Некоторые черты из жизни Горских прихожан во время Великого поста

И. Куликов "Пряхи"

Прихожане с. Гор говеть (т. е. ходить к Богослужению для приготовления к исповеди и св. причастию), начинают с вечера вторника, но все желающие исполнить христианский долг на известной неделе св. четыредесятницы, являются к богослужению только в вечер среды.

Из дальних деревень постники обыкновенно приезжают для говения в село на лошадях и привозят с собою печеный хлеб, горох, ячменную крупу, солод и др. продукты. Из ближних же деревень они приходят пешком и, отслушавши богослужение, тотчас-же возвращаются домой. Приезжие постники, остановившись на квартирах у своих родных или знакомых, в свободное время от богослужения занимаются рукоделиями: из женщин кто прядет лен, кто вяжет чулки, варежки, а мущины плетут лапти. Постники время говения называют не иначе как богомольем:

„Я пришел, говорит постник, Богу молиться!“

Говеют преимущественно старики и старухи с детьми от 7—18 лет обоего пола. Женщин говеет больше чем мущин. Мущины от 18—45 лет бывают очень редко у св. причастия. Однако на исповеди в продолжении трех-четырех лет перебывают почти все мущины. Мущины от св. причастия отговариваются обыкновенно работою. На вопрос священника, почему мущины не бывают у св. причастия, они обыкновенно отвечают:

„Некогда нам, батюшка, говеть-то, мы люди рабочие, то надо хлебушко молотить, то в извоз съездить, в лес сходить дровец нарубить; подушно трясут, а где мы его возмем, если не станем трудиться; радехоньки бы Богу помолиться, да некогда, видит Бог, некогда!“

—Вот задача, над которою предстоит работать местному духовенству. Всех возрастов и полов прихожане горские во весь великий пост ничего скоромнаго не едят, сдерживаются от употребления вина и пива, не вкушают по большей части рыбы в не показанные св. Церковию дни. В церковь по праздникам съезжаются многолюдно в воскресные дни, по 500 и более человек. Одних младенцев в эти дни приносят ко св. причастию по 70 человек. Во время богослужений молятся Богу усердно. После исповеди и св. причастия постники в воскресенье между утреней и обедней по обычаю слушают общий молебен Пресвятой Богородице, а за тем, по выслушании обедни, разъезжаются по домам.

Но если христианская жизнь сосредоточивает чувства нашего прихожанина на таинствах св. исповеди и причастия, то бытовая домашняя жизнь об руку с первою предъявляет простому духу свои особыя требования. В великий четверток, когда всего более приобщаются св. тайн, в приходе совершаются следующие суеверные обряды:

  1.  Метут в голбцах пол, приговаривая слова: „куда поп, туда клоп; куда попы, туда клопы.“ От этих слов будто бы уничтожаются все паразиты, безпокоющие тело человека, а в особенности клопы.
  2.  В этот же день некоторые завязывают тряпицей у огородов два кола с тою целию, чтоб велась домашняя птица и чтобы хищная птица ее не преследовала в продолжении года.
  3.  В этот же день прядут из льна нитку, на которой в великую пятницу, во время чтения двенадцати евангелий, навязывают по числу евангелий двенадцать узлов. Нитку эту, как целебный талисман, хранят у себя в секрете, и, если кто из семьи заболеет лихорадкой, кладут ее как целительное средство в изголовье больнаго,—от чего он будто бы получает выздоровление. Все такие обряды совершаются до восхода солнца в великий четверток.

Между тем как одни в субботу удостоиваются приобщения св. тайн, к чему приготовляли свой дух и тело в продолжении целой недели, другие по субботам спешат на так называемыя суботки которыя состоят в следующем: В известный дом по приглашению хозяев собираются замужния женщины от 5 —10 и там угощаются, смотря по состоянию хозяина, чаем, обедом, а иногда и вином. На субботах женщины бывают заняты разными рукоделиями, преимущественно пряжею льна и разговорами—кто сколько в зиму напрял мотов, много ли зимует живности разной, и др. предметами относящимися до хозяйства крестьянскаго.

Одеваются на суботки чисто и опрятно, проводят время на них с 9 часов утра и до 5 вечера. Старики разсказывают, что в старину их деды праздновали суботки на широкую ногу. И сходились на них и мужеск и женск пол, а гуляли на суботках по два и по три дня. Лет двадцать или более назад тому, здесь не знали что такое чай, вместо него на суботках угощались травником, медовым квасом и пивом. Суботки справляются всегда в великий пост, а не в другое время года.

Действительный член Пермскаго Губернскаго статистическаго комитета, священник Василий Пьянков.


«Пермские Епархиальные Ведомости» 1869 г.

изображение: И. Куликов "Пряхи", 1903 г.

По теме:

Так непросто приходилось управляться с домашними заботами в те далекие времена. С тех пор, как в жизни женщин появилась доступная бытовая Техника, исчезли и многочисленные суеверия, связанные с праздничной уборкой и готовкой. 

Поделиться: