Сообщения о северных и восточных областях, извлеченные из описаний путешествий Перчаса

Следуют некоторые сообщения о северных и восточных областях, извлеченные из старых английских описаний путешествий известного Перчаса.

«Сегодня мне рассказывают, что от Пустозера, вверх по Печоре к реке Усе при попутном ветре три недели пути. Затем вверх по Усе – 10 дней, а оттуда к Оби – 8 дней на оленях, оттуда до Березова – это торговый город – 16 дней.

Я узнал от моего хозяина, что он в Березове и Тобольске был пленным. Он уверяет меня, что Тобольск – это большой торговый город и что таджики, бухарцы и тартары приходят туда торговать, привозят шелк, тафту, грофгрины и другие товары. А также, что там можно было бы продать много сукна, оловянной и медной посуды. Там большие запасы мехов, таких как белка, лиса, росомаха и бобр. Он говорит, что от Пустозера до воды или Паде в Югории, на этой стороне Оби, один месяц езды на оленях, а что в Носовой, или Ноловой, на другой стороне Оби, можно на легком судне, подобном почтовому, попасть за две с половиной недели. Он мне еще сказал, что река Печора течет в страну Великую Пермь, на расстоянии 5 недель от Пустозера, а от Великой Перми до Верхотурья на лошадях с санями якобы 9 дней пути, а оттуда вдоль реки до Тюмени 10 дней. От Тюмени до Тобольска по реке Иртыш – 6 дней. Этот город самый главный во всей Сибири. От Тобольска до Сургута – 6 недель вверх по реке Обь, откуда приходят все ценные меха, которые привозят в Архангел. От Сургута до Тома, или Томского, который расположен среди тартар, 3 недели пути вверх по реке Обь. Однако никто не знает, докуда эта река идет выше и дальше.

Мне один пермяк, с которым я говорил о Вайгаче, сказал, что от Заворота до Вайгача при попутном ветре только один день и одну ночь плыть. И когда едут дальше от Вайгача, там есть остров Местный, или Сторожевой остров, а от Вайгача через Югорский Шар до реки Мутной (которую мы называем Яле, плыть два дня и одну ночь, курсом на восток и немного на юг. А от Мутной до Шараппа Шара, или Шарапова, который является островом – полдня идти под парусами. Оттуда до Юконове или Клубукова – полдня, это очень высокая земля. Оттуда идут в Наромзею, или Надин, между ними – три маленькие речки с большими рыбами вдоль всего берега. А дальше он моря не знал. Но он говорил, что через реку Обь от вышеупомянутого места плыть 1 день поперек, а оттуда до реки Таз, к юго–востоку плыть 1 день. А от острога Таз до устья реки 1 день и 1 ночь. В устье реки есть высокий остров, оттуда вверх по реке в направлении на юго–восток до города приходится 8 дней волочить корабль на канатах, так как сильное течение. Но прежде чем подойти к реке Таз, видна со штирборда другая река – Пур , или Пюр, где добывают самых лучших соболей, а остров, лежащий перед рекой Таз, следует оставить с бакборта. А от города или острога Таз вверх по реке Волочанки, (или Волоскаха) 6 дней пути к востоку против течения, пока не дойдут до волока, там примерно 1,5 мили низменная земля, и затем в другую реку, примерно 4 дня грести по течению до реки Трухан, или Турхан. Она очень большая и впадает в Енисей. Примерно 3 дня пути вниз по течению, у ее устья есть небольшой островок Старое кансво . Оттуда вниз по Енисею до реки Хантайки (я думаю, это река Дудина ) – 12 дней. Это очень большая река, которая течет на восток, считают, что к Китаю, которое пермяки называют Китайское Царство.

От Мезени до Печоры 1000 верст, которые проезжают на санях с запряженными оленями. От Печоры до Мутной реки, что значит непрозрачная река, и области Мангазеи, куда ездят на судах, называемых кочи – 7 недель. На этом месте имеется переправа, где мужчины перетаскивают суда из Мутной реки. Через этот волок они попадают в Зилену, или Зеленую реку.

От Зеленой реки до Оби 3 недели грести вниз по течению. Но при хорошем ветре – только 3 дня и 3 ночи под парусами. От Оби до острога Таз на реке того же названия грести 1 неделю. От Тазовского городка до Енисея на длинных деревянных полозьях по снегу 3 недели пути, на судах – 4 недели. Когда они приходят на место Туру-ханское, или Туруханское зимовье, что значит место, где туруханцы обыкновенно перезимовывают.

От Туруханска они идут к реке Тингуске, или Тунгус, это каменистая река, впадающая в Енисей. Там живут тингузы, народ из страны Тингусия. На другой стороне от них живут булаши, и несколько дальше – силахи. Эти народы говорят о реках Большой Енисей и Малый Енисей, и что по ту сторону этого Енисея живет народ имбаки и остяки – это племена тартар.

По ту сторону тингусов есть река Гета, по которой плавали русские из Ваши и Печоры. Эти путешественники, говорят, жили 6 лет в окрестностях Гета. После этого один вашский русский по имени Волк, поехал в Сибирь и рассказал, что он в пути от Тингусии до Геты находился целое лето. Этот Волк еще рассказал, что один самоед ему говорил, что в Большом Енисее встречаются суда с большим грузом. Он видел, как много людей тянули их волоком. Однако он не знал, кто были эти люди и принадлежали ли они к этому кораблю.

Перчас Т.3, с. 546. пишет в письме, написанном из Печоры, подписанном 1611 годом, следующее:

«Здесь живут народы, называемые тингусы. Их страна лежит по ту сторону рек Обь и Таз. Они граничат с великой рекой Енисей, хорошей и глубокой, впадающей в море Няромзейское , видимо, недалеко от Сины*. Ввиду того, что Сина лежит далеко отсюда, это ошибка. Сюда приходят зимой около 2-3 тысяч самоедов, которые привозят меха соболей, бобров, черных лис, белок, волков, росомах и горностаев, а один самоед пришел к нам с куском слоновой кости, которую он, как говорил, купил у другого самоеда*. Это, без сомнения, была мамутовая кость, о которой говорилось выше. Здесь в сентябре много семги, а летом несколько видов крупных рыб, из которых варят ворвань, а также есть белые лисы и медведи. Я имел беседу с одним русским, который рассказал мне, что он узнал от самоедов, что там в песке похоронены немчины, что на их языке значит «чужие, иноземцы», в гpобах, со скрещенными на груди руками, в их карманах они находили записные книжки и другие мелочи.

Русские и пермяки ежегодно торгуют с живущими на Оби – с той и другой стороны. Они выходят к морю в большой бухте Югорский Шар, по ту сторону Печоры. В эту бухту впадают 4 реки. Самую восточную из них они называют Кара – река, или Черная река. Дальше идут к другой реке – Мутной. Затем подходят к волоку, то есть пространству земли длиной лишь в 3 версты, через который они перетаскивают свое судно и товары, и так они приходят к Зеленой реке , которая их приносит к Оби и несколько восточнее, в реку Туз, или Таз, которая имеет с Обью только одно большое и общее устье. Оно мелкое и, по их словам, такое широкое, что его едва ли можно обозреть. В нем есть много островов.

О великой реке Енисее, по ту сторону Таза, они говорят, что она, по всей вероятности, больше и глубже, чем Обь. Она течет так далеко вглубь страны, что никто не знает – куда, хотя люди примерно 14 дней плыли вверх по течению на веслах. От народа, называемого тингусами, не смогли узнать, как далеко она протекает, так как это отдельный, самостоятельный народ. Самоеды рассказывают, что они шли так далеко, что издали увидели белый город, будто бы построенный из камня. Убедиться в этом не посмели. Они слышали звон колоколов*. Это, очевидно, выдумка. Еще они говорят, что видели животных, не похожих на оленей, с большими гривами и длинным хвостом, без рогов и c круглыми копытами; на их спинах ездят. Далее, они говорят, что видели людей из железа – голова, руки и ноги, так что ни шашки, ни стрелы их не достанут. Я думаю, что это были вооруженные люди, ибо они считали, что 200 таких человек достаточно, чтобы завоевать королевство. Вы легко можете сделать вывод, что они живут недалеко от Катая, или Сины. Итак, я указал на много неизвестных вещей и сообщил правдиво то, что мне известно.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: