Югория, или Юргечи – это область, расположенная около реки Вычегда

Это приток Двины, на 621/2°. Юргечц, или Юрга, как называют город, значит по-тартарски «лошадь», так что, очевидно, эта область получила свое название от того, что в ней много лошадей. Ее называют еще иначе и Югоренский, Югорши или Юргенской. Московиты думают, что венгры происходят из этой области, а также и из Перми, потому что этот народ и народ Венгрии очень сходны между собою и по характеру, и по нравам.

Говорят, что люди там живут очень культурно, и что там много остатков больших каменных зданий. Много каменных домов, в которых эти люди живут.
Относительно земли Югория некоторые писатели говорят, что древние называли ее Паскатир, а другие, на которых я ссылаюсь при составлении карты, наносят ее к северо–западу от истока реки Яик. Жителей, которых некоторые принимают за булгар, их соседей, или связывают с ними, как выше было сказано выше, выгнали авары и гунны из Дакии и, говорят, владели Паннонией. Но что их нынешний язык похож на язык венгров, как некоторые уверяют, этого я никогда не находил. Правда, он сильно отличается и от языка других сибиряков. Народ здесь тоже красивее, чем другие сибиряки: не такие толстоголовые и плосколицые. Со времени царя Ивана Васильевича они признавали русскую Империю, как некоторые считают, хотя другие говорят, что она [Югория] уже находилась под господством русского государства во время Ивана Васильевича Грозного. Они платят дань мехами и другими вещами.

Во время знаменитого Атилы, югорские жители и их соседи помогали занять многие европейские области. Некоторые московиты еще и теперь хвастают героическими подвигами этого народа, столь древнего по происхождению. Там мало хлеба. Редко пашут землю. Там пустынно и много лесов. Ни малейшего признака письменности древних венгров. Все жители язычники, кроме русских, которые поселились [там] по приказу их царя и начинают распространять христианство. Нигде на Оби не встречается признаков того, что там когда-то были христиане.

Усольское – это городок в области Вычегды около реки того же названия, которая впадает в Двину. Там воевода этой области имеет свою резиденцию.
Язык народа зырян области, расположенной на 64°, отличается от московитского языка.

Страну зырян, расположенную недалеко от Вычегды, рядом с Сибирью, называют иначе Волость Ужги. У этих людей свой собственный язык, который совершенно ничего общего не имеет с русским языком, а похож больше на лифляндский язык, а также несколько на пермский и остякский, так что, говоря на этих языках, они могут почти понимать друг друга. У зырян греческая вера, и подданство Их Царских Величеств, но они выбирают своих собственных судей и у них не русского воеводы или начальника, а трудные дела посылаются на решение в Москву. Очевидно, в очень давние времена эти народы были закинуты туда из страны колеров, из Финляндии или из Лифляндии войной или другими обстоятельствами, о чем, однако, нет ни сведений, ни преданий. Они живут земледелием, одеваются в меховые оленьи кафтаны, называемые ягга. Они маленького роста, неопрятны и грязны, не знают ни чистки, ни мытья. Около реки Сысола встречается немного меха. Эта область довольно большая, она простирается до города Кайгорода. Люди там живут по большей части одиноко или в маленьких деревнях, в больших лесах, как бы рассеяны по стране, не селятся в больших деревнях или городах.

Московиты не очень уважают зырян, считают их глупыми и грубыми. За 50 верст от города Сольвычегодска, на реке Вычегда, которая впадает в Двину, начинается лес, простирающийся до Сибири, на расстоянии примерно 900 или 1000 верст. Там нет проложенных дорог, так что путешественники должны их сами прокладывать. Через нее протекают реки Сысола, Касим и Пера.

Город Кайгород на реке Каме принадлежит зырянам. В 1692 г. 40 или 50 смелых разбойников на судне приплыли к этому городу. Они его обстреляли и ограбили жителей.

Около поселка Серегова в Зырянии, на реке Вычегде, или Сольвычегде, очень хорошие солеварни, где вываривается ежегодно 8–9 тысяч мешков соли. Это ямы глубиной в 90 саженей, из которых вычерпывают соленую воду.

В верхней, или южной, части реки Обь имеются красивые леса и прекрасные черноземные поля. Там много зверей, рыб и птиц.

На Оби, около реки Катуня находится остров довольно большого размера. Через него проходят черные калмаки в Мугалию, а также в Киргизию, равно как мугалы через него направляются в страну черных калмаков, так что там большое движение. Но это место до сих пор никому не принадлежит, хотя в окрестностях нигде больше нет столь удобного перехода.

Катунь – это восточный приток реки Обь, напротив которого, на другом берегу Оби, имеется река, на моей карте названная Катунь. Это название и местоположение мне указали свидетели, которые путешествовали в тех краях. Иначе можно было бы сомневаться, из-за сходства названия, действительно ли это Катунь, или она неправильно была нанесена или нанесена повторно. Я, однако, так оставляю ее до получения более подробных сведений. Чтобы ехать сушей по ее берегам, до конца реки Катунь, потребуется 3 недели, настолько трудны и тяжелы там дороги. Кое-где встречаются на берегах жилища.

Реки Бия, Катунь впадают с обеих сторон в Обь, около ее истока. Народы, живущие там, не имеют скота и живут рыболовством, платят дань чернокалмакскому князю Босхоте, или Бушукти xану, а именно – пушнину и обработанное железо в виде котлов, стрел и т.п. и необработанное железо. С обеих сторон этих двух рек – Бии и Катуни – вверх по течению встречается плодородная земля, а также озера, в которых имеется соль, чистая и вкусная.

Около Катуни, которая идет к востоку, протекает еще другая река из Мугалии, из большого озера, на туземном языке называемая Алтын Кула или Канкула, что значит «Золотое озеро». Вокруг этого озера живут мугальские князья. Земля там очень плодородная и дает пастбища для разного скота. В это озеро впадает много рек. Оно богато разной рыбой, даже тюленями, как море, размер его 75 миль в окружности. Вокруг этого озера, а также у впадающих в него рек живет ежегодно в течение 4 или 5 месяцев Мугальский князь Саин Лодсхан и другие князья. «Бей» значит «князь», «катуни» – «княгиня» на мугальском языке. Там, где эти две реки сходятся, их называют Обь, из-за ее большого размера, потому что на местном языке это значит «величие, большой». Некоторые говорят, что река Катунь местами имеет в ширину 300 саженей и очень быстрое течение. Поблизости находится поселок Ноксинской.

1704 Около озера Алтын. или Алтынкула, часто появляются мугалы тайши или князя Лопcана, иначе называемого Лопса Хан.

Княжество Алтын, говорят, сейчас, после того, как этот труд уже напечатан до этой главы, совсем разделено, вымерло и рассеялось. Так что, хотя 30 лет назад это была очень плодородная область, князь или король которой обычно жил оседло на одном месте, теперь его имя забыто и его подданные смешались с соседними народами.

Около реки Таз есть поселок Кровая, или еще иначе – Кровавая.

У реки Таз, которая несколько восточнее Оби впадает в море, есть приток под названием Росохитам или Россогу. Летом он высыхает.

Около одного рукава Оби, под названием Талаам или Таган, который течет выше Томска, добывают много пушнины.

Между Каспийским морем и королевством Сибири, на границе Калмакии, в пустынных местах, называемых там «степи», находилось в 1694 г. много калмакских тартар. Это выходцы из Золотой Орды, которая обосновалась около Каспийского моря, на том месте, где я указал на своей карте. Из самой Калмыкии к ним присоединились еще разные другие люди из окрестных народов, численностью около 25 тысяч человек. Они управляются главой из своего собственного народа. Они кочевали ради грабежа, и еще полтора г. назад ограбили русский поселок Красный, недалеко от Тюмени в Сибири, зарубили много людей и увели в плен 200 человек и много скота. Их называют казаки или казачья орда, но Золотая Орда* Орда или хорда – это много людей вместе, под одним главой, живущие в степях поднялась против них и изгнала их из своих владений и разбила. Оттуда происходит название «казаси», что оно обозначает, мне неизвестно, но я полагаю, что им дали это название потому, что они, как и казаки – храбрые ратники. Эти орды часто смешиваются.

Братской – это красивое село или церковная деревня, построенная из дерева, севернее озера Байкал, на реке Енисей, где находится особенно красивая деревянная башня. Укрепление двойное, пространство между стенами можно, если нужно, для прочности заполнить землей. Оно было построено и занято по приказу Их Царских Величеств, чтобы держать окружающих в надлежащем подчинении.

В южной Сибири встречаются овцы, у которых рога очень большие. Один из таких рогов хранится у меня. Он кривой, толще ладони, и весит около 14 фунтов.
Купец или кто-нибудь другой не имеет права покупать и вывозить черных лисиц, которых в Сибири много. Эти ценные меха собирают в дань для Их Царских Величеств.

Говорят, что выше Обдора, это крепость и поселок, стоит около Березовой у устья Оби к востоку поселок под названием Югиский, точное местоположение которого мне неизвестно.

Река Сосьва, которая впадает в Тобол, очень извилистая. Некоторые говорят, что она берет свое начало из реки Вишеры, но другие сообщают, что ее исток лежит далеко оттуда. По их указаниям я нанес ее на карту, как кажется, наиболее правдоподобно. У нее высокие берега.

Гора Улу-Тау иначе названа Великая гора, расположена севернее реки Яик. Она содержит олово. У этой горы встречаются три реки одного названия, как Верхняя Сорила или Сорила, которая, говорят, впадает в реку Исеть, Средняя Сорила и Нижняя Сорила. Эти обе, говорят, впадают в реку Тобол.

Из этой же горы, говорят, берут свое начало еще три другие реки: Кан, Дерлики и Джиланджик. На берегах их встречается много желтой и красной краски.
10-ю милями дальше попадается река, под названием Серсу, или Сарса, в эту реку Серсу впадает река Фундерлик, или Кендерлик. Никогда мне не сообщали, куда впадают эти две реки, но так как они находятся у устья Яика и в окрестностях не попадается других больших рек, то я решил присоединить их предположительно, до получения более подробных сведений, к Яику.

Эта и многие другие области к северу, вплоть до реки Амур, заняты кое-где русскими крестьянами, с помощью которых держат в подчинении огромные области и неисчислимое количество людей. Ими управляют милостиво и особенно мягко. Прежде их покорили предки Их Царских Величеств, широко прославленные усопшие цари, почти без кровопролития и обязали их покориться и платить дань, участвовать в строительстве замков, большей частью из камней и глины. Говорят, что очень многие отдались добровольно, по собственному желанию, сами по себе собрались и встали под сень этого дерева, от которого собирают обильные и сладкие плоды, за что они его глубоко почитают. Здесь ждет богатый урожай в возможности приобщения к христианской вере. 

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Поделиться: