Извлечение из летописи о церквах села Новаго Усолья

храмы Нового Усолья

Существование самаго древняго в Усолье храма, как и существование самаго Усолья едва обнимают полтараста лет, между тем в это непродолжительное время столько обозначается эпох, самых замечательных в истории Усолья, что пройти их молчанием было бы непростительно.

Именитые господа Александр, Николай и Сергий Григорьевичи Строгановы, отдаленные предки нынешних усольских владельцев, в 1722 г. Императором Петром великим были пожалованы в бароны. В знак усердия к Богу и в благодарность к государю они дали обещание соорудить три святые храма: Александр—в великом Устюге, Николай—в Нижнем Новгороде и Сергий—в пермских вотчинах.

Во исполнение даннаго обещания в 1724 году иждивением барона Сергия Григорьевича Строганова основана в селе Новом Усолье церковь каменнаго строения, с фигурными вырезками и колоннами, во имя Нерукотвореннаго Спасова образа—убруса, не подалеку от старой каменной и теперь существующей часовни на берегу Камы. Первоначально в сей церкви отстроен был зимний придел и по усовершенствовании во всех частях в 1727 году, в понедельник—января 15 дня, на память преподобных отец наших Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника в честь Казанской иконы Божией Матери освящен преосвященным Алексием епископом вятским и велико-пермским. Летний же храм в имя Нерукотвореннаго Спасова образа окончен постройкою ужо в седьмый год после основания; т. е. в 1731 году. Первая колокольня при сей церкви устроена была временно на четырех толстых столбах против церковной паперти с западной стороны, на ней повешены были колокола и производился благовест. А в 1730 году начата строением на полдневой стороне храма каменная колокольня, которая и теперь существует. Эту колокольну строили по подряду соликамские каменщики Рязанцев, Котельников и Кожин с товарищами и за всю с основания кладку взяли 120 рублей.

Спустя десять лет после освящения храма Казанской иконы Богоматери, а именно: на 7 число октября 1737 года, в 10-м часу вечера, или около полуночи, случился в Усолье жестокий пожар от неосторожнаго обращения с огнем церковнаго сторожа, по прозванию Соннухи, курившаго в означенную ночь вино. Сначала загорелся его дом, потом прочее строение, а к утру выгорел весь посад в 700 домов тогда и церковь потерпела внутреннее раззорение. До этого пожара строение в Усолье было весьма тесное и не было больших улиц, кроме тесных проулков; по сему случаю после пожара предпринято было переселение из посада на другия местности. В следствие чего и образовались две слободы, известныя и теперь под названиями Капустной и Перемской.

После сего пожара Спасская церковь в Усолье снова была возобновлена и с 1752 года стала именоваться собором. Ибо по прошению гг. братьев Строгановых Александра, Николая и Сергия Григорьевичей, Антоний епископ вятской и велико-пермский повелел в этом году существовавший в Орле городке собор закрыть, а Спасскую церковь в Усолье именовать собором.

В 1752 году, июля 21 дня в Рубежском приходе села Усолья по благословению Антония епископа вятскаго и велико-пермскаго начата основанием деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая была построена и освящена; но в 1756 году 20 февраля во вторник на сырной неделе сгорела.
Соборный храм и домостроительство жителей после пожара, постигшаго их в 1737-м году, приведены были к окончательному благоустройству в 1753 году, так что в Усолье образовались тогда правильныя большия улицы и переулки. Но в июне месяце в этом же году в Петров пост, когда наступили сильные жары, случился в Усолье снова пожар, который начался от усольскаго жителя Ивана Судейкина, зажигателем дома котораго был какой-то солдат, живший у него на квартире. Бывшие тогда прикащиками Дьячков и Коровин, недовольные Судейкиным, притесняли его и ничего не могли причинить ему, потому что Судейкин был достаточный крестьянин. По соглашению прикащиков Дьячкова и Коровина, солдат, квартировавший у Судейкина, за пять рублей поджег его дом в утреннюю пору, от этого загорелся весь посад и соборный храм потерпел раззорение. В 1754 году собор опять был возобновлен и в царствование Императрицы Елизаветы Петровны по благословению Антония епископа вятскаго и Велико-Пермскаго освящен июля 9 числа. Между тем и самое селение возобновлялось строениями.

На место погоревшей в Рубежском приходе деревянной церкви в 1757 году начата постройкою по благословению Ионы епископа вятскаго и Велико-Пермскаго каменная церковь, которая и построена иждивением тех прикащиков Дьячкова и Коровина, которые были виною пожара в 1753 году. Зимний храм в новосозданной церкви освящен 21 января 1760 года. Колокольня у сей церкви первоначально была на столбах против паперти, а потом в 1791 году складена над папертью и каменная колокольня.

В 1763 году сооружен третий придельный храм в Усольском соборе. Из усердия к церкви Божией управитель Григорий Цывилин устроил этот придел собственным своим иждивением. Этот храм в том же 1763 году, 24 числа июня, освящен в честь празднества этого дня— Рождества честнаго славнаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. При этом испрошено у его преосвященства Амвросия епископа вятскаго и Велико-Пермскаго разрешение иметь в 24 июня каждогодный ход со св. кресты и иконы вокруг жительства, Баковый ход исполняется и до сего времени.

В 1768 году, апреля 23 дня, на память св. великомученика Георгия, опять случился в Усолье пожар, начавшийся от посадскаго жителя Григория Сереброва. Посад и Капустная слобода в этот пожар выгорели и соборная церковь потерпела опустошение. Но в осенях того же года зимний Казанский храм по исправлении был освящен местным протоиереем Георгием Наумовым.

По прошествия седми лет, т. е., в 1775 году, в 13 число июня, в самый благовест к обедни произошел в Усолье снова пожар, виною котораго была жена подъячаго Недубровскаго жившаго на квартире у Ботыгина, неосторожно обращавшаяся с головнями. Первоначально загорелся дом Ботыгина, а потом при сильном северном ветре и другие дома и к вечеру все посадское строение и нижние соляные промысла, бывшие тогда у гг. Лазаревых на аренде, обращены были в пепел; пострадал и собор от огненной стихии,—тогда большой колокол на колокольне поврежден разколотием губы и был дважды переливан. По исправлении в соборе иконостасов, икон и всего нужнаго освящение было совершено сперва в зимнем Казанском храме 4 февраля 1776 года Лаврентием епископом вятским и велико-пермским и потом в летнем Спасском храме 1782 года, сентября 12 дня, Соликамским протоиереем Черкаловым.

В 1778 году в Капустной слободе села Усолья, по благословению преосвященнаго Лаврентия епископа вятскаго и велико-пермскаго, начата основанием деревянная церковь во имя Покрова Богородицы и святителя Николая Чудотворца, иждивением г. барона Александра Николаевича Строганова и старанием управителя его Ивана Седова. В 1780 году, когда храм окончен постройкою и снабжен церковною утварью, освящен был 12 июля Соликамским протоиереем Черкаловым и стояше храм сей, замечено в летописи, в богослужении 29 лет.

Июля 6 числа 1809 года произошел в Усолье пятый пожар, сильнейший всех прежде бывших и почти всеобщий, по вине некоей вдовы Каменьчихи. Она пировала, да из пистолета стреляла, читается в летописи, от стрельбы запалила свой сенник, а оттуда при восточном ветре огонь распространился на все Усолье. Это случилось в 3 часа дня. В этот пожар сделались жертвою пламени три церкви: Собор, Владимирская и Покровская деревянная, верхние соляные промысла с варницами, соляными и хлебными магазинами, конюшнями, мастерскими и другими промысловыми строениями и более 1200 домов обывательскаго строения. Из всего Усольскаго населения сохранились от пожара только Пихтовка, Камская слобода, и нижние промысла. Славившееся своим благоустройством Усолье походило теперь более на пустыню, нежели на обитаемое когда либо место. О церквах Владимирской и Покровской говорится в летописи несколько подробнее: о первой упоминается, что огонь входил только в паперть церковную и сгорел сдесь пол, но самая церковь спасена от огня силою Всевышняго; впрочем из этой церкви в избежание опасности от огня вынесены были иконостас, иконы и вся церковная утварь. Деревянная Покровская церковь сгорела в этот пожар дотла.

В приложенной к летописи особой ведомости убытки, произшедшие от сего пожара, начисляются след. образом: В Спасском каменном соборе и в двух его приделах иконостасов и церковнаго имущества погорело на 30.000 рублей; церковнослужительских 4 дома на 2105 руб. В Покровской деревянной церкви церковнаго имущества на 4950 руб. и священно- церковнослужительских домов 3 на 671 руб.; во Владимирской церкви церковнаго имущества утрачено на 3500 рублей и священноцерковнослужительский дом сгорел на 610 рублей. Промысловаго и обывательскаго строения у разных гг. владельцев погорело на 480.993 рубля; а всего на 522.829 руб.

В том же 1809 году, в котором был в Усолье пожар, теплый Казанский храм в Усольском соборе слова обстроен и снабжен иконостасом, иконами и церковною утварью и прочим украшением, приличным церковному благолепию, и 18 сентября в воскресенье был освящен священником Рубежской Владимирской церкви Василием. Предтечевский в теплом храме придел возобновлен иждивением г. Всеволода Андреевича Всеволожскаго и 10 января 1822 года освящен Пермским протоиереем Иоанном. А холодной собор, именовавшийся Спасским и 100 лет носивший это имя и праздновавший нерукотворепному образу Спасителя, чрез 17 лет после пожара, а именно 16 августа 1826 года, освящен был священником Рубежской церкви Василием неизвестно по каким причинам уже не во имя Нерукотвореннаго образа Спасителя, а в честь его славнаго Преображения на Фаворе. В Рубежской каменной церкви после того же пожара было два освящения. Теплый храм в том же 1809 году, 13 сентября, освящен был местным священником Василием; а холодный Владимирской Богоматери освящен Соликамским протоиереем Григорием Квашниным 28 мая 1812 г.

Церковь каменная во имя святителя Николая Чудотворца заложена в Усолье в царствование Государя Императора Александра 1-го, по благословению епархиальнаго преосвященнаго Иустина епископа Пермскаго и екатеринбургскаго в 8 день сентября 1813 года и освящена в 29 число июля пермской семинарии ректором архимандритом Афанасием в 1820 году. Освящение совершено было с приличным торжеством и в вечеру при новоосвященном храме была иллюминация и ракеты и многолюднейшее собрание народа. В память построения сей церкви на бронзовой доске, поставленной в алтаре, вырезана следующая надпись:

„Во славу всемогущаго и триипостаснаго Бога, в честь угодника его святителя Николая чудотворца и в воспоминание свыше ниспосланнаго церкви и державе Российской избавления от нашествия галлов и с ними двадесяти язык построен храм сей, котораго заложение происходило 1813 года, сентября в 8 день, а освящение 1820 года июля в 29 день в благословенное царствование благочестивейшаго Государя Императора Александра 1-го усердием и иждивением барона Григория Александровича Строганова."

Николаевская церковь построена на том месте, где с 1780 по 1809 год существовала деревянная Покровская церковь, сгоревшая в пожар 1809 года и вся площадь, на которой расположены церковь и церковная ограда, прежде построения церкви, возвышена земляною насыпью от 4-х до 7-ми четвертей в предохранение от весенних наводнений во время разлива Камы.—Ибо селение Усолье, как замечено в летописи, занимает местоположение низменное и потому ежегодно весной от прибыли реки Камы затопляется. Но необыкновенное наводнение в Усолье было, как говорится в той же летописи, в 1810 году, когда вода, постепенно прибывая, в 29 число мая возвысилась на 3 сажени и 4 четверти;-тогда почти вся площадь, занимаемая селением и промыслами, была покрыта водою. Подобное наводнение было еще в 1736 году, которое обозначено в Ленвенских соляных промыслах на церковной стене; а бывшее в 1810 г. возвышение воды замечено в Усольских промыслах на разных каменных зданиях. В 1867 году был еще необычайный разлив реки Камы; но наводнение, затоплявшее тогда тоже почти все Усолье, не достигало до размеров наводнения 1810 года на ¼ аршина.

В продолжении, приложенном к сей летописи, под 1842 годом опять говорится, что в мае месяце этого года 9, 10 и 11 числа были несчастнейшими днями для жителей села Новаго-Усолья. При теплой весенней погоде, при усилившемся ветре в 11 часу утра сделалась жертвой пламени соборная церковь с наружной стороны и колокольня,—сгорели кресты, главы и шпиль, колоколов растопилось 9 весом 871 пуд, церковных каменных лавок крытых железом сгорело 16 и домов священнослужительских 5. Тогда же сгорело множество промысловых строений, соловаренных дров, соли, промысловаго провианта, обывательских домов каменных 3 и деревянных. 365. Убыток, понесенный Усольем от этого пожара, исчислен в 1.762.102 рубля 77 коп. В этой цифре не заключался убыток, понесенный собором.

Столько невзгод и посещений вынесло на себе село Усолье; в полтораста лет своего существования оно было свидетелем шести значительнейших пожаров и замечательнейших наводнений. Но благоговейный к судьбам Божиим наблюдатель из немногих страниц, описывающих прошедшее Усолья, не может не видеть, что его благочестивые предки после каждаго посещения Божия первее всего обращали свое внимание на возобновление храмов Божиих; а потом уже они заботились и о благоустройстве своих собственных жилищ. Таким образом в основание своего земнаго благоденствия они полагали веру и упование на милость Божию; и Господь после тяжких посещений миловал село Усолье,—его святые храмы каждый раз устраивались с благолепием, подобающим их святыне, и домы жителей опять возникали в гораздо лучшем виде. И так среди многих и тяжких посещений Божиих Усолье не только не упало в своем существовании; но и процвело, и возвысилось в нашем крае. До ныне Усолье отличается великолепными храмами Божиими, свидетельствующими о религиозном настроении его жителей, отличается своею громадною населенностию, большими каменными зданиями и постоянно возникающими вновь строениями; славится соляными промыслами и торговлею; так что окрестныя селения не без соревнования смотрят на него, как на своего богатаго и промышленнаго соседа.

Протоиерей Л. К —в.
Соликамск 31 октября 1869 года.


источник: «Пермские Епархиальные Ведомости» 1869 г. № 50

(*) Летопись эта хранится в Усольском правлении гг. графов Строгановых, в архиве его под № 1. Из надписи этого документа видно, что сведения в нем помещенныя взяты из достоверных источников, и старожилы Усольские многое из описываемаго сами помнят, или знают по преданию.

 

Поделиться: