Описание Сибири, составленное по приказу eго Царского Величества

Описание Сибири, составленное неким важным человеком, который по приказу eго Царского Величества там жил в течение 17-ти лет, пересланное мне в 1673 г.

«Границы между Россией и Сибирью находятся за городком Соликамском, расположенным в 300 милях от Москвы, на большой реке Хам, или Кама, (она в 500 милях ниже Казани впадает в Волгу). И это последний русский город. Там, по приказу eго Царского Величества, варят соль.

Здесь лежит большая горная цепь, шириной около 50 миль, которую русские называют Пояс Нике, или Пояс Земной.

Эти горы начинаются от Северного Ледовитого моря и отделяют Россию от Сибири, а также от Казани и Астракани, и они простираются до Мугалии, вплоть до Индийского моря, и идут через Мугалию в Сину, и разделяют и калмаков.

На границах около этих каменных гор имеется узкий проход, где русские, по приказу eго Царского Величества, держат сильную стражу, чтобы никто из русских без повеления eго Царского Величества не прошел в Сибирь из России и обратно.

От этого горного прохода попадают к первому городу Сибири под названием Верхотурье, по имени реки, на которой он стоит.

Второй город – Апонзой, под названием реки Апонзой, в которую впадает река Верхотурие*. Апонзой, город и река, – это, я думаю, лишь деревня и небольшой приток.

Затем следует город Тюмень, называемый так по реке Тюмень, в которую впадает река Апонзой.

Затем идет главный город Сибири Тобольский, так названный по реке Тобол, которая вместе с упомянутыми реками впадает в большую реку Иртыш.

Ширина реки Иртыш почти 1 миля. Она выходит из Калмакии и Булгарии и впадает через несколько сот миль в реку Обь.

Здесь следует отметить, что почти все земли, через которые течет река Иртыш, до сентября лежат в воде, до покрытия льдом. На реке Иртыш находятся и города, равно как и на упомянутых реках.

Но река Обь, среди всех рек Сибири самая значительная, берет свое начало на юге, в Катае и в Великой Мугалии, пока она не впадает в Ледовитое море. По ней, однако, из-за болотистой земли и множества островов, небезопасно плавать.

Эта река очень широка, так как в нее впадают несколько других довольно больших рек. В их устьях построено несколько городов, получивших свои названия от этих рек, например: первый – Мангазея, второй – Березов, третий – Сургут, четвертый – Нарым, пятый – Кеть, шестой – Томск, с рядом лежащим Кузнецком, который является последним городом, пограничным с киргизами.

Кроме перечисленных рек, от которых получили свои названия упомянутые города, в Обь впадают еще несколько других рек. Например, несколько дальше под Томском довольно большая река Чулым, река Вах, река Мерит; там, где Обь наиболее узка, лишь полмили шириной.

Далее имеется еще другая, огромная река, наподобие Оби, под названием Енисей, которая на севере впадает в Ледовитое море. Она местами настолько приближается к Оби, что верхом можно было бы за один день доехать от одной реки до другой*. Это ошибка, ибо эти две реки протекают дальше друг от друга. Устье, или конец этой реки, очень глубокое, так что по ней лучше, чем по Оби, плавать на больших, тяжело нагруженных кораблях. На этой реке Енисее стоит, во-первых, город Енисейск, а затем Краснояр.

Третья главная река, которая впадает в море, называется Лена. В ее устье построен город Лин который от нее получил свое название; и другой город, под названием Налин, и еще один – Якутский острог*. Этот Лин, я думаю, – только деревня, и на моей карте его нет, так же как и Налина.

В Сибири есть еще одна большая река, под названием Даурская* Амур, от которой город eго Царского Величества Даур* По-сински Нипехеу, иначе Нерчинской. получил свое название. Эта река протекает до Катая. Это последний город в Сибири. Там собирают хлеб два раза в год, кроме того, различные фрукты, вино, орехи и т.д.

Это то, что касается главных городов и важнейших рек. Что же касается жителей и их названий, об этом мы вкратце расскажем по порядку рек и городов.
Прежде всего, народы, живущие около перечисленных пограничных городов, называются вогулы. Они не знают ни Бога, ни его слова, не знают земледелия. С помощью лука добывают соболей и других диких животных. Они строят свои дома сами из переплетенных ветвей и называют их юрты, в которых они искусно деляют дымовые отверстия, ибо у вогулов нет плит или печек.

Затем следуют те, которых называют тартары. Они распространяются вплоть до Тобольска. Тартары исповедуют магометанскую веру, подвергаются обрезанию, имеют свою письменность, обрабатывают землю, однако, живут тоже в юртах, но сделанных красивее и удобнее, чем у упомянутых народов. Они живут разведением скота, в особенности хороших лошадей.

После тартар на реке Оби живут так называемые остяки, очень грубый народ; одевающийся в рыбью кожу; живут рыбной ловлей, не знают ни письма, ни книг и поклоняются дьяволу. Остяки разделяются на несколько народов, из которых одни с трудом понимают других.

Все эти народы вместе с предыдущими и следующими, поскольку они находятся под властью eго Царского Величества Московии, должны ежегодно платить значительную дань соболями, которых они обязательно должны доставить; и если сами не стреляют, то должны купить за свои деньги. Порядок доставки следующий:

В возрасте 10 лет каждый должен сдать eго Царскому Величеству двух соболей, на второй год – трех, на третий – четырех, и так далее, с каждым годом больше, до 20-летнего возраста. Тогда он должен сдать 12 соболей, и это количество в дальнейшем на все годы до 50-летнего возраста, после чего оно постепенно, с нарастанием возраста, уменьшается.

Ввиду того, что мы сейчас упоминаем соболей, мы должны еще прибавить несколько сведений об охоте на них. Об этом до сих пор писали по-разному. Я сообщаю то, что сам выяснил и услышал. Соболей, которые несколько похожи на крупных черных блестящих кошек, с той только разницей, что шерсть у них длиннее и мягче, – их лучше добывать в ноябре и декабре, до 18–го января. Но мех тех, которых добывают в первые два месяца, хранится дольше, и они намного лучше по качеству, чем у тех, которых ловят в последнем месяце, ибо в январе солнце начинает снова показываться и пригревать, поэтому шерсть начинает выпадать и мех соболей становится хуже. Их тщательно разыскивают с помощью специально обученных собак и, если они прячутся в лесах, кустарниках и под прикрытием деревьев, вокруг них ставят сети, их ловят и убивают дубинками. Но если они выскользнут из сети и влезают иногда на деревья, или убегают, то собаки лают на них и охотники стреляют в них деревянными тупыми стрелами и дубинками, и обученные собаки хватают их, не повредив меха, и подносят охотнику, стоящему на двух специально сделанных дубовых дощечках. Эти деревяшки несколько похожи на доски наших пивных или винных бочек, длиной примерно два с половиной локтя, а шириной около 4–х с половиной пальца. В середине каждой дощечки выдолблено углубление, приспособленное к ступне, глубиной в полпальца. В нем с обеих сторон просверлено отверстие, через которое эти дощечки, как наши коньки, прикрепляются к ступне и привязываются веревками. В столице или в Москве, продают их на рынке. Далее, охотник держит в руке палку, снизу плоскую, с небольшим железные острием, чтобы палка не погружалась слишком глубоко в снег. Этой же палкой охотник бьет своих собак, которых он привязывает веревкой вокруг пояса. Так же они запрягают и своих оленей. Этой же палкой они при других обстоятельствах управляют санями, ибо кода ветер попутный, охотники употребляют какие-то очень легкие сани, которые можно поднять одной рукой. В середине санок вставлен холщовый парус. Эти люди правят санями, лежа или сидя сзади саней с этой палкой сбоку. 

Говорят еще, что они ловко ловят соболей на куски отравленного хлеба, разложенные в определенных местах, от чего те умирают. Но этих соболей теперь в Сибири не ловят в таком количестве, как прежде. Их ловят больше в других местах, у других народов, которых называют могалами. Самую крупную торговлю мехами соболей, черных лисиц, белых горностаев ведут в АрхангелАрхангеле, а оттуда, путем обмена на другие товары, купцы переправляют их дальше. Однако купцы, торгующие в Сибири, должны платить его Царскому Величеству вместо пошлины из десяти соболей – одного. Это вид пошлины приносит (кроме того, что в Сибири покоренные язычники должны доставлять) ежегодно большие доходы его Царскому Величеству. Здесь заканчиваются сведения об охоте на соболей. Ибо то, что говорят, якобы в них надо попасть острыми стрелами прямо в нос, это вздор и выдумки.

После остяков идут, в верхней части реки Мерит калмаки, а около реки Томь опять Тартары. Последние подвергаются обрезанию. А калмаки имеют собственную веру, они не подвергаются обрезанию и едят свинину. У них есть святой человек, которого они называют своим патриархом*. Это вышеупомянутый Катухта. К нему ежегодно устраивают паломничество, молятся и каются в грехах. Этот народ распространен до самой Синской стены. Это большой и сильный народ. Они не живут в городах, но разводят скот и не сеют хлеба.

Около реки Томь также находятся народы, называемые киргизами. У них нет письменности. Молятся они своим лукам и стрелам, оружию, если они возвращаются здоровыми и с добычей. Они все хорошие всадники, привычны к войне. Они распространились до могалов, имеют свои жилища на скалах и утесах, которых там много встречается.

Около других рек, Кети и Чулыме, живут тартары и остяки одни рядом с другими. Это народ, склонный к грабежам. Им нельзя доверять, так как они не держат своего слова.

В нижнем течении Оби, у моря, живут самоеды, народ, похожий на лапландцев, и они так же одеты. Зимой они ездят на оленях, поклоняются дьяволу, как и остяки.

На реке Енисей живут тунгусы, питающиеся водой и рыбой. Их лодки сделаны из березовой коры, так плотно просмоленной, что вода не проникает, и они в них продвигаются по воде, быстро, как птицы.

Еще ниже живут якуты, которые, как и предыдущие, не знают ничего ни о Боге, ни о дьяволе.

Около Краснояра живут различные язычники, которые называют себя по именам своих князей. Самые значительные из них – тубинцы. У них нет письменности, очень привычны к войне. Некоторые состоят в подданстве его Царского Величества, некоторые свободны, а некоторые дают заложников в знак того, что желают жить в мире с его Царским Величеством.

После третьей реки в восточном направлении, под названием Лин* Лена, живут язычники, маленького роста. Эта река впадает в Северное море, по которому невозможно дальше плыть, потому что при бурной погоде облака приближаются к самой воде. На реке Даурской живут народы под названием дауры. В Сибири есть еще одна крупная река, которая течет из Калмакии*. Эта река, очевидно, один из верхних притоков Оби или Енисея, впадает в Ледовитое море. Она очень богата рыбой и перед впадением в Ледовитое море проходит через огромные пространства без каких-либо лесов. Там живут различные язычники, которые не имеют ни письменности, ни веры, они бунтовщики. Самых главнейших из них называют барбанцы).

Каждый из перечисленных народов имеет своего собственного властителя. Но некий повелитель в Сибири* Говорят, он происходит из древних сибирских князей. кочует то с калмаками, то с другими, то в одно, то в другое место, и то, что таким образом захватывает, тем и живет. Он ведет большую войну с московитами, то в Астракани, то в Казани, то в Тобольске, то в Томске. Людей, которые находятся с этим князем, называют башкиры. Здесь заканчивается это краткое описание.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: