Описание некоторых городов и мест в Сибири

Описание некоторых городов и мест в Сибири, доставленное мне одним знатным русским господином, который в 1689 г. их все посещал.

В начале зимы обычно едут к границам Сибири и там сперва попадают в область под названием Великая Пермь, которая со стороны Московии граничит с областями Устюг и Вага. 

С левой стороны, к северу, она простирается до реки Печоры и до народа самоедов, иначе Пустозерска, который тоже приближается к сибирским границам, а именно, до города Березов, через незаселенные места. Этот город ведет торговлю, имеет общение с иноземцами. Главный город упомянутой Великой Перми – это крепость, называемая Соликамская, расположенная на реке Каме. Там здания обычно построены из дерева и не особенно украшены, однако там встречаются богатые купцы, извлекающие прибыль из торговли солью, которую они, вокруг этого города и в других местах этой области, варят и увозят для продажи в других краях Московского государства. Среди пермяков встречается много людей, которые живут в поселках и не знают ни слова по-славянски или по-русски; у них особый язык и они знают несколько коротких молитв, которые переведены на их язык мучеником Стефаном, проповедовавшим им христианскую веру. Эти люди имеют до сего дня епископа в Перми, но не имеют ни книг, ни рукописей на своем языке. Они живут в многолюдных деревнях, очень богаты хлебом, скотом и рыбой. Они охотятся в лесах на различных зверей. Там повсюду водятся соболя очень плохого качества, которых они продают вместо куниц. Через несколько миль от этого замка начинаются каменные хребты, которые образуют границу сибирского государства между Соликамской и городом в Сибири – Верхотурьем. Расстояние от этого места до Верхотурья 74 голландских мили. Мало приходится ехать по ровным дорогам, а большей частью через очень высокие горы. Там нет летней дороги из-за очень крутых каменных скал и лесов. В них встречаются болота и источники, выходящие из каменных скал. Между гор в некоторых местах есть прекрасные долины, не очень большие, но с плодородными полями. Однако они большую часть г. подвержены сильным морозам. Горы, о которых говорилось выше, простираются с севера к западу до земель Казанского государства и до города, называемого Уфа. В этих горах раньше искали серебряные руды. Так как в месте под названием Уральские горы, [руды] не нашли, то и прекратили поиски. В этих местах живет народ, обитающий в хижинах, называемый башкиры. В военных делах они очень храбры и их очень боятся калмаки, которые живут недалеко от них в степях. По языку и нравам они похожи на тартар, но в некоторых словах имеется разница. Они придерживаются закона Магомета. Крепость Верхотурье получила свое название от реки Туры, на берегу которой она стоит. Она построена из дерева на небольшой каменной скале, у конца названных гор. Жители этого замка не очень богаты. Между прочим, они считают за честь брататься с сибирскими народами. За несколько миль от Верхотурья обитает небольшой народ, который называют вагуличи. Они живут в лесах, вместо домов у них лачуги, построенные из дерева. У них особый язык, который не имеет ничего общего с другими языками. Они не знают ни законов, ни письменности.

Если проехать от Верхотурья на восток 6 немецких миль, то слева начинается река Тагил. Через несколько миль она впадает в реку Туру. Вокруг нее прекрасные поля, очень плодородные хлебом. На этой реке стоят самые лучшие деревни этой области.

Когда пройдут от Тагила несколько миль через дикие леса, то начинаются владения крепости Турин, или Епанчин, с прекрасными полями. У живущих там людей, среди различных предметов питания, – большие запасы хлеба.

С левой стороны к северу от Верхотурья стоит еще замок, называемый Пелым. Я не могу его подробно описать, но, как мне сообщают, это небольшое местечко, и оно имеет на самом деле только один надежный вход. Туринск, или иначе Епанчин, стоит на берегу реки, на красивом месте. В его подчинении находятся несколько тартарских деревень, которые причисляются к Сибири. 

От Верхотурья до Турина, или Епанчина, расстояние около 65 миль. Когда едут от Епанчина на юго–восток, приезжают к крепости, называемой Тюмень, очень известной в Сибири. Это большое поселение, красиво расположенное на берегу реки Тобол. В Сибири не такой большой запас хлеба и скота, как в Тюменском ведомстве и в поселениях Тобольского ведомства, которые ведут торговлю с ведомством Тюмени имеющимися у них товарами. Река Исеть течет через ровные красивые поля из вышеупомянутых каменных скал, с севера на юг, в Уфимском ведомстве, куда на жительство часто отправляются уфинские башкиры. В Тюменском ведомстве находится большое количество деревень, большей частью тартарских. В этих местах живет много тартар и бухарцев, которые там уже давно жили. У них магометанская вера. От замка Тюмени до города Тобольска 40 миль. Он стоит на востоке от Тюмени, на большой реке Иртыш, которая течет с юга на север. У этого города река Тобол впадает в Иртыш. С другой стороны этот город, или деревянная крепость, стоит на очень высокой горе. Вокруг нее недавно сделан земляной вал и жилища многих горожан. Жители имеют свои жилища у подножия горы на берегу Иртыша, где расположены и многие дома бухарцев и тартар, из которых некоторые служат на жаловании у царя, в коннице, а остальные жители занимаются торговлей. В Тобольском ведомстве между русскими деревнями попадается много тартарских деревень. Все Тартары и бухарцы сохраняют, еще с завоевания Сибирского государства, магометанскую веру. Город Тобольск был при завоевании Сибирского государства перемещен из прежнего расположения на верхнем течении реки Иртыш на расстояние около одной мили, где и сейчас можно видеть большие земляные валы. Купцы в этом городе (где живет митрополит) очень богаты, но самые богатые – это бухарцы, которые ведут крупную торговлю различными синскими товарами с другими бухарцами, из Бухары. Они живут около калмаков и на базарах стоят около них, когда приходят устраивать ярмарку. На этой ярмарке существует обычай, по которому воевода Тобольска посылает с войском из Тобольска, Тюмени и из других городов несколько судов, построенных для этой цели, к озеру за солью, вверх по реке Иртыш. Этот путь составляет, как говорят, 200 небольших миль. Соль сушится на солнце. В это время прибывают в большом количестве бухарцы со своими китайскими товарами. Их много видно в тех местах, где калмыки имеют свои жилища. Они устраивают ярмарку вместе с русскими, обменивают товар на товар и ничего не продают за деньги. Когда они кончают торговлю и нагружают соль, они снова приплывают по реке Иртыш вниз, к Тобольску. В винном месяце [октябре] из Тобольска – вверх по Иртышу. Сама река течет на юг до крепости под названием Тара, в 60 милях от Тобольска. Она тоже очень хорошо расположена и имеет большие запасы хлеба. Если отсюда ехать несколько на север, то там начинается тартарская община, под названием Бараба, численностью около 3–4–х тысяч человек. Когда с них собирают дань в царскую казну, что обычно делают военные отряды зимой, в октябре и январе, тогда одновременно ее собирают и от калмыков, принуждая их платить ввиду полного отсутствия защиты в крепостях, а также из-за слишком большой разбросанности этих племен. От Тобольска вниз по реке Иртыш, который идет прямо на север, до Демьянского Ямa, находящихся на русских землях, в 4–х днях пути. От Демьянского Яма до Самаровского Яма, которые тоже под русской властью, и около которых река Иртыш впадает в большую реку Обь, – 6 дней езды. От Тобольска до Демьянского Яма, с обеих сторон Иртыша, красивые места, очень пригодные для земледелия. 

Там встречается много русских и тартарских деревень Проезжая по реке мимо этого Демьянского Яма, начнутся большие болота и леса, в которых живут люди, называемые остяки, любители охоты на разных зверей, а также и рыбной ловли. У них особый язык, который не похож на языки упомянутых народов. Это простоватые, очень бедные, глупые и несчастные люди. Они все идолопоклонники и открыто почитают дьявола. Вокруг Самаровского Яма совсем нет пахотных земель, из-за сильных разливов реки летом и морозов зимой. От Самаровского Яма вниз по течению реки Иртыш, полмили до реки Обь, которая идет там с востока на запад. Это большая и спокойная река. Вокруг много лесов и очень низкие места. Около этой реки, на обоих берегах, живут люди, которых тоже называют остяки. У них такие же нравы, но они отличаются по языку и их называют Верханские остяки. Они одеты лучше, носят одежду, сделанную из рыбьей кожи. Ниже по реке Обь на 40 миль находится крепость под названием Березов, расположенная от берега реки Обь в 2 днях пути к западу. Вокруг крепости живет много людей, которых называют самоеды. Они такие еже, каких мы встречали около АрхангелАрхангела. Этот народ распространен до реки Печоры. Они общаются с самоедами, которые живут около АрхангелАрхангела. Вверх по реке Обь (в устье Иртыша, за 5 дней езды) находится замок на левом берегу, под названием Сургут, очень маленькое населенное место, которое не имеет в подчинении деревень. Их нет кругом из-за больших болот по берегам реки Обь. В Сургуте живут слуги Их Царских Величеств для собирания дани соболями. Дань собирают от остяков, из которых многие живут на реке Обь, с такими же обычаями, как у тех, о которых выше рассказывалось.

Река Обь очень большая. Она течет не быстро, в направлении с востока к северу. Когда едут от Сургута вверх, в течение двух недель, что составит около 100 немецких миль, то встретится небольшой замок под названием Нарым. Он стоит от берега Оби на одну восьмую мили. Вверх по течению на расстоянии одной мили оттуда впадает в реку Обь большая река под названием Кеть, которая течет несколько влево от реки Обь с востока. Названная река Кеть впадает в эту реку двумя или тремя рукавами. Первый рукав около замка Некети на реке Нарым, которая иначе называется Некет, расстояние в 4 дня пути. Он небольшой, там только около 20 жилых домов. Около Нарыма нет больших полей, но там много деревень и пашни, но она редко бывает плодородна из-за частых и сильных морозов. Жители там живут охотой на зверей. От нижнего притока реки Кеть в направлении реки Обь идут равнинные места к югу. От Нарыма вверх по течению Оби, в 8 днях пути, есть большая крепость, называемая Томск. В ней живут много служащих Их Царских Величеств и купцов. Вокруг него [Томска] много прекрасных пашен. Он стоит на реке Томь. Он находится от реки Обь примерно в 3–х небольших [?] милях. Если ехать от этого замка на 150 миль к северо–востоку, до доедут до небольшой крепости, называемой Кузнецкой Острог, где живут несколько сот служащих для сбора дани от иноземцев. От Томска влево, к югу и по равнинам у реки Обь, живут дикие люди, под названием киргизы и Мугалы. Алтын хан, который был не очень силен, и владения которого перешли к другому хану, жил здесь в постоянных домах, около озера под названием Ямиш. Нынешнего князя зовут Бушухту хан. У Мугал и калмаков существует обычай, по которому, когда хан или тайша слишком обременяет чем-нибудь своих подданных, и иногда и без всяких причин они не хотят повиноваться ему, то они уходят и переходят под власть другого господина, как настоящие подданные. Если смотреть с севера на юг, то по левую сторону от Кузнецкого острога находится известный в Сибири город Енисейской, стоящий на реке Енисее.

Самая лучшая дорога туда идет от Кетского острога (возможно, это Вагайский,) или укрепленного места на крепость Кеть, или до московитской деревни Волока , в которой находятся несколько бедных крестьянских домов, и откуда от реки Кеть идут прямо на восток сушей около 12 больших миль до Енисейска. Расположение этого города очень красивое. Вокруг него очень много деревень на реке Енисей, а также хорошие пашни. Между реками Обь и Кеть есть еще одна река, не меньшего размера, под названием Чулым, которая выходит из очень больших болот с северо–востока и впадает в реку Обь. На этой реке живет очень бедный народ, который имеет свой собственный язык; по вере они магометане. Жители города Томска, которые выше описаны, требуют от них дань. Этот народ полностью зависит от власти его Царского Величества. Он не особенно многочислен, как свидетельствуют живущие там люди. Их насчитывают до двух тысяч. Вблизи города Мангазея, в котором стоят около 500 домов, служащих и разных жителей, из-за сильного мороза и холода нет пашен или населенных пунктов в поле, только в лесах там живут самоеды и тунгусы, у которых разные языки, но они все идолопоклонники. От Мангазеи до реки Енисей около 12 дней пути. Прежде по этой реке плавали суда, которые назывались кочи, такими же пользуются в АрхангелАрхангеле. Они шли от устья реки Обь в реку Енисей, но из-за плавающих в море льдин получали большие повреждения. В этих местах водится много оленей, белых и черных песцов с длинными хвостами, а также росомах и соболей. Вверх по реке Енисей, около 30 миль к северу в эту реку впадает большая, к северу идущая река, так называемая Верхняя Тунгуска, а также еще две реки того же названия: Средняя и Нижняя Тунгуски, которые тоже впадают в реку Енисей. На ней живут народы, называемые тунгусы. Около реки Верхняя река Тунгуска поворачивает прямо на восток по равнинам, где стоит сибирский город Краснояр. От города Енисейска до Краснояра будет около 100 миль. Вся эта местность прекрасна и очень плодородна. В нем [Краснояре] около 1000 домов. Здесь иногда приятно тепло. Имеется несколько пригородов, где живут служащие Его Царского Величества, которые там собирают дань с жителей. Ввиду того, что пригородов вокруг этого города очень много, я сознательно не даю их описания, а возвращаюсь к описанию устья реки Верхняя Тунгуска, потому что это ближайшая дорога в Сибирь. Река Верхняя Тунгуска берет свое начало из вод Байкала. У нее очень хорошая вода и стремительное течение с сильными водоворотами, так что если кто погрузится в реку нижней частью тела, то от сильного напора воды не сможет удержаться на ногах и будет вынужден плыть. У нее очень прозрачная вода: на глубине 5-6 саженей видны на дне мелкие предметы. Эту реку называют около Добратского острога, или Братского, Ангарой. Но когда река соединяется с рекой Окой*, В другом месте находится еще одна река Ока. (а эта Ока впадает в нее с юга от Братского острога), тогда ее называют Верхняя Тунгуска. Эта река хорошо известна по всей Сибири не из-за ее величины, хотя она и не маленькая, но из-за ее больших порогов и других каменистых мест, которые встречаются и в других реках Сибири, у Краснояра на реке Енисей. Когда от Енисея едут вверх по Тунгуске, то на расстоянии одной большой мили находится большой порог, называемый Стрельно, длиной в полмили. С обеих сторон стоят большие каменные скалы. Затем вверх по этой реке в 6 днях пути находится Мурской порог. Он не очень большой и получил свое название от реки Мур, так как расположен у устья этой реки. Река Мур не очень большая, она впадает с юга в реку Тунгуску. Оттуда в 3-x днях пути находится порог, очень затрудняющий движение судов, который называют Казина Шивера. 

Здесь переправляются под парусами, так как в середине реки есть впадина, и канатами невозможно перетаскивать суда, потому что река шире 800 сажен. Если судно подходит к этому месту и нет попутного ветра, то оно вынуждено ждать, пока не подует попутный ветер, как это с нами произошло, когда мы под парусами подошли к этому месту, и некоторые из наших судов прошли против сильного течения, а другие, которые не успели пройти с тем же ветром, были вынуждены ждать 10 дней, пока не подул попутный ветер. От этого места в 3–х днях пути находится порог, называемый Плиниский. Он не очень большой, однако из-за множества камней очень затруднителен для судов. Через несколько дней пути оттуда приходится проходить мимо устья реки Илим, которая слева, c востока впадает в Тунгуску. Река Тунгуска поворачивает на север и течет несколько к востоку, где на расстоянии одного дня пути есть порог, который называют Шаманский порог, очень труднопроходимый, длиной около 3–х больших верст. Когда корабли переправляются через него, с них снимают все товары и закрывают окна и входы просмоленными шкурами. Отсюда за 2 дня пути приходят к порогу Долгой, длиной в большую немецкую милю. Через этот порог, однако, есть свободный проход. За один день пути от этого порога есть еще один порог, называемый Падунский, очень трудный и длинный, около 200 саженей. Берег здесь равнинный и рабочие могут без затруднения выходить.

Здесь заканчивается это короткое описание Сибири.

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: