Ныробское Дело 1738 г.

Ныробская часовня

Изображение: Маковский А. В. «Часовня в Пермской губернии (место захоронения боярина Романова)» 1910

Возникло в силу указа св. Синода о том, чтобы „где явятся чудотворныя иконы, о том следствие производить и свидетельствовать в епархиях архиереом. “

Вследствие указа из духовнаго приказа преосвящ. Киприяна, еп. Вятскаго и Великопермскаго, от 24 авг. 1738 г. на имя Чердынскаго Богословскаго монастыря игумена Никиты, сим игуменом и закащиком попом Онисимом выслан был в Вятку Ныробскаго села

„поп Василий Аристархов с приходными и расходными собираемой той Ныробской Николаевской церковной казне книгами, для подлиннаго и достовернаго о образе и чудотворениях Николая чудотворца обретающемся в том селе изследствия.“

Другой священник Ныробский—Евдоким, не смотря на приказ явиться в архиерейский дом, в Вятку не поехал, почему последующим указом 4 сент. тогоже года игумену Никите предписано было

„попа Евдокима допросить, за чем он в доме архиерейском не явился, и, по допросе ево, учинить ему, при собрании того города Чердыня священно и церковнослужителей, жестокое наказание плетьми.“

Допрос и наказание учинены.

На допросе, пред архим. Вятск. Богословск. монастыря Лаврентием, священник Василий Аристархов показал: когда и какия чудотворения от Ныробскаго образа Николая чудотворца прежде сего были, про то он поп не знает, что при нем от того образа чудотворения никакого не бывало, что записных книг о чудотворении при той церкви не имеется, а были ли таковыя прежде того, про то он неизвестен, только имеет копии с жалованных грамот в коих значится, что тот образ чудотворный.

„А слышно же, что тот чудотворный образ сгорел, а в котором году — про то он поп неведом; а ныне имеется с него список. И тот образ чудотворный ли, и засвидетельствован ли, и кем, про то он же поп не знает.“

Жалованныя грамоты 1622, 1628 и 1647 годов, приложенныя к делу в копии, весьма важные документы для истории Ныробской церкви, имеют полный интерес быть сохраненными в печати. Помещаем их целиком. Копии со всех трех грамот написаны на одном столбце длиною в 6 ¼ аршин, шириною в 3 ½ вершка; на обратной стороне по склейке подписи Ныробскаго священника Василия Аристархова и Ныробскаго погоста челобитчика Ивашка (прозвание по уцелело).

1) „ Список с грамоты

От царя и Великаго князя Михайла Феодоровича всея Русии в Пермь великую в Чердынь воеводе нашему Василью Федоровичу Бутурлину да подъячему Неустрою (?) Алимпиеву. В прошлом во 127 (1619) году писал к нам из Перми великой воевода Гаврило Лодыгин да дьяк Степан Пустошкин: в Чердынском уезде, от посаду 40 верст, в Нырыбском погосте храм Николы чудотворца, и от чудотворнаго де образа многим людем прощение и цельба, и к тому де образу к молению из дальних изо многих городов приходят многие люди, и как прислан был с Москвы от царя Бориса боярин Михайло Никитин Романов и в том Нырыбском погосте сидел в тюрьме, и того де погоста крестьяна к боярину к Михайлу Никитичу тайно в украд подносили всякой съестной запас, и в том приносе на тех крестьян доводил того ж погоста крестьянин, и по тому ево доводу пристав Роман Тушин писал к царю Борису, и Борис де велел того погоста взять в Казань пять человек крестьян, и те крестьяне пытаны розными пытками и с пытки один в Казани умерл; а ныне только на погосте восмь дворишков крестьянских за бобылей место, и в прошлом де во 125 (1617) году тот храм Николы чудотворца сгорел, а у чудотворного образа Николая чудотворца прикладу много, да тут же в прикладе крест золот боярина Михайла Никитича, и впредь в том погосте у чудотворного образа без игумена или без протопопа для многого приходу быть нельзя. И во 127 же году марта в 18 по нашему указу послана наша грамота в Пермь великую к воеводе к Гаврилу Лодыгину да к Макарью Внукову, за приписью думнаго дьяка Ивана Грамотина; а велено в том Нырыбском погосте у чудотворнаго образа Николая чудотворца устроить храм древян во имя чудотворца Николы, а деньги за лес и плотником от дела дать из наших из Чердынских изо всяких доходов, да к томуж чудотворному образу велено прибрать двух человек священников, да диакона, да дьячка, да пономаря, да проскурницу — добрых; а сколько в том погосте крестьян и что с них каких оброков, и что на содержание храма, за лес и плотником от дела из наших доходов дадут, и ково именем к тому чудотворному образу священников, и диакона, и дьячка, и пономоря, и проскурницу приберут, и о том велено отписать к нам к Москве, и до нашего указу с того Нырыбскаго погосту наших никаких податей править не велено. И из Перми воевода Гаврило Лодыгин и Макар Внуков к нам о том, устроили они церковь, и попов, и диакона, и дьячка, и пономаря и проскурниц у призвали или нет, и не писывали; а в Новгороцкой чети дьяков наших думному Ивану Грамотину с товарищи Гаврило Лодыгин сказал, как они о той церкви к нам о указе писали, и к ним де о том наш указ не бывал, и после сказал ему Гаврилу Ныробскаго погосту поп Кирил, что есть тое церкви старые церковные казны Нырыбскаго погосту у мирских целовальников, и он де Гаврило тое казну у целовальников взяв и воздвиг церковь древяну во имя чудотворца Николы, только свершить было нечем, и образов устроил немного, служат с великою нужею, а книг собрали для нужды от иных церквей, и велел быти тому попу Кирилу, и дьячка, и пономаря и проскурницу устроил, а другово священника и дьякона не устроил потому, что нашего жалованья руги и церковной пашни у них нет, а крестьян у них в той деревне живет всего пять человек, и только б тое деревню дати к той церкве на пропитанье церковников и ругою устроить, и у той церкви мощно быть протопопу или игумену, для того что от чудотворнаго образа многое исцеление бывает, а Пермичи сказали, что у того храму опричь тех крестьян, которые живут в той деревне, где устроен храм, и опричь проезжих людей нет, и в прошлом во 128 (1620) году в Пермском уезде, хлеб позяб, и из тое деревни крестьяне разбрелись розно, а осталось всего живущих три дворы, и те де люди бедны, а земли в той деревне четей с тридцать, а та де земля худа, — что стоит та деревня на камени и хлеб мало родится, и ныне де церковные причетники от скудости и от хлебнаго недороду хотели брести розно; и без попа де быть у той церкви не мощно; и только де к той церкви руга давать и землею устроить, и у той церкви мощно быть протопопу или игумену и монастырь устроити льзя; а в списке с Пермской сотной грамоты, какова дана из писцовых книг Ивана Яхонтова да подъячего Третьяка Карпова в 87 (1579) году за приписью дьяка Андрея Иванова, написана деревня Нырыб на речке на роднике, а в ней пять человек крестьян да бобыль, пашни 15 четь да перелогов 20 четь, и обоего 35 четь в поле а в дву потому ж, земля худа, сена на реке Косве 100 копен. И ныне указали есмя того храму досмотрить, сколько храму сделано и чего еще не доделано и что надобеть на церковную доделку и на всякое церковное строенье и без чево в церкве быть нельзя, и есть ли ныне у того храму служба и сколько церковных причетников, и образа чудотворцова досмотрить, сколько у чудотворного образа прикладу и всякия казны и Церковного строенья: и то велели есмя переписать на роспись и примериться—скольким попом и дьякону у того храму быть мощно, и чем им питаться, и каков приход, и можно ль им тою деревнею и приходом прокормиться или немощно, и сколько с тоя деревни, в которой деревне церковь стоит, оброку и всяких доходов; а сыскав про то и досмотря, о том о всем отписать и роспись прислать к нам к Москве. И как к вам ся наша грамота прийдет, и вы бы в Нырыбском погосте церкви Николы чудотворца досмотрили, сколько того храму сделано и чего еще не доделано и что надобеть на церковную доделку и на всякое церковное строенье, без чего церкви быть нельзя, и есть ли ныне у того храму служба и сколько церковных причетников, и образа чудотворцова досмотрить, сколько у чудотворного образа прикладу и всякия казны и церковнаго строенья, и вы бы то велели написать на роспись, и скольким попом и дьякону у того храму быть мочно примеряся к иным храмом, и чем им питатись, и каков приход—мочно ли им тою деревнею и приходом прокормиться или не мощно, и сколько с тое деревни оброку и всяких доходов, а сыскав про то и досмотря того подлинно, велели написать на роспись все подлинно, и роспись всему прислали к нам к Москве, а отпуску велели б отдать в Новгороцкой чети дияком нашим думному Ивану Грамотину с товарищи.

Писан на Москве, лета 7130 [1622] ноября в 15.
А позади государевы грамоты припись государева думного диака Ивана Грамотина.“

2) „Список с грамоты великаго государя слово в слово:

От царя и великаго князя Михайла Феодоровича всея Русии в Пермь великую в Чердынь воеводе нашему князю Петру Володимеровичу Клубкову Масальскому да подъячему Тимофею Пчелину. Били нам челом и отцу нашему великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Русии—Пермскаго Чердынского уезда Нырыбскаго погоста церкви Николы чудотворца поп Илья да дьячек Гришка, да пономарь, да проскурня; а сказали: по нашей грамоте велено воеводе Гаврилу Веревкину да подъячему Саве Лухневу в Нырыбской погост к церкви Николы чудотворца призвати дву попов, да дьякона, да дьячка добрых; и двум де попом и дьякону, и дьячку и пономарю и проскурне у тое церкви тою деревнею, в которой та церковь стоит, и приходом прокормитца нечем, потому что в той деревне люди бедны и скудны, промыслов у них никоторых нет и хлеб по родится, а прежде до того им церковникам давалась руга из мирских зборных денег на весь крылос по осмнадцати рублев на год и тем де они питались, а ныне де земские целовальники со 131 (1623) года по 135 (1627) год июля по 1-е число тоя руги из мирских не дают, и впредь де им, будучи у церкви, без нашего жалованья без руги прокормиться нечем; да в прошлом де 132 (1621) году по нашему указу присланы того Ныробскаго погосту к Николе чудотворцу ризы тафтяные, и на евангелие оболочка бархатна, и у Николы де чудотворца скудно в церкви образами и книгами и колоколами, а прихожан де у тое церкви всего шесть человек, и те люди молотчие, и по нашему де указу тех крестьян, которые живут в том погосте, велено обелить и оброк с них сложить, и никаких податей править невелено, и на тех де крестьянех сборщик Алексей Чирков правит дани и оброку за два годы за прошлой за 131 (1620) да за 135 (1627) год по шти рублев пол-одинпадцаты деньги, а от тех де наших податей те крестьяне хотят брести розно, и впредь де у чудотворцова образа у Николы чудотворца то место запустеет и церковь стоять будет без пенья, и нам бы их пожаловать велети б то наше богомолье у чудотворнаго образа у Николы чудотворца образами и книгами и колоколы устроити, и наше б жалованье им церковником Чердынским старостам и целовальником за прошлые годы за пять лет заслуженыя деньги, и впредь, велети выдавать попрежнему, и по нашей бы по прежней грамоте с тех крестьян, которые живут в том погосте, наших податей править не велеть, чтоб то наше богомолье не пустело и без пенья небыло и крестьяна врознь не розбрелися.

И в Новгородцкой чети сыскано в отпуске: в прошлом во 130 (1622) году апреля в 3 день писал к нам из Перми великой из Чердыня воевода Василей Бутурлин, что по нашему указу досматривал он в Нырыбском погосте церковь Николы чудотворца и казны, и та де церковь Николы чудотворца доделана вся церковною казною, а церковных причетников у той церкви—поп, да дьячек, да пономарь да проскурница, а без руги де тем погостом церковным причетником прокормиться печем, хлеб морозом биет часто, а у иных де храмов идет нашей руги попом по десяти рублен, дьяконом по шти рублев, дьячком и пономарем по четыре рубли; а сколько у того храму Николы чудотворца строения и что с Нырыбскаго погоста крестьяне всяких доходов платят, и тому прислал к нам роспись; да в прошлом де во 135 (1627) году апреля в 4 д. писал к нам из Чердыни воевода Гаврило Веревкин да Подъячей Сава Лухнев, что они по нашей грамоте к той церкви к прежним служителем попа да дьякона призывали и призвати не могли, потому что в Чердыни гулящих попов и дьяконов нет, да и потому де, что в Нырыбском погосте у Николы чудотворца двум попом и дьякону и дьячку и пономарю тою деревнею и приходом прокормиться не можно. И по той их отписке послана к ним наша грамота, а велено в тот Нырыбской погост к церкви Николы чудотворца попа и дьякона и дьячка призвать добрых с посаду или из Пермского уезда кто похочет, а церковное строение, что отослано с ним Савою, ризы и на евангелие оболочка бархатна, и им то все церковное строенье велено отдать попрежнему к церкви Николая чудотворца, а у себя тово Церковного строенья держать им не велено. А что по прежней нашей грамоте велено им Гаврилу и Саве к церкви Николы чудотворца обелить деревню, в которой та церковь стоит, и всякие подати с нея сложить и с окладу выложить, для помину боярина Михайла Никитича Романова, и они ту деревню обелили и из доходу сложили, и то во Новгородцкой четверти неведомо, потому что они о том из Перми к нам не писывали; а в Чердынских писцовых книгах писма и меры Михаила Кайсарова, дьяка Марка Мартемьянова с товарищи 131 (1623) и 132 (1624) годов написано: погост Нырыб на речке на роднике, а в нем церковь Николы чудотворца, а в погосте Ныробе восмь дворов крестьянских да двор бобыльской, людей в них 12 человек, да пять мест дворовых пустых, пашни паханые худые земли 37 четь с осминою, да перелогов 12 четь в поле, а в дву потому ж, сена 120 копен, сошного письма в живущем (?) пол-пол-полчеть сохи, а денежных всяких; доходов с погоста Ныроба дани и за ямские и за приметные и за городовую и за засечное и за емчюжное (?) дело и Казначеевых и диячих и за Наместнич доход и с бобыльского двора оброку и пошлин рубль тридцать алтын; а тово в тех писцовых книгах под тем погостом не подписано, что по нашей грамоте с тех крестьян наши всякие доходы велено сложить церковником на пропитанье; а Новгородцкой чети в приходной книге прошлых годов 134 (1626) и 135 (1627) тот погост Нырыб, против писцовых книг Михайла Кайсарова с товарищи, нашими всякими денежными доходы в оклад написан с Чердынскими волостьми вместе.—И мы пермского уезда Николы чудотворца Нырыбскаго погоста попа Илью и всех церковных причетников пожаловали, велели им в тот Нырыбской погост Николе чудотворцу дать церковново строенья образов дванадесять праздников, да книг—устав да минею общую, да другую половину прологу, с Евдокеина дни марта с 1 числа, да три колокола — весом колокол два пуда, да колокол полтора пуда, да колокол пут девять гривенок; а деньги за те книги за устав и за минею и за колокола велели есмя дати на Москве из нашей казны из Новгородцкой четверти; и с обеленью их деревни наших податей и оброку на прошлые годы на 134 и 135 имати на них не велели, из оброку ту деревню велели выложить; и по нашему указу то церковное строенье, книги и колокола посланы ныне к вам с Москвы в Пермь великую в Чердынь Нырыбского погоста с дьячком с Гришкою Ивановым да тогож погоста с крестьянином Степанком Васильевым; а тоя церкви Николы чудотворца попу Илье, и дьячку, и пономарю, и проскурне наше жалованье руги велели давать против прежнево, как давали и сбирали мирские люди, по осминадцати рублев на год на весь собор из наших из Пермских доходов. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б в Перми великой в Чердыни в церковь Николе чудотворцу в Нырыбской погост велели написать иконником добрым церковнаго строенья образов дванадесять праздников, да книгу пролог другую половину марта с 1 числа с добраго переводу, а деньги за те образы за писмо иконником и книжному мастеру, как они образы и книгу напишут, велели б есте по уговору им дати из нашей казны из Пермских изо всяких доходов, что доведетца дати — дачу велели б есте написати в росходные книги и в сметной список именной себе статьею; а как те образы и книги напишут, и вы бы то церковное строенье—образы и книги и колокола, которые будут привезены от нас с Москвы к вам в Пермь, взяв у дьячка Гришки и у крестьянина, Степашка, отдали б есте в Нырыб погост к церкви, к Николе чудотворцу, попу Илье и церковным причетником; да им же бы есте—попу и дьячку и пономарю и проскурнице на нынешной на 136 (1628) год и впредь давали нашего жалованья денежные руги на весь собор по осминадцати рублев на год из наших из Пермских доходов, да тое б есте дачу велели писати в росходные книги и в сметной список имянной себе статьею; а что им которая деревня обелена, и вы б с той деревни наших никаких податей и дани и оброку на прошлые годы на 134 и на 135 год и впредь имати на крестьянех их не велели, и из окладу ту деревню велели выложить; да как то церковное строенье образы и книги и колокола к Николе чудотворцу в Нырыбской погост отдадите все сполна, и что от образов иконником и от книги от писма дадите денег, и как их ту обельную деревню из окладу выложите, и вы б о том о всем отписали к нам к Москве подлинно, а отписку велели б отдати в Новгородцкой чети дьяком нашим Байму (?) Болтину да Дементью Образцову, чтобы про то в четверти было ведомо; а прочет сю нашу грамоту и списав с нее список оставили у себя, а сю нашу подлинную грамоту отдали Нырыбскаго погоста Никольскому попу Илье и всем причетником, и они ее у себя держали впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писана на Москве, лета 7136 (1628) ноября в 31.
А позади подлинной великого государя грамоты пишут дьяк Дементей Образцов.“

3) „155 [1647] году марта в 25-е мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии самодержец, сее жалованную грамоту слушав и выслушав Чердынского уезду Ныробского погоста Никольских попов попа Афонасья и попа Ивана с причетники, пожаловали велели подписать на свое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всея Русии имя, и сее грамоты рудить (?) никому не велели ничем, а велели ходити во всем по тому, как в сей жалованной грамоте писано.

А подписал государев царев и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии дьяк Иван Федоров.“

В деле имеются, также данные относительно состояния сумм Ныробской церкви с 1724 по 1738 г.

На приходе — 1929 р. 94 к.; в том числе записано: свечных с 1726 по 1728 г. 656 р. 66 к., прикладных—682 р. 15 ½ к., свечных и прикладных 1728 —1734 г. 429 р. 51 к., казенных и прикладных 1735—1738 г. 79 р. 80 к., кортомных от пожни 1735 — 1738 г. 1 р. 91 к.; в расходе 1843 р. 83 ½ коп., из них 988 р. 97 к. израсходованы 1729 —1735 г., при строении каменной другой церкви.“

Чл. коммисии. М. Капустин.



источник: «Пермские Епархиальные Ведомости» 1870 г.

Поделиться: