Пермь Великая

Земли Перми, иначе называемые Пермь Великая, имеет соседями с юга башкир, а с севера зырян, на западе Вятку, а на востоке область вогуличей и Сибирь. Эта область получила название от города Пермь, расположенного около реки Вишеры, которая является притоком Камы.

Этот народ, говорят, приносит дань в виде пушнины и лошадей его Царскому Величеству. Зимой здесь перевозят товар на собаках и ходят на длинных плоских конках по снегу и льду. Русские крестили этих людей, и вместо того, чтобы, как раньше, служить идолам, они теперь почитают истинного Бога. Мы видим там христианскую веру в полном расцвете, к вечной чести Их Царских Величеств. Однако, говорят, что в лесу, встречается еще много тайных знаков их языческой религии. Прежде они почитали солнце и луну. Раньше они почти не употребляли хлеба. Прежде это было княжество. Земля там очень влажная и болотистая, так что летом плохо ездить. Многие живут в палатках или шалашах из веток. Денег или монет там в обращении мало, а раньше совсем не было.

Вначале было очень трудно обратить эти народы в христианскую веру. Говорят, что первого архиепископа Стефана (в городе Пермь находится престол архиепископа), посланного туда русскими, они убили стрелами, содрав с живого кожу. В городе Пермь находится престол архиепископа. Их считают очень древним народом, они живут охотой. Самоеды, которые живут дальше к северу, очевидно, произошли от этого народа.

Молитва Господня на языке Перми

Mian aje, – Отче наш
kon dose vilin – иже еси
Olaniin – на небеси
Namid – Да святится
имя Твое – medrezasas tead
Canulni medvoas – Да приидет царствие Твое
Mianorda it zytujnasmedvo – Да будет воля Твоя
zegol vilin olani in, – Яко на небеси
imu vilien – и на земли
Nian – хлеб
Mon cudolai – наш насущный
vaimiando oni. – даждь нам днесь
Lez – и остави нам
mianlo uzjez, – долги наши,
tegol mi – яко же и мы
leziam mian – оставляем нашим 
uzjezuvotirla – должникам
vozty – И не введи нас
porsalomes, – во искушение,
dorz – но избави
mianlo – нас от
kulordis. – лукавого

Если хотят ехать из Перми дальше в Сибирь, то приходится из-за высоких гор и каменных скал идти на Верхотурье.

Жителей Перми называют пермяками. Как рассказывает Магинус, их язык и письменность очень отличаются от языка московитов. Другие же говорят, что они совсем не умеют писать. Река Кама пресноводная, хотя на ее берегах есть колодцы с соленой водой. Говорят, что из них ежегодно извлекают 1000 раз по 1000 пудов соли. Река Кама получила свое название оттого, что она камениста и течет из Каменных гор, ибо «камени» значит «камень». Считают, что эти горы – Sona Orbis или Пояс Земли, о котором столько говорили древние. Там мало хлеба или ржи. Ездят там в санях на оленях. Говорят, что еще живы потомки древних пермских князей. Они крещены, и Их Царские Величествa содержaт их очень щедро и в почете.

Народы Перми, так же как и песервис, юнгус угуличи и пиннагис, по Йовиусу, приходили в Устюг на рынок менять ценные меха. Народ Перми, говорит он, несколько раньше до него, поклонялся идолам. Уходя с Вогульских гор, путешественники приходят к высоким горам, которые, по его мнению, являлись Гипербореей древних.

В Вогульской области, расположенной около Перми, живут люди, называемые «вагуличи» или «вагулы». Это язычники. Там встречаются крупные мужчины и маленькие женщины.

Относительно дороги из Сины в Сибирь мне пишет весьма ученый господин Клейер, бывший главный врач и советник юстиции в Батавии, следующее:

«То, что существует дорога из Сины через Сибирь и Тартарию, явствует из письма, мне написанного из Сиама 9 ноября 1678 г. отцом Иоанном Батистом де Малдонадо); переведенное с латинского языка, оно звучит так:

«Посол московских великих князей (подразумеваются Его Царское Величество) в этом году приехал в Пекин. Он предлагал, между прочим, императору Сины взаимную торговлю. Посол спросил, как обстояли дела прежде, во время отца его князя, когда посол приезжал в Сину, в Пекин. Говорил много, чтобы установить дружбу и прославить своего господина. Он сказал, что все народы до Синской стены, находятся в зависимости от Московии и попросил разрешения осмотреть Великую стену, которая отделяет Сину от Тартарии, в чем ему было отказано, ибо Синцы знают хорошо, что московиты имеют поблизости много замков, крепостей и гарнизонов. И хотя они великолепно приняли посла, они все же не удовлетворили его требования, в особенности при его отъезде. Ибо, когда император хотел передать ответ, посол заметил в титуле разницу между «императором» и «великим князем», и он не захотел принять ответа, если не приравняют титул его господина к титулу синского императора, что и было сделано, так как он является императором многих государств. Но так как синцы не во всем удовлетворили посла, он уехал рассерженным. Посол был осанистый человек, говорил по-латыни и мог много рассказать про польскую войну с турками. Некоторые говорят, но об этом отцы мне не пишут, что он потребовал, чтобы император принял христианскую веру». Здесь кончается упомянутое письмо.

Так как в этом труде в нескольких местах упоминаются русские мили или версты, то я здесь даю некоторые замечания.

Дойген считает, что 9½ верст содержится в одной шведской миле (содержащей 18000 шведских локтей, это более 10000 французских локтей), считает, что 11½ шведских миль составляют 1 градус. Тогда, следовательно, в 1 градусе прямого пути содержится 109 верст или больше 7 верст в обычной немецкой миле, а 15 таких миль составляют 1 градус.

Снелиус тщательно измерил и выяснил, что 1 градус имеет длину 28500 рейнландских палок, одна немецкая миля содержит 1900 палок. Таким образом, каждая верста содержит 261½ рейнландских палок. 

Янсониус, в своей книге о России, описанной Массой, определяет 1 градус в 80 верст. Это 5⅛ версты в 1 немецкой миле, а каждая верста имеет длину в 356¼ палок.

На карте России, изданной Гесселеусом, 1 градус считается 87 верст, и таким образом мы имели бы 5⁴⁄₅ версты в одной обычной немецкой миле и, следовательно, в 1 версте около 328 рейнландских палок.

Олеариус (который обычно довольно хорошо отмечал расстояния и правдиво рассказывал о том, что видел) говорит, что 5 русских верст составляют 1 немецкую милю, и что таким образом 75 верст составляют 1 градус.

Согласно последнему измерению верст, недавно произведенному в России, по дороге между Новгородом и Москвой, каждая верста или русская миля отделяется камнем, на котором написано ясными русскими буквами расстояние, с помощью чего каждый, кто умеет читать, может его узнать. По этим новым измерениям составили новую меру верст, приблизительно из двух старых, для которых не имели точного размера. Эти новые версты содержат 3000 русских аршин. Каждый аршин содержит приблизительно 2 рейнландских фута.

Как видите, 1 градус содержит между 115 и 109 таких старых верст, то есть, тех старых, неизмеренных верст, на которые нельзя положиться. Из двух таких старых составлена одна современная верста нового измерения.

Некоторые считают, что можно было бы с полным основанием для сравнения определить в 1 градусе 92 версты. Другие считают, что в 1 градусе 109 верст.

Третьи же – 85 верст, или еще меньше. Современные версты берутся, как было сказано, больше, чем раньше, потому что их теперь измеряют, в то время как раньше брали только предположительно. Считают, что самое верное, если принять 75 верст в 1 градусе. Это значит – 5 верст в одной обычной немецкой миле, к чему и я склонен присоединиться, как к наиболее верному определению. Но следует отметить, что не все расстояния между городами в этих краях как следует измерены, а часто составлены по предположению крестьян, которые их никогда не мерили, так как они ходят либо пешком, либо верхом, летом или зимой, что создает большую разницу. Потому на это нельзя положиться. Расстояние между городами в Сибири часто считают целыми или половинами дня пути, неделями и месяцами. И так как большая разница, ездят ли летом или зимой, через горы или по равнинам, против или по течению водных путей, то можно легко судить, как тщательно нужно было следить, чтобы правильно определить расстояние между городами в этих краях. Дороги около Украины довольно хорошо помечены камнями, но в Сибири они определены часто лишь cтарыми верстами.

В Сибири существует измерение расстояния между двумя городами, называемое «позыв рекою», что значит как бы расстояние, на котором можно едва слышать голос человека, громко кричащего на воде или через реку.

Устюг – это известный город, расположенный на реке Двине. Здесь ежегодно собирают людей, которых ссылают в Сибирь, чтобы переждать до зимней дороги.
Его называют словом Устюг, что значит как бы устье реки Юг, ибо он стоит на устье реки Юг или Сухона. Этот край находился издавна в Новгородской области. Пушнина здесь не такая хорошая, как в других местах. Соли там много, ее вываривают из ям.

Недалеко оттуда, некоторые считают, что он находится ближе, чем я нанес его на карту, стоит город Сольвычегодская. В этом городе находятся несколько тысяч домов и около 7 монастырей, каменных и деревянных. Окружность этого города – 2 часа ходьбы. Через реку построен мост. Там растет много хлеба и земля вокруг засеяна. В реках очень много рыбы. Там можно достать все, даже меха, вино и другие вещи, которые привозят издалека.

Несколько лет назад некие московские купцы проделали путешествие через Сибирь в Китай, откуда обратно привезли товар, состоящий главным образом из золотой и шелковой парчи и драгоценных камней, которые они в течение 4 месяцев наторговали в главном городе Пекине, они называли его Бадзин, а иногда Камбалу. Туда они привозили меха и различные товары. Они рассказывали, что, согласно их ежедневным записям, они от города Устюга до главного города Сины проделали 2800 немецких миль*, Что касается указанных расстояний между городами, я вижу, что здесь допущены ошибки. а от Устюга до крайних границ Сибири, поскольку они находятся под управлением Их Царского Величества (по их словам), 1890 миль. Они прошли много диких и незаселенных, а также много неплодородных земель.

Страна бухарцев, которые тоже ведут крупную торговлю с Синой, оставалась у них с правой стороны, по пути туда. Бухарцы торгуют с синцами скотом, который они в большом количестве ввозят в Сину и меняют его там на различные золотые, серебряные, шелковые и другие товары. Они жаловались на то, что их торговля вышла не так выгодна, как они хотели бы, ввиду того, что одна из самых богатых областей Сины, которая вывозит наибольшее количество шелка, восстала против Хана, хотя они за некоторые товары, стоимостью в 1 рейхсталер, выручили 60 рублей, или 120 рейхсталеров. На голландские сукна там было мало спроса, так что часть их пришлось взять обратно. Они их потом продали тартарам. Пекин был, по их словам, величиной с Москву, внутри белой стены. Они называли синского императора Богды Хан, а его древних подданных, к северу и на этой стороне стены Сины – богдoйцы. Вначале их приняли за шпионов, и они подверглись опасности быть убитыми, так как шел слух, будто за ними по пятам шла армия. Но когда все исследовали, и оказалось, что это неправда, их приняли с большим почетом и вежливостью. Во время их пребывания, они за счет хана были обеспечены всем необходимым. Их Царские Величества в тех краях пользовались очень большим уважением и его называли Великим, Грозным и Белым царем. Глава духовенства, который у них находился в большом почете, советовал хану жить с Их Царскими Величествами в добром согласии и искать их дружбы, что он и намерен был делать, отправив с этой целью посольство к Их Царским Величествам для того, чтобы просить помощи против мятежников. Раньше Их Царские Величества отправилии посольство туда, но послали его к императору династии Тайминг, когда тот [уже] умер, посольство безрезультатно вернулось, а теперь находился другой посол в пути.

Они рассказали далее, что по пути туда они около 30 недель скитались по степи (так русские называют обычно всякую дикую пустынную, сухую и бесплодную землю) и были введены в заблуждение тартарами. На лошадях, на которых эти люди [тартары] ездили, очень легко ими управляя, русские могли ездить с большим трудом.

Как происходит путь от упомянутого города до Пекина, по каким дорогам и областям он идет, об этом следует здесь очень краткое и правдивое описание, как записывали время от времени эти купцы.

21 февраля 1673 г. они в количестве 6 человек с сопровождением из 40 человек, отправились из Устюга на санях и приехали сперва в Верхотурье, лежащее от Устюга в 1000 верстах или 200 немецких милях*.

В этом, 1704 г., из Тобола правит Сибирью губернатор князь Михаил Яковлевич Черкасский.

От Верхотурья до Тобольска 700 верст или ………....140 миль.

Это главный город и столица всей Сибири. Здесь купцы должны были ждать 2 месяца, пока откроется река. Они оттуда сперва поплыли вниз по реке Тобол, а затем вверх по Оби. Суда люди волокли, так же и по реке Кеть.

После 12 недель плавания, они прибыли в острог или местечко Енисейск, лежащее от Тобольска на....600 миль
Отсюда они водным путем добрались в течение 7 недель до острога Яконский*, Это место, которое, очевидно, лежит на Енисее, мне под этим названием неизвестно, куда они прибыли 15 февраля.

Там пришлось им ждать три с половиной месяца до Зимнего пути. Они считали, что до этого места От последнего (острога Яконского) ……….720 миль

Этот путь они прошли быстрее, потому что не приходилось так бороться с течением реки. Оттуда они, на санях, за 4 недели прибыли в Селенгинский острог. Это последнее место на территории Их Царских Величеств в той стороне. Проделали от Яконской 220 миль

Отсюда сушей, на верблюдах, через области Мугальских тартар, большей частью по пустынным местам, они пришли к местопребыванию Хана, или императора, этих народов, которого они называют Ачирой царь и местожительству его главного жреца, которого они называют святым или пророком Катухта.

Расстояние от Селенгинска ………………….100 миль

Отсюда до сухой песчаной пустыни, называемой Гоби..... …………….120 миль
По этой пустыне они шли 5 дней и рассчитали, что это расстояние в.................. 40 миль
Перейдя ее, они за 10 дней пришли к границам Синцев или тартар, которые теперь владеют Синой, и прошли..............................80 миль
Пройдя за Синскую стену, они за 7 дней прошли 17 городов, окруженных стенами, до Пекина, который они называли Бадзин или Камбалу.
Он расположен от упомянутых границ на...200 миль

Таким образом, они прошли от Устюга до Пекина 2220 немецких миль, каждую милю за час ходьбы. Тартары, калмаки и дауры с севера от Стены, жили обычно не в городах, а некоторые, подобно мугалам, в хижинах, некоторые в полях, кочуя, там, где пастбища казались лучше для их скота.

29 зимнего месяца [декабря] 1674 г. они прибыли в Пекин, в количестве 43 человек, а именно: 6 купцов, 17 слуг и переводчиков, и 20 казаков или русских солдат. 25 февраля 1675 г. они отправились оттуда и 20 декабря этого же г. прибыли в Устюг. Около 8 недель они задержались где-то в дороге. Но они быстро ехали, потому что теперь шли вниз по рекам и еще потому, что по пути туда Мугалы и калмаки месяцев пять кружили с ними, а они могли бы пройти этот путь за два месяца.

Земли Их Царских Величеств и синских тартар разделяются приблизительно рекой Амуром*. В 1688 г. в этом отношении произошли некоторые изменения. Дорогу от Тобола до этой реки, якобы, можно обычно проехать за 7 месяцев. Вся область, вдоль моря, к северу от Амура, находится под властью русского царя, и все народы, которые там живут, платят ему дань. Несколько лет назад казаки или русские солдаты, которых держат на царской службе в этих краях, разбили или разогнали однажды 12 тысяч, затем 30 тысяч, а в третий раз – около 40 тысяч синских тартар. С тех пор они жили в мире с ними.

Некий иезуит, который в остальном в своих описаниях выражается о русском народе во враждебном тоне, говорит, однако, про их границы следующими словами:

«..чтобы одновременно показать победы московитов, земли которых граничат почти только с известной Стеной, которую императоры Сины прежде построили против вторжения западных тартар.. и т.д».

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: