Самоедия и соседние местности

Область Самоедия имеет соседей на юге народы Обдории, на севере Ледяное море, на западе она граничит с частью Московии, а на востоке с Пясидой.
Самоеды по образу жизни похожи на животных. Они едят мясо умерших от болезни свиней и других животных.

Самоедские сани, движимые оленем
Самоедские сани, движимые оленем

Они живут и кочуют родами, странствуют по неровным и бездорожным землям, по горам и долинам. Они возят свои палатки с собой на очень легких санках. Их одежда сделана из меха, изнутри выделана очень мягкой шерстью. Они спят на очень мягких деревянных стружках. На ночь они выбрасывают свою одежду из палаток вместе с большинством домашней утвари. Палатка натянута между растущих сосен. В середине вырыта яма для очага. Большинство из них плосколицы и некрасивы. У них почти не растет борода. Волосы черные, длиной до ушей. Мышцы тела очень твердые и почти негибки – это я сам выяснил, когда ощупывал их.

Женщины делают всю домашнюю и другую работу. Мужчины занимаются только охотой и рыбной ловлей. Они говорят, что, якобы, от работы у них будут руки дрожать и мешать точно целиться и попасть в дичь. Поэтому, сколько бы иноземцы ни предлагали им работу, не могут их привлечь к этому, они даже высмеивают тех, кто работает. Они сыты, хотя не сеют и не жнут. У них нет рабов кроме тех, которых продают за преступление. Того, кто совершит убийство, того по их обычаю продают вместе с женой, детьми и близкими родственниками. Например, некоторое время назад одна самоедская девушка была продана иноземцам. Она была уже воспитана в христианской вере и исповедовала ее, говорила по-немецки, была одета по-немецки, но все же высказывалась, что охотнее вела бы прежнюю дикую жизнь вместе со своими, чем содержаться так – в почете, одетой и сытой. Так что самоедов трудно привлечь к христианской вере. Они подданные русских и обязаны оставлять в Печоре заложников. Говорят, что они однажды во время восстания осадили Печору, но ничего не смогли с ней сотворить, хотя она укреплена только деревянной крепостью. Они убегали при малейшей стрельбе из ружья. При плохой охоте и рыбной ловле они приходят менять меха в Мезень на муку, которую едят, размочив в воде. Самый старший в их роде становится их главой и вожаком.

Одежда самоедов сделана из шкур животных шерстью наружу, подбита птичьим пухом или самым мягким мехом какого-либо животного и красиво сшита нитками из кишек. Штаны тоже из меха, но подбиты или удвоены. Пимы внизу штанов служат им обувью, но сделаны из самой крепкой части кожи. Рубах они не знают и у них совсем нет белья. Они носят шапки из того же меха и покрывают их капором, пришитым к кафтану или платью, наподобие монашеских капюшонов.

Между одеждой мужчин и женщин нет разницы, кроме того, что женская одежда сделана из различных красивого вида кусочков и внизу по кругу нашиваются три полоски из плохого сукна, подобно тому, как обшиваются женские юбки у нас. Сукно это красного, желтого или зеленого цвета, но очень плохого качества. Одежда мужчин почти всегда сшита из одной шкуры, как можно видеть по нeскольким хранящимся у меня предметам одежды [людей] обоего пола.

Самоеды приходят на Новую Землю ловить рыбу и моржей. Но зимой они возвращаются на юг. Это привело к тому, что многие думали, то самоеды живут на Новой Земле. Они там, правда, имеют свои постоянные места, куда причаливают на своих лодках и где держат свои рыболовные снасти, но там не живут. Чем дальше на восток от АрхангелАрхангела по берегу моря, тем красивее и белее и менее дикие там люди.

Самоедский народ, говорят, добровольно сдался под власть Их Царских Величеств во время правления Бориса Годунова. Без принуждения они обещали платить подать в виде мехов, только были побуждены к этому дружеским приемом русских, оказанному им по приказу Их Царских Величеств, и так как они удивлялись могуществу Московии и хорошему правлению. Великолепие Их Царских Величеств, роскошная одежда, здания и богатство заставили их верить, что русский император имел божественное могущество и московиты – божественную силу. Они добровольно приняли воевод, которые создали законы для этих простых людей. Добровольно же были там построены деревянные крепости, с помощью чего теперь управляют этим простоватым, робким и cлабым народом. Управляют ими с мягкостью и без труда.

Самоеды маленького роста. Лица у них широкие, глаза маленькие. Кожа красноватого цвета, ноги короткие, колени выпирают. Волосы черные, гладкие. Они бегают очень быстро. У них кроме стрел употребляется еще и дротик как оружие. Прежде, говорят, у них не было предводителя, но когда-то были корольки (князьки), как и теперь еще главы. Они приносят жертву своим мертвым.

Гиперборейские горы лежат, согласно данных древних писателей, к западу от реки Обь, в Самоедии. С этих гор, они думают, берет свое начало река Танаис. А Плиний говорит, что они покрыты снегом и что эта часть света от сотворения мира проклята и всегда лежит во мраке, где властвует только холодный, суровый северный ветер. За этими горами в устье Оби живет народ, который раньше жил очень счастливо и долго там, где сходился крайний круг звезд с осью мира. Там, якобы, нет ни споров, ни болезней, богам поклоняются в общем согласии. С жизнью расстаются сами, с радостью, после сытой жизни, прыгая либо в море, либо со скалы вниз. Они жили в лесах и питались почками деревьев. У мужчин, как и у женщин были короткие волосы. Говорят, они были набожны и соседние народы оставляли в покое, так что там было убежище для изгнанников.

Выше скифов, говорят Стефанус и Дамастес, живут исседоны, а выше них – аримаспы, а выше этих опять идут Рифейские горы, откуда дует северный ветер и где всегда лежит снег. За ними идут Гипербореи, а затем видно море*. Смотрите у Эвстати относительно Дионисиус и Фестус Авинуса.

Стефанус тоже говорит*, Книга 2, глава 5. что эти Рифейские горы – иначе Рипеи – это Гиперборейские горы.

Мела говорит, что эти горы лежат под осью созвездий. Земля, говорит он, там плодородная, что теперь, однако, не так.

Гиперборейский народ, говорит тот же Мела, раньше посылали с девами первые плоды в Делос в честь бога Аполона.

Некоторые древние писатели путают Рифейские горы с Гиперборейскими, и часто называют одни вместo других.

Многие древние писатели называют Гиперборейские горы Обскими горами – под названием реки Обь, и некоторые считают, что они лежат недалеко от этой реки и что люди, живущие там, – самые северные из всей Европы, что так и есть на самом деле.

Другие нанесли Рифейские горы, которые я нанес на карту недалеко от Верхотурии, еще севернее, близко к морю, около Оби. Но мы следовали примеру большинства писателей и, по моему мнению, заслуживающих доверия свидетелей. Хотя другие думают, что эти горы лежат южнее, а именно, между Константинополем и Доном, или Танаисом, или в Сарматии.

Страбон считает*, Книга VII. что этих гор нигде в мире нет Несомненно, вокруг этого места ведутся споры.

Слово Гиперборей, собственно,, значит «через Север». Но древние очень широко называли все северные народы «гиперборейцами». Народы, которые раньше жили около Ледяного моря, издавна назывались Адогита.

Некий безымянный писатель говорит относительно народа самоедов, что у них нет другой веры, кроме того, что они ставят голову волка, медведя или оленя и поклоняются ей. Они очень склонны к заклинаниям. Там каждый мужчина имеет столько жен, сколько может содержать, до 6-7-8 и даже 10, которых они покупают у родителей. Они питаются в основном мясом оленей, которые там имеются в большом количестве. Все они низкорослы, с желтой кожей и черными волосами. Одеваются и обуваются в кожу оленей. Их оружие – луки, укрепленные рыбьими костями или костями какого-нибудь наземного животного. На поясе носят ножи. Живут они главным образом по берегам моря. И хотя они не честолюбивы или жадны, иногда воюют друг с другом. Название «самоеды» значит: сами едят, хотя мне не известно, чтобы там было людоедство.

В Самоедии, а также на берегах Белого моря, встречается руда, называемая марказит; по внешнему виду это похоже на серебро или свинцовый минерал. Но когда я его положил в плавильню, то из одного фунта получили не более ¼ грана серебра – это равно 7 голландским полушкам и, следовательно, она почти не имеет ценности.

Самоеды не едят в определенное время, а лишь когда проголодаются, и каждый в отдельности. В их лачуге всегда висит над огнем котел с куском мяса, от которого каждый в семье откусывает, когда ему захочется, хотя они часто едят мясо и в сыром виде, как было уже сказано.

Однажды самоеды осадили местечко Городок, недалеко от Пустозера, и обстреляли его из луков, но, хотя он был окружен лишь частоколом, они не смогли ему повредить: как только одного или двух застрелили из мушкета, они убежали. Они предприняли это нападение в надежде найти немного муки или другой пищи, и еще потому, что с ними сурово обращались. 

В Умбе, у Белого моря, как мне сообщают, открыли серебряную жилу, но она уходила в море.

И в других местах Новой Земли находят металл, по внешним признакам – серебро. Он легко плавится, но цвет его несколько темнее. Один очевидец рассказал мне, что видел кружки из этого металла, но они разбивались от удара на много кусков. 

Молитва Господу на языке самоедов, живущих около Архангела

Отче наш – Mani Nisal
иже еси – Huien TamuWa
на небеси – Numilem barti Tosu
Имя твое -Tadisse
да святится – Рider Nim
Да приидет царствие твое -
Pider paro vadie Tosu
Да будет воля твоя – Pider gior,
яко на небеси – amga de numilembart,
и на земли – Tarem jae.
наш насущный – man jeltema
хлеб даждь – Nan
нам днесь – Tuda
И остави нам – Ali ona Mani
наши долги – isai,
яко же и мы – tai mano
оставляем нашим – Wangundar mani
должникам – mi manuo.
И не введи нас – Ja merum
во искушение – hanna sa neninde baka,
но избави нас -japtan
от лукавого – mani suadera.
Яко твое есть – Tekindapt
царствие – schin pider ParoWаdea,
и сила – ni hooka,
и слава – Wadado,
во веки веков – il IWan,
аминь – Tosu.

Молитва Господу на языке туруханских самоедов и на языке тафских самоедов

Отче наш -
Туруханский – Modi Jeseje,
Тафский – Mi Jeseme

иже еси
Туруханский – teio
Тафский – neiteio

на небеси
Туруханский – nacho naare
Тафский – nuontore

имя твое
Туруханский – Todi Nilo
Тафский – Tonon Nilo

да святится
Туруханский – toreke chuzuiro
Тафский – tontokui kusuiri

да приидет твое царствие
Туруханский – Todi nacsiaro toretusu
Тафский – Tonon nuontomeioro tondo tuifantu

да будет воля твоя
Туруханский – Todi aguaaro toretusu
Тафский – Tonon nidnzepsialo tuifano

яко на небеси
Туруханский – Tone na chonaar
Тафский – Tondone nuontonu

и на земли
Туруханский – i Jachona
Тафский – Mamorutonu

наш насущный
Туруханский – Modi Puriresiudava Kirva
Тафский – Mi niliusiame

хлеб дай
Туруханский – Toratsui
Тафский – Kirvu totu 

нам сегодня
Туруханский – mena erecsone
Тафский – nane jele

и остави
Туруханский – I Kai
Тафский – Kuoje

нам наши долги
Туруханский – nena noina oteine
Тафский – nane mogorene oteine

яко же и мы оставляем
Туруханский – tone imodinana kalodie
Тафский – tendone onilde kuroje fantome

нашим должникам
Туруханский – neine oteoponede
Тафский – naine otraoponteinianan

и не введи нас
Туруханский – Iro sirene
Тафский – letamto men

во искушение
Туруханский – ta ora basiedo
Тафский – koli ta konto

но избави нас
Туруханский – i role sirene
Тафский – si lupto men

от лукавого
Туруханский – kodago choro
Тафский – muczy logoto

яко твое есть
Туруханский – Tone Todi Tonea
Тафский – Tondo Tonon noneinu

царство
Туруханский – Nacsiaro
Тафский – nu Ontomoura

и сила
Туруханский – i Nichoro
Тафский – ni Chomeon

и слава
Туруханский – i su Voeraaro
Тафский – ni Timeon

во веки веков
Туруханский – i Reine
Тафский – ni Lemeeno

аминь
Туруханский – Bodera
Тафский – Buldadu.

Самоедские слова и названия

Бог – Chay egha
Небеса – Noem.
вода – Gie.
земля – Jaa.
огонь – Toe.
идол – Sjadetza
русский мужчина – Loetse
самоедский мужчина – Neniets
русская женщина – Niede
самоедская женщина – Mieneseda
мальчик – Atsekis
девочка – Neetzikie
лошадь – Joenja
корова – KoroaWa (заимствовано из русского языка)
овца – GoeWoetza
собака – Wienekoe
кошка – Koska (заимствовано из русского языка)
крыса – Piesekoe
медведь – Chay Jeda
волк – Sarniuy
рыжая лиса – Tunekoe
белая лиса – Nohokoe
горностай – Piekoe
белка – Tarekoe
дом – Haarez или Tzoem
церковь – Сhayjemee
лед – Sir
снег – Sierae
тяжелый снегопад с бурей -
Chaez Okoo
тяжелый дождь с бурей –
Saru, Okoo
много – Okoo
хлеб – Ne, en
мясо – Amsa
свинья – Parris
палатки – Me a
перо – Tocktze
бумага – Merikoe
олень – Thie
санки – Junegan
сани самоедские – Chan
голова – NajeWa
глаза – SajeW
нос – Pieun
рот – Nenda
уши – Nacktz
волосы головы – Giebt
зубы – TieWa
борода – Moenoets
руки – Oedie
ноги – Epsien
шапка – Sa Ootza
перчатки – Oboetse
стол – Oorts
корабль – Karabl (заимствовано из русского языка)
ялик – Annoo
весла – Labee
лес – Pjendara
трава – Oemsekoe
дерево – Peea
нет – Jangoe
есть (еда) – Orko
дай поесть – Mudoeda
я голоден – OrmancharWam
дай сюда – Talentaet
я сыт – Malejoe
унесите – Tenchaanet
принесите воду – Jitoeda
пить – ChertauW
куда вы идете? – Choenagaejen?
мать – Newee
отец – Niesee
сестра – Neneda
брат – Neensieneda
грести – Labeeta
гребная лодка – Satan Labea
плыть на паруснике – Poelsiwo
парус – Jesirta
мачта – Poelie
ходить – Surmbie
бежать – Satanou Surmbie
иди туда – Tegan
иди сюда – Talendoe
самоед, иди сюда – Needtze Talendoe
мне холодно – Manchanimee
я – Man
потеть – Nucham
я потею – Man nucham
я устал- Man Pueja doejoe
спать – Chonajoe
я хочу спать – Man chonajoeloe
вставайте – Juurck
болезнь – Chana
здоров – Sowa
нож – Char
ножницы – GeebtoWarts
топор – Torka
лодка (boot) – Jenni
стрела – Moegoetsa
застрелите его – Jienierde Jedat
стреляйте – Jienier
шуба – Choewoetsa
штаны – Piemeetsa
говорить – Laan
смеяться – Piesienga
гневаться – Neensema
шкура тюленя – Neehtze
тюлень – Jielee
рыба – Chailee
молоко – moloko (заимствовано из русского языка)
морж – Tuitee
день – Jeleda
начинает рассветать – Jalama
темно – Paisema
ночь – Piedie
солнце – Chayer
луна – Jirie
звезды – Noemgoetse
облака – Tierey
ясная погода – Chuewey
туман – Sunoema
птица – Sarmierck
лебедь – Chohoray
гусь – Jepto
утка – Noebetsa
голубь – Goloeb (заимствовано из русского языка)
серая куропатка – Reepkie
заяц – Neuwoekoe
драться – Cha ordan
у меня нет времени – Tie Oedam
высокая гора – Nado
остров – Ojie Je 

В 1695 г. мне сообщил очевидец, что в Колгуеве очень много оленей – там, где их раньше всех истребили. На этом острове зимой совсем нет людей. Олени либо заплывают туда, либо зимой проходят по льду. Здесь в окрестностях много краснобородки, там называют их сиги. Она похожа на сельдь, но побольше и толще, некоторые до 4 фунтов. Их там встречают и во внутренних водах.

Если бы не было запрета, вероятно, существовало бы частое сообщение между рекой Обь и Архангелом, подобно тому, как между Обью и Енисеем, и этот путь совершается за 2-3 недели, в зависимости от ветра.

В Архангеле еще недавно был жив один самоед, которому, предположительно, было 150 лет. Он помнил времена, когда в Архангеле еще не было мореходства. Этот человек заявил, что он никогда не ел соли, так же как все они почти ее не едят, а также и кислоты, и он употреблял почти все в сыром виде. Это обычно для этого народа.

Примерно в день Св. Николая близживущие самоеды ежегодно отправляются к острову Вайгач, лежащему на расстоянии примерно одного дня пути по морю. На этом острове у подножия горы имеется естественная яма глубиной в 10 футов. В ней есть трещина с выходом наружу. Вокруг этой ямы – скалы, на которых самоеды ставят своих резных идолов обоего пола, или зарывают их в землю так, что большая часть остается снаружи. Самая большая статуэтка размером с человека небольшого роста и изображает их главу и первого идола. С первого животного, которого они поймают или убьют стрелой, они снимают шкуру, а мясо бросают в эту яму, а шкуру натягивают на этого идола. На шею ему еще навешивают сотни когтей различных животных, а также лапы зайцев и куропаток, привезенных с материка. Но если они поймают животное живым, то бросают его в яму. Если оно падает на голову и сломает себе шею или разобьется и умрет, тогда они думают, что будет удачная охота и остаются там. Если же животное упадет на ноги и через эту щель убежит, тогда они видят в этом знак несчастья и прекращают охоту и уходят с острова, после чего иногда русские приходят туда и удачно охотятся.

Справляют этот праздник и на материке в различных местах, где живут самоеды.

Эти простоватые люди проделывают около своего идола удивительные вещи. В определенное время кого-нибудь из них почти задушат сухожилием так. что он лежит на земле как бы без сознания. В это время старый самоед – их шаман, три раза ударяет по голове одного из идолов со словами: «Отвечай нам, что будет», после чего он распускает сухожилие, натянутое на шею одного мужчины помоложе, лежащего на земле. От этого тот, как бы просыпаясь, начинает говорить. А то, что он говорит, принимается за предсказание.

Во время этого действия, пока мужчина лежит на земле полузадушенный и без сознания, старый шаман делает странные фокусы с ножом: он вставляет его себе глубоко в горло, так что держит его только за ушко, через которое идет шнур. Это мне кажется фокусничеством.

Тех самоедов, которые живут около Канденоса, называют каненскиe. Они платят дань его Царскому Величеству. У них нет другого главы, кроме судьи, который, однако, имеет мало влияния. Заметили, что самые значительные из них имеет по две жены. На восток от них живут югорские самоеды. Эти имеют своего принца, которому тоже, кроме Их Царских Величеств, платят дань. Каждый из этих народов говорит на своем языке. Князья и важнейшие среди них одеты лучше, чем другие, – в соболиных мехах, кунице и лисах. Но жилища у всех одинаковы.

Последние имеют больше жен, чем первые. У принца или главного их 6, и он имеет разрешение на сожительство со всеми своими подданными, без особой просьбы. Они заключают браки и с самыми близкими родственниками, кроме матерей, без различия возраста.

Обские самоеды, живущие около Оби и моря, самостоятельны, как мне сообщают, и свободны; они имеют собственного князя, хотя тот имеет мало власти.
Самоеды прежде привозили свои меха в Мезень на продажу, но теперь этот товар увозится в Сибирь. Это делается потому, что самые главные купцы, которые делают эти закупки, пришли жить в Тобол, и еще потому что проложены дороги в Сину, куда теперь увозят эти меха.

Самоеды одевают своих идолов в те же одежды, какие носят сами.

Когда они находятся в своих лачугах или палатках, особенно летом, они все раздеты и не знают стыда, как мне сообщают очевидцы.

Недавно поехал от них посланец в Москву, которому, предполагают, больше 100 лет.

Обские самоеды – самые злостные из всех.

Относительно обычаев самоедов мне сообщают из Мангазеи следующее:

Воевода, или властелин, Пелыма правит самоедами, которые приходят на север.

Самоеды различаются по типу и по языку. Те, которые живут под Березовском и Пустозерской, это считается один народ. Кроме них есть еще такие, которые живут на берегу моря к востоку от Оби, до Туруханской и Мангазейской. Есть еще и такие, которые живут круглый год около Архангела, около реки Двины, но летом обычно располагаются на берегах рек, а зимой в лесах. Последние – это отбросы человечества, отверженные или ушедшие от других самоедских народов, живущих у моря. Они по внешнему виду – люди, но в остальном – по образу жизни и в обращении подобны животным. они едят и сырое, и вареное мясо, едят и мясо умерших зверей и всякую падаль. Они платят дань в виде мехов своим главам, а те, в свою очередь, передают ее московитам. Эти ездят в санках, запряженных 6–8 оленями. Они одеты в красные или других цветов плохого сукна кафтаны. Это сукно им привозят русские, иначе они одеваются в оленьи шкуры, шерстью наружу. Оружие их – лук и стрелы. Наконечники стрел сделаны из кости моржа и подобных животных, вместо железа. Они низкорослы, широкоплечи, некрасивы лицом. Лица круглые и широкие, плоский нос и большой отвисший рот, некрасивые глаза, вроде как у животного рыси, они в большинстве темные, с длинными волосами, хотя встречаются рыжие и белокурые. У них почти нет волос на подбородке, и твердая, коричневая кожа. Телом они крепки. бегают очень быстро. Зимой ездят в саночках, запряженных оленями или северными оленями, с рогами, как у оленя, но с выгнутой шеей, несколько похожими на дромадера. Они среднего размера, зимой белоснежные, а летом – сероватые. Они питаются мхом, что растет под деревьями на земле.

Самоеды – это все грубые язычники. Они утром и вечером приветствуют солнце и луну несколькими поклонами. Кроме этого, они вешают около своих палаток на деревья идолов, – в большинстве вырезанные из дерева человеческие фигурки, иногда они выкованы из железа, и им поклоняются. Их палатки покрыты березовой корой, сшитой вместе. Когда их надо перенести, это делается часто – и зимой, и летом – тогда они ставят жерди остриями вверх кругом, затем кроют крышу. Сверху оставляют отверстие для дыма. В середине палатки зажигают костер, вокруг него ночью спят голые – и мужчины, и женщины. Своих детей они кладут в ясли или ящики из березовой коры на деревянные стружки, мягкие, как пух, и покрывают куском оленьего меха. Они покупают себе жен за оленей или меха и держат их столько, сколько смогут прокормить и использовать.

Когда они веселятся, становятся по двое друг против друга, протягивают ноги друг другу поочередно спереди и ударяют руками по пяткам. При этом они запевают, звуком, напоминающим вой медведя и волка, свистят, как птицы и ржут, как лошади.

Здесь заканчивается сообщение из Мангазеи.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: