Путевой указатель по Сибири

Следует краткое и тщательное описание пути, или путевой указатель, по Сибири, составленное на английском языке неким военным начальником, находившимся на службе Его Царского Величества и присланное мне из Лондона.

  • От Тобольского, главного города Сибири, вверх по реке Тобол до устья реки Тавды 3 дня езды.
  • Вверх по реке Тавда, мимо слободы или местечка архиепископа до городка Косудской – 7 дней пути на больших судах.
  • Вверх по той же реке от Кошудcкой до реки Пелым, мимо Табаринской Слободы и мимо реки Устун до городка Пелым – 10 дней.
  • От устья реки Тавды, вверх по реке Тобол, до устья реки Туры, по суше 60 верст.
  • От устья реки Туры до Покровской Слободы архиепископа – 7 верст.
  • От Покровской Слободы до Тимени – 63 версты.
  • От Тюмени, вверх по реке Ницере, до Ницинской Слободы – 60 верст.
  • От Ницинской Слободы до Нижне-Ницинской Слободы – 7 верст.
  • От Нижне-Ницинской Слободы до Верхне-Ницинской Слободы – 20 верст.
  • Оттуда до Чубасовой Слободы – 7 верст.
  • Оттуда до Кирчинской Слободы – 7 верст.
  • От Кирчинской Слободы в области Верхотурской до Ирбитской Слободы – 7 верст.
  • От Ирбитской Слободы до Устьмонт* Что английский писатель этим названием хочет сказать, мне непонятно. до Ирбитской Слободы, на реке Робровской – 20 верст.
  • От Устьмонта и от Ирбитской Слободы в сторону Белаковской Слободы, на реке Ирбит – 20 верст.
  • От Устьмаута, от Ирбитской Слободы, до Ошепкори Низинской Nisinsky) Слободы – 20 верст.
  • От Ошепкори до железоплавильных заводов – 6 верст.
  • От железоплавильных заводов до Навьянского острога – 10 верст, откуда до Спасского монастыря – 10 верст.
  • До Арамашевой Слободы, на реке Рупу – 35 верст.
  • От Арамашева в области Тобольска до Мурзинской Слободы – 30 верст.
  • От Тюмени, по реке Пишмы, до Белаковской Слободы – 60 верст.
  • Отсюда до Куряской Слободы – 30 верст.
  • От Куряской Слободы до Ошепкови Пишминской Слободы – 7 верст.
  • От устья реки Исей, по реке Туре до Туринской Слободы – 14 верст.
  • От Туриснкой Слободы до Туринского Острога – 60 верст.
  • От Туринского Острога до Благовещенской Слободы – 40 верст.
  • А Благовещенская Слобода находится от реки Туры в 7 верстах.
  • От Благовес до Тигульской Слободы на реке Тагил – 120 верст.
  • От Тагила до Верхотурья – 60 верст.
  • От Верхотурья до Соликамской, все лесом, – 6 дней пути.
  • От Тобольска, вверх по реке Тобол, до заимка на устье реки Тарханской – 120 верст. Сюда иногда приходят враги.
  • От устья реки Тархан по реке Тобол до Ялоторварской Слободы – 6 верст.
  • Оттуда, вверх по реке Исеть до Ирбунатского Острога – 60 верст.
  • От Исетского Острога до устья реки Терлука – 30 верст.
  • Отсюда до устья реки Масланской – 30 верст.
  • От реки Масланской до Сараринской Слободы – 30 верст.
  • От Сараринской Слободы до Далматова монастыря – 30 верст.
  • От Далматова монастыря до Катиского острога – 15 верст.
  • Оттуда до устья реки Синари в Увале, 7 верст.
  • От устья реки Синари до устья верхней реки Каменки – 60 верст.
  • Оттуда до болота Изетил, вдоль или через скалы до истоков реки Сова – 30 верст. Эти места граничат с башкирскими тартарами. Они укреплены и снабжены гарнизоном, из опасения, что они [башкиры] начнут войну с ними.
  • От Тобольска до Астракани, через реку Яик, 4 с половиной недели.
  • И до Казани, лесом и диким полем, – 1 месяц.
  • От Тобольска вниз по реке Иртыш, мимо Демьянска, до таможни Самаровской дощанником 2 недели пути.
  • От таможни Самаровской до устья реки Иртыш полдня.
  • Оттуда вверх по реке Обь до Сургута 9 дней пути.
  • Оттуда до Нарыма по реке Обь, 3-4 дня пути.
  • От Нарыма до устья реки Нити 8 дней пути.
  • Вверх по реке Нити до Нитского Острога 8 или 9 дней пути.
  • Оттуда вверх по той же реке Нити до Маковского Зимовья 6-7 дней езды.
  • Оттуда через некий волок или переправу до Енисейского Острога сушей – 2 дня пути.
  • От Енисейского Острога вверх по Енисею, до устья реки Тунгуски – 2 дня езды. На Тунгуске есть водопады.
  • Оттуда вверх по реке [Ангаре] до Нижне-Братского Острога или деревушки – 12 дней.
  • От Нижне-Братского Острога и устья реки Оки, вверх по реке Ангаре до Балаганского Острога – 2 недели езды.
  • Оттуда 2 недели плыть по той же реке до Якутского Острога.
  • От Якутского Острога, вверх по Ангаре до болота или озера Бикала, 1 неделя езды. На реке Ангаре 2 водопада. 
  • Через озеро Байкал можно под парусами добраться до устья реки Селенги за 3 дня.
  • Вверх по реке Селенге, от озера Байкал до устья реки Хилка – 1 день.
  • От устья этой реки Хилка вверх по Селенге до Селенгинского острога – 4 дня езды.
  • Вверх по реке Хилка, от ее устья до Иргинского острога – 14 дней езды.
  • Оттуда через болото и один волок или переправу, до реки Ингода, 1 день.
  • От волока, вниз по реке Ингоде и по реке Шилке, под парусами едут 3 дня до устья реки Нерча, до Нерчинского острога, где теперь имеется больше жилищ, чем в Тобольске*. Это сказано ошибочно, ибо в Тоболе гораздо больше домов; так же как и в правописании собственных названий в этом и в некоторых следующих сообщениях вкрались ошибки, по причине того, что они написаны на разных языках.
  • От Нерчинского острога до устья реки Аргун – 3 дня пути. Здесь соединяются реки Шилка и Елуна, а отсюда эта река получает название Саволармух-Архуна, она выходит из большого Окилайра, где ловят крупную рыбу. Синцы, или их подданные, живущие около этого болота, живут рыболовством. Оттуда один день пути до одного города, подчиненного Сине, где живет мало синцев, из боязни русских.
  • От Енисейского острога, вверх по реке Енисей и реке Тунгуске и Илеиту до Илимского острога – 6 дней езды.
  • Оттуда, мимо реки Вологды до Муки, где находится часовня – 2 дня пути.
  • Дальше, мимо рек Купе, или Куте, и Полне, мимо Усть-Киренги, Чечуя и Витима, мимо реки Oлекмы до Якутского острога – 2 недели.
  • Оттуда вниз по реке Лене к морю 3 недели пути между реками Леной и Киренгой.
  • От Якутского острога до реки Алдан и переправы сушей 1 неделя пути.
  • От переправы до Янского зимовья – 4 недели пути. Это зимовье лежит на реке Яне.
  • От Янского Зимовья до Сасисверского зимовья – 3 недели пути. Это зимовье лежит на реке Илди.
  • Оттуда до Алазейского зимовья – 4 недели пути. Это зимовье лежит на реке Алазее.
  • От Алдайского зимовья на реке Колыме до Среднего зимовья – 1 неделя езды.
  • Откуда по той же реке до Верхнего зимовья, мимо реки Тарми – 3 недели.

В устье реки лежит одно зимовье, под названием Нижнее Зимовье, оттуда до Среднего – 5 недель езды. Во всех этих зимовьях (это деревушки или зимние местечки) живут солдаты Якутского острога и царские ашичики, или лица, которых используют для охоты на соболей и других зверей. От Якутского Острога путешественники едут по реке Лене к морю.

  • От реки Лены вверх по реке Олекме, мимо устья реки Нюкжи, до устья реки Тугир 5 недель. Но на больших судах, с запасами, люди находятся в пути по полгода.
  • Вверх по реке Тугир, до Даурского волока, одна неделя езды, там для удобства и спокойствия построен замок Сдрескугирский.
  • От этого места на Каменный волок – вниз по реке Урка, до реки Амур, а именно до городка Даурский Лапкаев – 10 дней. Эта дорога из-за болот и рек неудобна, так что там приходится идти пешком.
  • От городка Лапкаева, вниз по Амуру, мимо устья реки Скаме, до устья реки Зея – 1 неделя езды.
  • От устья реки Зея, вниз по реке Амур, до устья реки Шингал – 1 неделя. В устье реки Шингал находится караул синцев. В Шингал впадает река Наум, а в Наум – река Корга, на которой стоит синский городок Мулгуте, или Мунгуте.
  • От реки Шингал до города Мулгуте 2 недели езды. В этом городе ежемесячно несут караул 20 или 30 синских солдат, как стража против московитов. От этого городка дорога в Сину, верхом 10 дней езды, а с грузом – 6 недель.
  • От устья реки Шингал, вниз по Амуру, до реки Уссури – 4 дня. 
  • Оттуда вниз, по той же реке Амур, до устья реки Хамуна – 1 неделя езды. На всех этих реках живет народ, называемый даурцы. У них в некоторых местах построены крепости. Они сеют и жнут различные виды летнего хлеба. На реке Амур повсюду растут в изобилии яблоки, груши, дыни, огурцы и другие подобные плоды и овощи.
  • От устья реки Хамуны, вниз по Амуру до моря и до земли гиляков– 2 недели езды. Гиляки живут на берегу [моря]. Они не сеют хлеба, а питаются рыбой. Этим морем из-за льдов нет дороги в Сину, но есть дорога к стране Никанской*, Может быть, Ниуxe где, говорят, есть золотые и серебряные руды, а также ценные камни и шелк.
  • От Енисейского острога до Красноярского острога сушей 10 дней пути, а по воде, вверх по Енисею, – 3 недели.
  • От Енисейска вниз по реке Енисей, мимо устья рек Подкаменной, Тунгуски, Елогу , и Нижней Тунгуски до Туруханского Зимовья – 10 дней пути на маленьких судах. Около рек Подкаменной и Тунгуски находятся дома, где стоят солдаты из Енисейского, для сбора царской подати.
  • От Туруханска вниз по реке Енисей до моря, две недели езды.
  • От Нарыма, вверх по Оби и Томи до городка Томской – 10 дней езды.
  • Откуда вверх по реке Томи до Кузнецкого Острога – 10 дней.
  • От этого же Томского вниз по реке Томь, на реку Обь, вверх по реке Етец, до устья рек Бии и Катуни, 10 дней на больших судах. В устьях этих рек необходимо построить крепости для защиты охотников за соболями и другой пушниной.
  • Река Бия течет из большого озера, длиной в 5 дней под парусами, а шириной в 1 день. Около этих мест живут много инородцев, которые не платят императору дани.
  • От устья рек Бия и Катунь, до Сины по пустыне 2 месяца.
  • Oт Томска до мунгал 2 месяца с половиной, а до Контайшиниx улусов – 2 месяца пути.
  • Оттуда до городка Мангутский – 2 месяца.
  • От Сургута по пустошам до Сургутского зимовья, по озерам и по сухой земле – 6 недель езды.
  • От этого зимовья, вниз по реке Тару до городка Мангазея – 10 дней езды.
  • От Сургута вверх по реке Этезе до устья реки Вах, на малых судах, 4 дня езды, а вверх по реке Вах, к волоку или переправе – 10 дней.
  • От истоков реки Ваx, через упомянутый волок, до истоков реки Елогуй – 3 дня сушей.
  • От волока вниз по реке Елогуй и Енисею до Туруханского ъимовья – 4 дня.
  • От Самаровского показного места вниз по Иртышу и Оби, мимо монастыря Котского и устья реки Сосьвы, до Березова – 6 дней пути.
  • От Березова мимо караула Обской и Обдорской на реке Обь до моря Мангазеи – 12 дней, а за 4 дня они приходят к устью реки Таз.
  • Оттуда вверх по реке Таз можно под парусами добраться до городка Мангазея за 3–4 дня.
  • От городка Мангазея можно на маленьком судне дойти за 3–4 недели до Туруханского Зимовья. На середине пути между рек судно надо переволочить сушей, через горы на расстояние 1–й версты.
  • От Тобольска вверх по Иртышу до деревни Абалатской 2 дня езды на больших судах, а по суше расстояние 20 верст.
  • От Тобольска дальше, вверх по реке, стоит городок Тарский на реке Аркарка, примерно в одной версте от Иртыша вглубь страны.
  • От реки Тары, через область Баравинской до городка Томск 1 месяц пути.
  • От Тарского до гавани, откуда народ переходит в озеро Ямиш, на этой же реке Иртыш – 4 недели езды.
  • От этой гавани, вверх по реке Тари, до озера Ясана 20 дней пути в лодках.
  • От реки Тары до озера Ясана, через степь, 5 недель пути.
  • От озера Ясан, от жилища Абасвейх до Контайшиных улусов растут в окрестностях разные яровые хлеба и плоды.
  • От озера Ясана до поселения Чарай , где живут мугальские народы, 1 неделя езды.
  • Оттуда до Злуены, тоже принадлежащей мугалам, 2 недели.
  • Оттуда до Суисинатишимa, на границе Сины, 3 недели езды. В этих последних местах мугалы питаются зверями и всякой дичью, не пытаясь обрабатывать землю.
  • От Суисинатишима через границу до каменистого Аттидушиабугу, где кочуют синйцы или их подданные – 1 неделя пути.

Один неизвестный английский автор, труд которого опубликовал Джон Винтер в Лондоне в 1671 г., говорит о Сибири, Самоедии, Крыме и Калмакской Тартарии следующее:

«Сибирия – это обширная неизвестная страна. Она простирается до стeн Сины. Я говорил с человеком, который там был и торговал Синцами, и с другим человеком, который говорил, что дальше Сибири видел море, где находились суда и люди в странных одеяниях. У них не было бороды, только [усы] на верхней губе. Оттуда последний привозил чай и бадьян бурдиан – это индийский звездообразный анис*. Этот анис мне привезли из этих краев; он больше, гораздо сильнее и вкуснее, чем обычный анис. Купцы говорят, что его употребляют (как мы в Англии употребляем анис) с сахаром, и считают, что это прекрасное средство от легочной болезни, при скоплении газов в боках и при расстройстве желудка. Его перевозят в бумажных пакетах весом в 1 фунт, с синскими надписями.

Кто бывает в этих краях, тот находится в пути больше г., пережидая в одних местах зимнее время, а в других – летнее.

Главный город Сибири – Замбул , местожительство главного воеводы. Там торгуют пушниной, главным образом, соболями, которые, как говорят, не встречаются в других частях света. Они не едят зерен или орехов, которые в изобилии растут на деревьях*. Кедровые шишки.

Они охотятся в течение 6–7 недель. Они ездят в повозках, запряженных собаками, которых кормят рыбой. Рыбой изобилуют там озера и реки. Они запрягают по 40-50 собак в одни сани, одеваются в три меховых кафтана и спят каждую ночь на открытом воздухе. Во время сильного холода они зажигают костры, на которых приготавливают или жарят свою рыбу.

Собаки приучены охотиться на соболя. Мужчины очень умело стреляют в нос соболя стрелой, и он становится добычей собак. Если не попали соболю в нос, то они его теряют, потому что этот крепкий и смелый зверек убегает со стрелой в теле.

В некоторых местах бывает настолько сильный мороз, что вода, подброшенная в воздух, опускается на землю застывшим льдом.

Северные земли не производят хлеба, но там в изобилии рыбы. Ее едят сушеной вместо хлеба. Жители во время морозов кормят своих коров рыбой, отчего молоко имеет привкус рыбы.

Река Обь – это большая река, чье устье еще неизвестно*. Моя карта показывает, что эта река от устья до ее начала известна.

Там большое количество рыбы, называемой белуга, очень похожей на кита, но вкуснее*. Белуга имеет мало сходства с китом. Из нее и осетра в Астракани делают икру, которую кладут в большие кучи соли, и после того, как она побродит, ее прессуют и складывают в бочки. Делают и непрессованную икру. Это очень лакомая еда, но ее нельзя долго сохранять.

Северная часть Сибири называется Самоедия, что значит «каннибалы или людоеды», ибо они едят тех, кого захватывают в бою*. Это людоедство было раньше обычаем, но теперь нет. Их основная пища рыба. Их богатство – это животные. У них большие стада оленей, и настолько ручные, что на свист подходят к руке и даже позволяют себя попарно запрягать в сани, которые быстро, как ветер, несут, пробегая по 20 немецких миль в день.

Когда жители собираются на охоту на этих животных, они советуются со жрецом, который, после многих обрядов и заклинаний, говорит, куда им надо идти. Обычно они находят, что предсказания сбываются.

Нет различий в одежде мужчин и женщин: и те, и другие сделаны из шкур животных, шерстью наружу. Трудно отличить по лицу мужчин от женщин: бороды не носят, и у тех, и у других лица, как у павианов.

Их обычаи, язык и верования дики, как у зверей. Они поклоняются солнцу и луне.

Они чрезвычайно ревнуют своих жен.

Девушки у них в большом почете до замужества, и их не должны видеть юноши, чтобы быть уверенными в их девственности. Замужество имеет место на шестом или седьмом году. Девушек покупают у родителей за шкуры животных, берут к себе и запирают, по итальянскому обычаю.

Подобным же образом мужчина охраняет свою жену, когда отправляется на охоту. И это так же обыкновенно, как закрывать кошелек. У них существует пословица: «Кто оставляет открытым свой кошелек, тот приглашает вора».

Их дома – это круглые палатки, сделанные из шкур животных и циновок. В середине очаг, наверху в потолке отверстие для дыма. Вокруг очага они лежат и таким образом греются.

Летом они поселяются вблизи рек для ловли рыбы, которую сушат и сохраняют на зиму. Много рыбы они убивают стрелами и едят обычно в сыром виде.
Едят щенков собак, и считают это вкусным блюдом.

Их Царские Величества не считают их достойными иметь собственного воеводу, по малочисленности освобождают их от податей и получают от них лишь несколько шкур животных.

Никто, кроме них самих, не знает их варварского языка и их законов, которые они тайно соблюдают.

Когда они продают животных иноземцам, то оговаривают оставить им внутренности, которые они съедают, после того, как выдавили из них грязь.

Наиболее уважаем среди них тот, кто более опытен в колдовстве. В этом они чрезвычайно искусны, показывая иноземцам. При русских они не смеют показывать это искусство, чтобы их не обвинили и не наказали.

Если направиться в южные части Сибири, то встретятся дикие земли под названием «степь», которые простираются на 600–700 верст* Московитские мили. и состоят в основном из равнины. Там очень мало рек, но почва весьма плодородна. Можно ехать три дня полями с вишневыми деревьями, высотой не больше ¾ локтя. Причина, почему они так низки, заключается в том, что иноземцы и путешественники их часто сжигают. Эти деревья дают красивые красные вишни, но очень кислые и терпкие: после пересадки некоторые дают очень хорошие вишни.

Я говорил с некоторыми людьми, которые там видели много тюльпанов, дамасских и красных роз. Там растут длинная, чрезвычайно толстая спаржа, гвоздика, майоран, тимьян, шалфей, цикорий, ендивиний и т.д., пастернак, красная свекла и многие другие растения, которые мы тщательно разводим в наших садах.
Купцы привозят оттуда селитру.

Их лоси самые крупные в мире. У них есть и мелкие животные, под названием сурок, величиной с барсука, но не похожий на него видом. У них короткие ноги, маленькая головка. Спина шириной почти в пядь, а шкура покрыта тонкими, мягкими волосами. Это забавное, толстое и жирное существо живет под землей, как кролики.

Когда отряды начальника Крэфорда расположились около их нор, они вышли, сели на задние лапки и произвели такой ужасный и неожиданный звук, что испугали и людей, и лошадей.

Утверждают, как истину, что их деревушки и гнезда или норы очень хорошо сделаны, они в своих жилищах так чистоплотны, что если внутри кто-то из них умирает, то его выносят и хоронят.

В этих краях есть еще другое животное, под названием «перивозчик», с мохнатой шкурой, желтого цвета с белым и черным оттенком. Шкура хороша для подкладки кафтанов, хотя там ее мало ценят, потому что мех короткий, и потому мало греет. Говорят, что это животное очень услужливо и переносит белок и горностаев через реки, поэтому его называют перевозчиком, что значит перевозчик или переносчик.

Русские говорят, что этим зверькам доставляет большое удовольствие переносить других животных. Я этого не слышал от очевидцев, но от людей, которые слышали это своими ушами, я знаю, что когда белки съедают все запасы на одном берегу реки, то они смело переправляются на другой берег с попутным ветром, используя свой хвост, как мачту, руль и парус. Если их паруса намокнут, они погибнут.

Около Казани и Астракани встречается маленькая птичка, размером с кулика. Лапки и клюв ее несколько напоминают эту птицу, но перья и шея ее похожи на турухтана. Когда их подрезают они дерутся, как петухи, однако у них нет шпор. Если их держать дома, они постоянно дерутся: прижимаются клювом к земле и подстерегают врага, затем вспрыгивают и сильно сражаются. Они вкуснее, чем перепел. Они встречаются около Архангела. Там есть еще другая птица, размером с сову, а видом как ястреб. Она налетает на маленьких птиц, ловит их, прикалывает к терновому кусту, ощипывает их начисто и потом съедает.

Туда еще привезли птицу из Астракани или других мест, размером с лебедя, внешне и по лапам похожую на него,, но шея у нее несколько короче и толще, и очень широкий зоб, в который она может проглотить рыбу размером в 9 дюймов.

В некоторых письмах об этих краях встречается рассказ о растущем ягненке, который съедает всю траву вокруг себя и затем умирает. Но это такая же правда, как рассказ об одноглазом народе, о котором говорится в «Путешествии Яна Мандевила», и другие подобные выдумки, в которых нет и тени правды.

Главный город Тартарии называют Крым. Этот крепкий город, окруженный стеной, расположен у тартарского моря. Его xана называют Крымский тартар. Говорят, что город очень красиво построен из высеченного камня и кирпичей.

Народ обязан платить дань турку. Это беспокойные соседи. Когда они собраны вместе, они разлетаются мигом, как комары, расходятся поодиночке, но ночью собираются снова. Почти невозможно поймать одну из лошадей, которые не оставляют своих товарищей. Они могут пройти 100 английских миль в день, меняя только один или два раза своих коней, ибо у каждого мужчины по меньшей мере три или четыре лошади. Если одна из них устала или издыхает, ее разделяют между собою, и когда мясо достаточно сопрело под седлом, изготовляют из него хороший обед.

Если кто заболеет, ему дают кобылье молоко или свежую кровь лошади, пуская ей для этого кровь.

Они не берут с собой ни соли, ни хлеба, и почти его не едят. Они говорят, что от соли портится зрение, а от хлеба толстеют, и что это тяжелая пища. У них, несомненно, такое острое зрение, как ни у кого на свете: в степи или пустоши (где можно беспрепятственно видеть на расстоянии 30–40 английских миль), они обнаруживают человека.

Нет лучших всадников в мире. На полном ходу они могут подняться на стременах, стрелять из лука назад и свалить вражескую лошадь.

У крымских тартар лицо плоское, глаза узкие или маленькие, они глубоко сидят, узкий лоб, низкие, широкие плечи. Они среднего роста и так выглядят, что им трудно скрываться. Они ломают носы своим новорожденным детям, говоря, что смешно ходить с носом на лице. Они все магометане.

Крымские и тартарские женщины такие же хорошие солдаты, как и их мужья. Некоторые из них признают царя. 

В этом году* 1670 армия женщин отправилась отомстить за кражу нескольких детей и пленных крымским народом, и они встретили армию тартар. Они многих взяли в плен, а остальных уничтожили. Храбрые женщины. Достойны, чтобы их причислили к амазонкам.

У калмаков широкое пространство. Они живут в палатках там, где имеют пастбища. Они большего роста, чем крымские тартары, другого происхождения, и чернее.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: