1690, июля 31 — август. Дело о составлении крестьянами села Сретенскаго ложной челобитной на попов их прихода, причинявших будто бы притеснения и убытки, и на их зазорное поведение

Государю преосвященному Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому, бьют челом твоей святительской епархии, Кунгурского уезду, Сретенскаго села, волости Сабарки церковной казны староста Еремка Васильев сын Мичков, да того же приходу крестьяня.

Жалоба нам, государь, того же приходу на попа Григорья Савина сына Чюдова да на попа Трофима Никитина сына Ташкинова в том, что он поп Григорей владеет церковными денгами, и книги роздал и роспродал, а денгами владеет и доныне. Да он же поп Григорей разорил многия домы, а которых имяны, на тех государь, людей есть и роспись. Да он же поп Григорей и впредь угрожает всячески нам убогим великими неокупными бедами, надеяся на приказной избы подъячих, а на своих сродич. Да он же поп Григорей отъезжает от церкви на долгое время, а церковь покидает без пения, а сам пьет безобразно на кабаке. А Трофим поп такоже отъехал в Тохтаревскую пустыню на праздник Петра и Павла, а будучи во Тохторевской пустыни отъежей кабак, и он поп Трофим, будучи на кабаке, пьет безобразно, а написывает напойныя памяти. А в то время преставилась жена Марина Андриева мать без покаяния и без причастия; а по него Трофима приезжал Андрюшка дважды. Милостивый государь, преосвященный Иона, архиепископ Вятский и Великопермский, пожалуй нас убогих, не вели, государь, им попом разорять; а о книгах церковных и о денгах, как ты, государь, поволишь. Государь святитель, смилуйся, пожалуй.

На обороте: К сей челобитной, по велению старосты Еремия Мичькова и того приходу крестьян, Трошка Мизинов руку приложил.

198 году, июля в 31 день, Кунгурского уезду, села Сретенского церковной казны староста Еремий Васильев сын Мичьков и того приходу крестьяна отдали роспись на попа Григорья Савина сына Чюдова в том, что он поп Григорей владеет церковными денгами сорокью алтынами. Да он же поп Григорей продал казенную церковную книгу служебник, а взял де за нее 20 алтын, и те денги в казну не отдал. Да он же поп Григорей из казенного ящика из-за старостиные печати денги вынял 45 алтын, а те денги мне старосте не отдал; да церковную книгу псалтирь со вследованием отдал на Усть-Кишерьти попу Потапу. Да он же поп Григорей отдал книгу октай попу Веденскому Тихону; а у нас книгами скудно. Да унес солоду казенного полтора четверика, а ценою 2 гривны. Да он же поп Григорей владеет церковною избою, цена два рубли, и он за ту избу денег не отдал. Да он же поп Григорей испродал крестьян духовностью к начальному человеку Мокия Захарьева, убытка ему Мокию стало пол-третья рубли, да Ульяна Терентьева поклепал рублем напрасно, бил челом начальному человеку. Да он же поп Григорей изубытчил Димитрия Кондратьева напрасно, стало ему Димитрию десять рублев. Да он же поп Григорей изубытчил старосту Еремия Мичькова, к начальному человеку насорил, и оттого стало десять рублев. Да он же поп Григорей насорил начальному человеку на дьячка Трофима по стачьке с подъячими, напрасно, и оттого стали убытки великие. В том наша и роспись писал, по их крестьянскому велению, Зотка Дьяков.

На обороте: К сей росписи, по веленью церковной казны старосты Еремия Мичкова, и кой имяны в сей росписи писаны, Артюшка Гласков руку приложил.

198 году, августа в 2 день, по помете на челобитной столника и воеводы Дмитрея Ефремовича Бахметева, против челобитья кунгурской приказной избы подъячих Ивана Шавкунова с товарыщы, Кунгурского уезду села Стретенского у крестьянина у Мочки Захарова в приказную избу челобитная и роспись взята; и Мочка Захаров в роспросе сказал; которая де челобитная и роспись у него Мочки в приказную избу взята, и тое де челобитную и роспись отдали ему Мочке, того Стретенского села церковной староста Еремка Мичков да дьячек Трошка Мизинов, а послали де ево Мочку с тою челобитною и росписью к Вятке бити челом преосвященному Ионе, архиепископу Вятцкому и Великопермскому, того же села Стретенского на попов на Григория Чюдова, на Трофима Ташкинова, а о каком деле бити челом, и то де написано в челобитной их и в росписи, а со всего ль де того приходу крестьян совету та челобитная и роспись писана, и хто де тое челобитную писал и роспись, того он Мочка не ведает. А как де тое челобитную и роспись они староста Еремка и Трошка ему Мочке отдали, и в то де время иных крестьян никого не было. А от иных де крестьян того села он Мочка не слыхал, что на них попов бити челом.

На обороте: К сему допросу, по велению Мочки Захарова, Максимко Богомолов руку приложил.

Августа в 4 день, против роспросных речей Мочки Захарова, церковной староста Еремка Мичков в роспросе сказал: в нынешнем де в 198 году, которая де челобитная и роспись взята на Кунгуре в приказную избу у Мочки Захарова, и тое де челобитную и роспись отдал ему Мочке он Еремка да Трошка Мизинов, и послали де с ним Мочкою тое челобитную и роспись к Вятке и велели бити челом на попов, а мирские де люди про тое челобитную и роспись ведали, велели писать на попов о долгу к Вятке, а на воеводу де и на подъячих про челобитье они мирские люди ведали ли или нет, того де он Еремка не ведает, а челобитную де и роспись иным крестьяном чли Ульянку Шелохову, Митке Глазкову. А что де в росписи написано, будто от сору попа Григорья учинилось убытков десять рублев денег к началному человеку, и тое де они написали напрасно, а велел де те убытки писать Трошка Мизинов.

На обороте: К сему роспросу, по велению Еремки Мичкова, Максимко Богомолов руку приложил.

Того ж числа Артюшка Глазков в роспросе сказал: которая роспись принесена на Кунгур в приказную избу, и к той де росписи он Артюшка руку приложил, а в ту де пору были мирские люди, церковной староста Еремка Мичков, Ульянко Шелохов, да брат ево Митка Глазков, Левка пономарь; а болше де тех людей в тое поры не было. А велел де ему Артюшке руку приложить к той росписи Трошка Мизинов.

На обороте: К сему роспросу Артюшка Гласков руку приложил.

Зотка Дьяков в роспросе сказал: которая де роспись принесена в приказную избу, и тое де роспись он Зотка писал по веленью церковного старосты Еремки Мичкова, Трошки Мизинова, Митки Глазкова, Ульянка Шелохова, Мочка Захаров; а иных де крестьян в тое поры не было.

На обороте: К сему роспросу Зотька Дьяковых руку приложил.

Ульянко Шелохов в роспросе сказал: которая де роспись принесена в приказную, избу, и к той де он росписи Артюшке Глазкову велел руку приложить.

На обороте: По велению Ульяна Шелохова, Аврамко Пешков руку приложил.

Великим государем царем (имяна и титула) бьют челом сироты ваши, Кунгурского уезду, села Стретенского Ларка Горбунов, крестьяне:

Стенка Уткин, Якушко Кокшар, Стенка Комаров, Мишка Ляшков, Ларка Хлебников, Максимко Яковлев, Першка Вертипрахов, Лаврушка Сажин, Ганка Трегубов, Апашка Воробьев, Федотко Мичков, Ивашко Леонтьев, Александрко Шадрин, Першка Бачганов, Петрушка Сергеев, Митка Власов, Ивашко Рышков, Назарко Ушаков, Якушко Зырянов, Иевко Калмаков, Ивашко Рязов, Васка Ершов, Афонка Белорусец, Ивашко Чердынец, Еремка Новиков, Савка Мартыновых, Макарко Аликин, Якимко Чистиков, Матюшка Морозов, Якушко Титов, Сенка Степанов, Якушко Узлечев, Терешка Митусов, Фетка Шадриных, Митка Шалашников, Тимошка Шадриных, Ивашко Лебедев, Евсютка Вилесов, Савка Шешуков, Андрюшка Зырянов; деревни Куликовы десятники: Ларко Светлоков, Ивашко Гилев; крестьяне: Карпушка Юрьевых, Никитка Кривоногов, Афонка Косарев, Левка Микитиных, Афонка Ксенифонтов, Алешка Гогарин, Анисимко Опаничин, Оска Пашинин, Елфимко Миничев, Макарко Рышков, Еремка Ляшихин, Конашко Вараксин, Клинка Федосеев, Стенка Кузмин, Онтонко Щетка, Фролко Косарев, Гришка Золотухин, Матюшка Шалашников, Пашка Чернегов, Ивашко Шадриных, Афонка Третьяков, Мишка Березин, Гришка Бачганов, Митка Юрьев, Савва Савастьянов, Миронко Горбунов, Ивашко Виляженин, Гришка Миронов, Якушко Щелконогов, Демка Смолев, Обрашко да Исачко Семянниковы, Пронка Гогарин, Ивашко Дерев, Ульянко Кривоногов, Евсютка Щербинин, Митка Близоруков, Афонка Чешков, Аношка Захаров, Илюшка Тюрнин, Юрка Горкунов, Гришка Кожевников, Исачко Митухляев, Калинка Щелконогов, Бориско Созонов; деревни Моргуновы десятник Давыдко Шипицына; крестьяне: Левка Лучкиных, Сенка Сралев, Мишка Венедиктов, Мишка Латышев, Евдокимко Семеновых, Ивашко Новоселов, Васка Латышев, Антошка Семенов, Лупанко Пастухов, Пиминко Морозов, Якушко Поповцов. В нынешнем, государи, в 198 году на Кунгуре в приказной избе объявилась составная челобитная и роспись того ж села у крестьянина у Мочки Захарова, а в той челобитной мы сироты ваши с тою челобитною и с росписью ево Мочку послали к Вятке бить челом архиепископу того же села на попов на Григорья Чюдова, на Трофима Ташкинова; а мы сироты ваши такой челобитной и росписи на них попов с ним Мочкою не посылывали, и писать и рук прикладывать не веливали. А та челобитная и роспись составная, стакався того ж села церковной староста Еремка Мичков с Трошкою Мизиновым, с Ульянком Шелоховым, с Миткою Глазковым, с Левкою Мурашевым, да с ним Мочкою Захаровым без ведома нас сирот ваших; он Еремка и Трошка с товарыщы составью и воровством своим разоряют напрасно. Милосердые государи цари (имяна и титула), пожалуйте нас сирот своих не велите, государи, их Еремкину с товарыщы ложному составному воровскому челобитью поверить, и велите, государи, но своему великих государей указу и по соборному уложенью, им Еремке с товарыщы в их ложном составном воровском челобитье ваш великих государей указ учинить.

Великие государи, смилуйтеся.

На обороте: Рукоприкладства упомянутых в акте крестьян.

198 году, августа в 13 день, села Стретенскава кресьян но челобитью их Ларки Гарбунова с товарыщи всех кресьян таго ш села, кресьянам Мочке Захарову, Еремке Васильеву сыну Мичькова, Ульянку Шолахаву, Артушке Гласкову, Зотке Дьяканаву, за варавста их за составную челабитную и за роспись, что ане без мирскава ведама те челабитныя саставливали и роспись воравски, и в тех челабитных росписях многие незатейныя речи писали и приказнай избы падъячих безчестили, и за то их варавство и за составныя челабитныя и роспись учинить им наказанья, бить кнутом нещадно, а кунгурской приказной избы падъячим доправить на них бещестья по их падъяческим словам.

И против сей пометы Еремке Мичкову учинено наказанье: бить кнутом на козле.

Поделиться: