Запись, взятая из некоего дневника, о происшедших в Пекине делах

Следует краткая запись, взятая из некоего дневника, о происшедших в Пекине делах, сделанная тем же одним католическим духовным служителем,
о разногласиях между Россией и Синой.

«25–го февраля 1687 г. в Пекине были из 564 пленных московитов еще в живых 300 человек, и за ними император велел следить. 

2–го марта послали от двора вестового к московскому послу, который приехал со свитой в 2000 человек в город Селенгу на границе Тартарии, чтобы узнать, почему с ним столько народа и в чем будет состоять его жалоба. Упомянутый посол велел передать письмо, в котором он выразил надежду на освобождение пленных московитов.

3–го марта привезли в плен из полевого лагеря на границе Тартарии короля, который со всеми своими людьми хотел перебежать к московитам.

17–го мая получили сведения, что появились толпы московитов на границах Тартарии, и свита московского посла увеличилась до 5000 человек, что заставило императора вооружаться». Здесь заканчивается эта краткая запись.

От другого господина из Москвы я узнал о народах, живущих недалеко от Синской стены.

Об этом можно узнать ниже из следующего письма, написанного со слов людей, участвовавших с московитами в вышеупомянутом походе против синцев.

«Многоуважаемый господин,
ввиду того, что Вы для расширения знаний желали узнать подробности о жизни некоторых народов, живущих недалеко от Синской стены, я могу сообщить, что я узнал от людей, приехавших сюда прошлой зимой из этих мест. Около Синской Великой стены живут различные народы, такие, как Мугалы и тунгусы. Некоторые из них являются синскими подданными, другие живут под своими князьями, разными по силе. Третьи же – подданные Их Царских Величеств.

Некоторые живут вблизи Стены, в городах, деревнях и домах, построенных из глины, по синскому образцу, но гораздо хуже. Другие, как и большинство мугал, живут в лачугах, сделанных из войлока. Одежда их в основном из хлопчатобумажной ткани, полученной из Сины, и из обработанных шкур животных, на которых они там охотятся. Некоторые, живущие в городах и деревнях, сеют различные хлеба и рис. Там все растет в большом изобилии. У них много скота, в чем состоит их основное богатство. Другие, живущие в горах, занимаются охотой на диких зверей: медведей, оленей, тигров, лис, волков, соболей и т.п. Их оружие – это стрелы и лук, мечи и пики. Те, которые находятся в городах, живут мирно, но степные народы ведут междоусобные войны, ибо, когда какой-нибудь тайша, или князь, умирает и оставляет много детей, они ссорятся и, чтобы после смерти отца получить большую и лучшую часть наследства, развязывают большие драки. К ним на помощь приходят другие, и так начинаются кровавые войны. И в этом есть провидение Всемогущего Бога, ибо, если бы эти народы находились под одним главой, они могли бы завоевать весь мир, ибо это крепкий и плотный народ, и я их считаю лучшими всадниками в Азии. Сначала они стреляют из лука большими стрелами. Железные наконечники этих стрел, шириной примерно в три пальца, очень острые. Затем они берут наперевес свои копья и на всем ходу коня нападают на врага с такой отчаянной храбростью, что когда 100 человек их нападут на 1000 крымских тартар, то разгонят их. Их религия, и у тех, и у других, в основном похожа на религию минцев. Они язычники и идолопоклонники. Это в основном, здоровый народ, ибо живут весьма умеренно и довольствуются немногим, и это позволяет им надолго сохранять здоровье.

На вопрос, есть ли в устье великой реки Амур несколько островов, они не могут дать определенного ответа. Поняли со слов Синцев только, что недалеко оттуда, на крупных островах, находится большое государство, население которого является хорошими воинами. Они имеют огнестрельное оружие. Это, по их мнению, Япония, и я тоже так думаю. Вот, что я по Вашему желанию узнал от этих путешественников.

Многоуважаемому господину,
Ваш покорнейший слуга, N.N. 

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: