Cообщение о городах в северо–восточной Азии

Cообщение о городах в северо–восточной Азии, а также о расстоянии между ними, начиная с синского главного города Пекина. Однако не следует твердо рассчитывать, будто все это было измерено, так как все это записано только с рассказа некоторых путешественников, которые были в Пекине и оттуда поехали по направлению к реке Обь.

Императорский главный город Пекин окружен белой каменной стеной. Внутри этой стены, или в середине этого города, стоит еще город, крепость или замок, построенный из красного кирпича. Этот замок называют Камбалу – он, собственно, и является императорским двором. В стороне от этого внутреннего города вырыт глубокий канал, с обеих сторон выложенный камнями. В этот ров вода протекает из речки по водопроводу с трубами, зарытыми под землей, и идущими до этого рва.

Дом Наслаждений, принадлежащий Королю Сины, на большой дороге, если идти с Севера
Дом Наслаждений, принадлежащий Королю Сины, на большой дороге, если идти с Севера

От большого города Пекина до другого города, который окружен земляным валом и внутри которого построена каменная крепость из красных кирпичей, расстояние в полторы мили.

От этого города путешественники за полдня доходят до большого города, которым правит брат синского императора. Этот город построен из камня. В него не пускают иностранцев, а все они должны вести торговлю вне его стен. Этот город стоит по ту сторону реки, через которую построен мост, в стороне от большой дороги. За полтора дня езды от этого города достигают трех маленьких городов, расположенных позади большой стены.

Появление послов перед императором
Появление послов перед императором

Затем приезжают к большому городу, называемому Баянзуми, или Баянлуми. По середине этого города течет река, на ее берегах построено больше 20 маленьких городов, стоящих недалеко друг от друга. Чтобы проехать мимо них, требуется 6 дней. У всех этих городов стоят высокие караульные башни из камня того же горного хребта, из которых построена Великая стена. На башнях караульные зажигают костры и так дают знать от одной башни к другой об опасности или приходе чужеземцев. Все эти города лежат очень близко от большой Стены. Они находятся на расстоянии мили или полмили от стены. Эти каменные города построены как для защиты Стены, для проживания ратников, защищающих Стену. Около середины этой каменной стены, сквозь нее протекает река под названием Зеля, или Села, иначе Ше или Челия*. Здесь в окрестностях есть еще два небольших города, названия которых у меня ускользнули из памяти. Через реку построен красивый мост.

От Баянзуми, или Банянкуми*, Это место, якобы, лежит в полудне пути от Великой стены. В него не пускают иноземцев для торговли, но в пригороды их пускают. где недавно находился брат синского императора, путешественник, после двухдневного пути приближается к городу Капки, проехав мимо этих не очень больших городов, расположенных вблизи него. Этот синский город Капка стоит вблизи Великой стены для защиты от нападения иноземцев, стремящихся туда, которых не пускают дальше в Сину до получения точного приказа от императора.

От упомянутого города, вдоль Великой стены (которой Сина окружена), до города Кокатан, или Кокутанска –10 дней пути*. Городок Кокатан, или Коракотан, , расположенный близ Великой Синской стены, лежит среди высоких каменных гор. Он небольшой, окружен деревянными частоколами, состоит только из двух больших улиц деревянных домов. Жители все Мугалы, хотя они – подданные Сины. Это место построено для проезда всех иноземцев в синское государство, однако без точного указания никто не может проехать туда. Это последний синский город на этой стороне. Он расположен на том месте, откуда бьет источник. В этом городе живут люди, называемые тубетцы. Их начальника или князя недавно звали Голгицагун, или Голгиц а его лейтенанта, или наместника, – Тобук, или Тобюк. Сообщают, что упомянутый город стоит на расстоянии полутора миль от каменных гор, другие сообщают, что – дальше от стены.

В одном дне пути в сторону стоит китайский город Зирга, Ширга, или Шорга. Здесь растут различные хлеба; жители живут земледелием, сеют главным образом рожь и овес.

Калган, синский пограничный город вне стены, построен, главным образом, из высеченных грубых естественных камней, с крепкими башнями, покрытыми черепицей. Ворота большей частью железные, вокруг стен нет рвов. В городе Калган стоит небольшой гарнизон. Большая часть городов, лежащих вне стены, густо заселена.

Через два дня езды от Кокатана переходят каменные горы Кокутайские, а оттуда за 10 дней доходят до поселка или орды Анбуга, или Арбуги, где тоже живут и кочуют люди, подчиненные Сине, которых называют тубетцы. Тубетцы – это и название города, расположенного за каменными горами (откуда родом эти люди). Там они живут ордами, кочуя со скотом от одного места к другому. Зимой они отправляются к своим городам.

От Айбуги до земель князя Ирдени зайсана – 8 дней пути. Здесь находится каменная гора Алтын, или Алтай, называемая границей Сины или Катая. У этих Мугал земледелие не в обычае, a питаются они мясом диких зверей, которые там водятся в огромном количестве.

В землях князя Ирдени зайсана или Тисови Мугалска до земель князя Элден тайши, и гор Алтая – 3 недели пути. Это место называют Урочище Булухана и оно лежит на земле мугал.

Отсюда за две недели доезжают до Урочища Урун, лежащего на земле мугал.

От Урочища Урун проходят за 8 дней к ордам князя Азана. Эти орды называют Контайджи, или Контайши (они кочуют, почему невозможно указать их постоянное место).

Оттуда 8 дней пути до озера Ясан. Здесь находится жилище князя Аблая . В землях этого князя растут различные плоды – дыни, тыквы и т. п. Они занимаются там еще и земледелием и имеют различные хлеба.

От озера Ясан – 5 недель пути, сушей через пустынные места, до города Тара. Водным путем отправляются вниз по реке Иртыш до озера Ямишозеро, или Ямиш, и далее 11/4 мили до Пристанища, где маленькие лодки остаются, а дальше идут на других судах.

От Пристанища, то есть места стоянки, плывут вниз по реке Иртыш, до города Тара, и вверх по течению от Тара до Пристанища – 4 недели, а оттуда до озера Ясан – 20 дней.

Город Тара находится на реке Аркарка, на расстоянии около четверти мили от реки Иртыш.

От города Тара сушей, по степи, называемой Барабинской и Сахтамах, через деревню Теренитская, до города Томска – 1 месяц пути; этим путем ездят очень медленно.

От города Тара едут вниз по Аркарке и Иртышу, мимо Абалакского (это большая деревня), до города Тобол. Этот путь можно проделать быстро, но обратно от Тобола с гружеными судами нужно два дня, чтобы дойти до Абалакской, хотя сушей там всего 4 мили. От Тобола до Тары на подобных судах, вверх по Иртышу, нужны 3 недели езды*. Многие из перечисленных названий в этих краях пишутся иначе, чем на моей карте, [где я писал так,] как встречал в большинстве сообщений.


Дороги в Сину, по сообщению иезуита Авриля, такие:

Первая дорога через Индию и Моголию, опасна из-за разбойников и пустынь. Вторая – через Бухару, Самарканд, Кабур, Кашемир, Турфан и другие города Узбекии до Барантолы. Эта дорога неудобна из-за песков и воровства калмыков.

Третья [дорога] идет вдоль реки Иртыш, через город, который он называет Синкаме и далее сушей через Калмакию и Мугалию, до города Кокатан. Эта дорога имеет свои неудобства: там недостаток воды, и иногда путешественники подвергаются нападению Мугал и калмаков, а чтобы быть в безопасности, нужно угодить несколькими подарками князю Аюке, главе орды калмаков.

Четвертая дорога, говорит Авриль, лежит через город Тобол, по реке Обь и реке Селенга. Через город Селенга сушей едут в Мугалию. Согласно его сообщению, требуется 8 недель, чтобы добраться от последнего города до места, где живут тайши или Кан Бехрусаин и Катухта Лама, от которого, за небольшие подарки, можно получить необходимых проводников*. 1682. Этот путь, якобы, используют теперь московиты, так как они около реки Амур находятся в состоянии войны с синцами. Для этого пути запасают немного воды и дров. Там встречается мало разбойников, а те, которых встречают, не очень злы.

Пятая дорога, говорит Авриль, идет через Сибирь до Нерчинска. Она лежит по реке Шилке и далее до Даурии, на некотором расстоянии от реки Наюнай. Дальше до Черии, где вход в Сину. Расстояние между Нерчинской и Даурией такое же, как между Даурией и Черией. Этот путь, по его словам, довольно безопасный и короткий, так как между Нерчинской и рекой Аргунь , которая впадает в Амур, все время встречаются русские охотники за соболями. За этой рекой встречаются Мугалы, которые боятся московитов. Но теперь, говорит Авриль, выбирают дорогу очень высокую, через Албазин, или довольно низменную, через Селенгу и земли князя Бехрусаина.

Шестая дорога идет тоже через Нерчинск и Мугалию, через озеро Далай. От Нерчинска едут к упомянутому озеру 8 дней. Там обитают подданные синского государства, которые обрабатывают землю. За 3 недели можно достигнуть Сины на повозках, запряженных волами. Из этого озера река Аргунь берет свое начало. Она судоходна и впадает в Амур*. Когда отец Авриль несколько лет назад выезжал из Франции и собирался в Сину, он через польского посла справлялся у меня относительно расположения земель около Великой стены, отделяющей Сину от Тартарии. Я тогда ему, через этого господина, сообщил письменно и устно некоторые данные об этих краях, которые он использовал в своем описании. Около реки Аргунь находятся, якобы, серебряные и свинцовые руды. Недалеко оттуда проживает знатный князь по имени Цебденкан. Здесь заканчиваются сведения Авриля.

Сообщают, что синцы называют Албазином разрушенный город Якса, на северном берегу реки Амура.

Вне Великой Синской стены, в пустынных местах, встречается много древних, построенных из камня, но теперь разрушенных могильников.

Старый разрушенный Тартарский город, расположенный по эту сторону великой Синской стены в пустыне
Старый разрушенный Тартарский город, расположенный по эту сторону великой Синской стены в пустыне

Близко от стены, внутри ее, находится много больших синских городов. Синцы теперь расширили свою власть, как говорят, к северу от реки Амур, на расстояние около 30 миль внутрь страны, а именно: на запад до Албазина, на север до устья Амура, к морю, до реки Собачьей или Утки, которая широка и глубока и уходит в глубь страны. Начало ее, или западный конец, подходит к северному берегу Амура, хотя на моей карте это еще не изображено, ввиду того, что я не уверен в ее правильном сообщении. К северу от этой Собачьей реки туземные язычники платят дань Их Царским Величествам, согласно другим сообщениям, платят дань вплоть до берегов Амура, чему я склонен верить. Предполагают, что расстояние от Лены до Амура составляет одну пятую часть расстояния между Леной и Енисеем, так что Ледяной мыс на мою карту нанесен слишком длинным, что я, однако, до сих пор не посмел изменить, ввиду того, что моя точка зрения покоится на показаниях многих свидетелей. 40 солдат прошли водным путем, морем, от Амура до Лены. Но мне остается неясным, обогнули ли они Ледяной мыс, или шли там сушей.

Многие говорят, что берега моря между Леной и Енисеем еще не исследованы, и что никогда не плавали по этим морям, так что не знают, насколько они простираются к северу. Так же не знают, есть ли земля по направлению к полюсу. Некоторые считают, что можно было бы плыть от восточного края Новой Земли до Енисея и таким образом успешно сделать исследования, которые в тех местах еще не были сделаны. Господин Головин, когда он в Тоболе занимал должность наместника, послал, как говорят, 60 человек с реки Енисей в море, чтобы попытаться оттуда морским путем добраться до Лены и так обогнуть Ледяной мыс, но никто из них не вернулся*. О подобном плавании и что произошло, смотрите выше, и я подозреваю, что это тот же самый поход. Так что морские берега остались неисследованными. Земля там в окрестностях мало заселена и близко обитающие народы ничего не могут с уверенностью сказать.
Устье Оби очень широкое и похоже на открытое море. Ширина Лены и Енисея около моря четыре мили или пять верст, это около полутора миль.

Относительно соболей мне говорят, что около Витима водятся самые лучшие, и что один сорт от другого отличается из-за воды, которую они пьют из той или другой реки, около которой они водятся. В зависимости от этого их шкурка белая, коричневая, рыжая или серая.

Говорят, что Енисей около озера Байкал очень быстро течет, и что в некоторых местах его глубина достигает лишь 4 футов. На острове в Байкале, где растет хороший хлеб, живут язычники, по внешности похожие на тех, которых называют браты. На этом острове (он находится в четырех милях от южного берега) очень высокие горы. Снег лежит на верхушках гор, на западном берегу Байкала. За ними находится хорошая и плодородная земля.

Говорят, что калмакский, мугальский и тунгусский языки – одного типа и отличаются один от другого, как русский от польского или как верхне- от нижненемецкого языка.

Московиты теперь не плавают в них по Амуру к морю, как они делали до сих пор, так как мирный договор, заключенный между ними и синцами, этому препятствует.

Когда я спросил мнение упомянутого господина Головина, с которым имел честь дружески общаться, относительно моей карты, он сказал мне, что области около Тобола и Нерчинска очень правильно нанесены, но что морские берега между Енисеем и Леной нанесены наугад, как он считал, и что нахождение некоторых городов на Енисее не слишком точно нанесено (хотя я их все нанес по указанию очевидцев и по письменным сообщениям). Он прибавил к этому, что я первый нанес эти земли на карту так правильно и в основном соответственно с действительностью.

В низовье Оби находится часть реки, называемая Юганская Обь; там река очень широка, вода тихая и часто разливается вширь. Берега с обеих сторон низкие. Это спокойное течение продолжается на расстоянии 30 и более миль. От Тобола до моря езда требует около 10 дней. От Березова едут через горы к Пуст-озеру.
Юганская Обь лишь некоторое время назад из-за разливов получила свой теперешний вид: по размеру она похожа на озеро.

Когда господин Головин плыл в нижнем течении Оби, он видел на берегу грубо высеченного из дерева идола. Он, со своего судна, хотел выстрелить в идола, но глуповатые туземцы-язычники умоляли его не делать этого, говоря, что фигуры – это их толмачи у Бога, так как они со своим небесным отцом не могут говорить иначе, чем через этих идолов. Они думают, что иногда слышат звуки переговоров этих фигур с Богом.

Иркутск, согласно сообщению упомянутого господина [Головина], небольшой, но красивый город, и с каждым днем растет. Девять лет назад там было 200 домов* 1690 г.

Около озера Байкал хорошая земля. Несколько выше, к северу, земля пустынная и дикая. Земля, расположенная довольно далеко к северу, растаивает не больше, чем на глубину одного локтя. Однако там растут трава и деревья. Все люди, говорит он, после смерти там считаются святыми, так как будучи похороненными, никогда не гниют. Это мнение сложилось оттого, что в России верят, что трупы, которые под землей не разлагаются, принадлежат святым.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: