здесь, построили здесь помещение с подвалом. Сюда они приходят осенью и остаются до Рождества, занимаясь охотой на соколов и торговлей с самоедами. Тогда они еще ловят здесь много рыбы. Отсюда они 10–12 дней едут на оленях к реке Мезень. Эта река богата рыбой – семгой, конихой; последняя красного цвета и размером с семгу, вся разрисована черными крестиками. Есть еще рыба солцей, у которой мясо тоже красное, она среднего размера и узкая. У нее спина в крапинках. А также нельма, похожая на белую рыбу, которую ловят около Ярославля. Сиги, очень крупные, далее щуки, камбала, палтус, пос, окунь и навага, рыба, в других странах неизвестная.

На обоих берегах этой реки красивые луга и в 4 милях от моря вверх по реке растут красивые ели, которые там называют ельник. Климат там умеренный и жаль, что упомянутое место Городище не заселено. Но сомневаются, может ли там расти хлеб.

Вдоль упомянутой реки, в глубине страны живут самоеды в палатках или хижинах, которые они называют сумы. Bыше в реку Индига впадает река Белая.

Чари – это бухта в море, иначе называемая Токсар. Она лежит напротив острова Колгоуев, на краю Святой Нос. Недалеко оттуда, больше мили в море, к востоко-юго–востоку и к западо-северо–западу, море полно подводных скал, начиная с мыса, заметных при отливе.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: