Крестный ход в с. Горах

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона

В селе Горах, по преданию древнейшем из всех окрестных сел осинскаго уезда, существует благочестивый обычай — в 14 число сентября каждогодно совершать крестный ход на так называемый увал, где построен деревянный крест. Место это находится на правом берегу реки Тулвы, в версте от села.

Крестный ход совершается местными священноцерковнослужителями по окончании Божественной Литургии. Как только кончается Божественная Литургия, начинается благовест в большой колокол. Народ в церкви заволновался; молодые мущины и женщины, выделившись от общей массы, идут к иконостасу: одни, по указанию причта, берут св. хоругви, другие снимают с иконостасов св. иконы, иной принимает св. Евангелие, а кто — и фонари с зажженными свечами. В икононосцах замечается особенное благоговение в обращении с св. иконами. Каждый получивший что либо из сих священных предметов становится среди Церкви на указанное ему место в ряды. После возгласа священника „Благословен Бог наш"… причетники запели тропарь празднику „Спаси Господи люди Твоя"… ряды зашевелись и процессия двинулась из церкви. Впереди шествуют хоругви, за ними так называемые запрестольные крест и Богоматерь, потом—иконы и наконец несется св. Евангелие. Производится звон во все колокола. Вот уже прошли мост и деревню; за деревней виднеется возвышенная равнина, на краю которой вдали виден белый огромных размеров деревянный крест. Этот крест царствует над всею окрестностию и виден отсюда за десятки верст.
Тысячи глаз устремляются к нему! Сотни скорбящих сердец христианских начинают сильно биться в эту торжественную минуту! Сотни рук христианских подымаются для изображения на челе, груди и раменах своих, сего христианскаго знамения. Сотни душ христианских от сего величественнаго креста жаждут получить утешения, помощи, заступления…

По приходе со св. иконами к сему кресту, народ окружает оный, и священноцерковнослужители начинают петь молебен св. честному Кресту. Это общественное торжественное молитвословие Господу Богу невольно наполняет душу каждаго Истинно - религиознаго христианина каким - то неизъяснимым душевным удовольствием. Самая обстановка Богослужения производит глубокое религиозное впечатление на каждаго христианина здесь молящагося. Величественный пяти-саженный крест, ясное голубое небо, свежесть и прозрачность осенняго воздуха; только что выступившая молодая душистая озимь, а на краю поля, под крутым берегом, река Тулва, несущая свои быстрыя струи в многоводную Каму, вот что дополняет общую гармонию впечатления!…

Этот крестный ход начался по следующему случаю: в незапамятныя времена, на увале в лесу сосновом, как говорит местное предание, на сосне появилась медная икона, изображающая Воздвижение животворящаго Креста Господня, величиною в 3 вершка. Эту икону с увала неоднократно уносили в Горскую деревянную Христорождественскую Церковь, но она возвращалась обратно на то самое место, где появилась в первый раз. Наконец жители деревни Ермаковой в одно время услышали стук от рубки топором в лесу, где была икона: некоторые из них ходили туда узнать причину стука, но ничего не могли разузнать. По прошествии двух дней оказалось; что на том месте, где явилась икона в первый раз, был поставлен деревянный крест и в этом кресте врезана та самая
икона.

Вот причина, по которой установился в селе Горах местный крестный ход. Когда он установился и кем, предание не говорит, и фактических сведений не имеется. Тоже предание говорит, что он возобновлен был в 1830 году, пред которым на неопределенное время прерывался. Самый крест в 1830 году постановлен был, по этому преданию, уже в третий раз, а до 1830 года существовал тот крест, который был построен неизвестно кем и когда по обветшании перваго, построеннаго невидимыми руками. Наконец в 1855 году, что известно уже фактически, сооружен прихожанами и старанием местнаго священника Николая Яковлева Конева [1] великий крест из сосноваго лесу, в пять сажен высоты, с каменною тумбою и медным распятием. К сему-то кресту Господню бывает в 14 сентября стечение богомольцев до 500 человек, которые все участвуют в торжественной духовной процессии до креста. Благочестивые богомольцы приходят сюда из разных дальних и ближних селений на поклонение.

Есть еще другое предание о происхождении этого креста, более естественное; но оно в свою очередь также не объясняет происхождения крестнаго хода и с тем вместе доказывает, что особенное благоговение народа, к святыне креста и самому ходу поддерживается именно преданием о чудесном происхождении креста. Это другое предание как по своей отрывочности, так и по своей простоте и естественности не может много говорить воображению и чувству народа. Вот в чем оно состоит. — До основания села Гор была здесь небольшая деревня Ольки, которая стояла на краю оврага, на правом берегу реки Тулвы, в ста саженях от того места, где ныне водружен крест. На восток от этого места и по сие время приметны места жилищ. Жители деревни Ольки, назад тому более двух столетий, сделали на увале, в лесу сосновом, крестик и хотели на том месте соорудить церковь; но неизвестно по каким причинам все они разбежались в разныя места, а потому и не было исполнено их желание. После этого, говорят старожилы, основалось древнейшее село Рождественское и починок Ермаков на том месте, где нынешнее — Горы.

Священник Василий Пьянков.

От Редакции. — Жаль, что автор не постарался поверить предания о происхождении как деревяннаго креста, так и крестнаго хода к нему розысканиями в церковных записях. Не может же бить, чтобы где нибудь, хотя мельком, не упоминалось об этом. Последнее возобновление креста и крестнаго хода также, по нашему мнению, должно бы иметь оправдание в церковных документах. Если же так: то там должен содержаться намек и на прошлую историю креста и крестнаго хода. — Подобныя религиозныя учреждения имеют и должны иметь непременно какую либо историческую основу, характерную как для местности, так и для времени происхождения и сохранения оных. Определенное указание автором на года нынешняго столетия уже указывает, что есть не только очевидцы дела, почти всегда спутывающие в своей памяти хронологию, но есть и записи. Если таковых нет, не мешало бы упомянуть об этом. Также почему бы автору нс обратиться за разъяснением дела к розысканиям, взяв за исходный пункт историческия (хотя и по преданию) названия местностей? — Нет записей в Горском приходе, могут найтись в другом соседнем. — Впрочем этим мы отнюдь не хотим отнимать свойственное ей достоинство у печатаемой нами корреспонденции. Напротив, Редакция благодарна автору за доставление сведений об одном из старинных религиозных учреждений Пермской епархии. Наше издание готово с благодарностию дать место дельной серийной корреспонденции, касающейся как религиозной истории, так, и религиозной этнографии края.


источник: «Пермские Епархиальные Ведомости» 1870 г. №22
изображение: И. Репин "Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона", 1878 г.

[1] ↑ Священник Николай Яковлевиче Конев в 1866 г. перевелся в завод Федоровский (Маркедоновский тож), где и по сю нору благополучно проживает.

Поделиться: