Введенский монастырь

Введенский, бывший женский, монастырь находился в Шадринском уезде над р. Исетью, по левую ея сторону, в 30 саженях на юговосток от ограды мужскаго Далматовскаго Успенскаго монастыря.

Построен в 1680 г. Считался приписным к Далматовскому монастырю, т. е. получал от него содержание и находился под властию его игумена. Осенью 1742 года Введенский монастырь сгорел. После того предположено было построить его на другом месте, уже в 400 саженях от мужскаго; а пока монахини жили в 4 кельях у самаго Долматовскаго монастыря. В следующем году митрополит тобольский Антоний велел предположенную постройку Введенскаго монастыря на вышеозначенном месте приостановить и, до избрания более удобной для того местности, монахинь с настоятельницею переселить, для отвращения всякаго подозрения, в Верх-Теченское монастырское Поселье (ныне село Верх-Теченское), за 45 верст от Далматовскаго монастыря. Там монахини жили до самаго введения монастырских штатов в начале царствовании Екатерины II, когда Введенский монастырь был совсем упразднен.

В числе монахинь, в Введенском монастыре жила игуменья Параскева, мать перваго архиепископа Холмогорскаго Афанасия, известнаго своими обличениями раскольников в царских палатах в присутствия царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи во время стрелецких волнений 1682 г., и потом постоянно пользовавшагося особым благоволением Петра Великаго. Афанасий, мирское имя котораго была Алексей Артемьевич Любимов, родился где-то в Западной Сибири, попал как-то в Москву и учился там в патриаршей школе, в Чудове монастыре правил монашество; а в марте 1682 г., имея лишь 41 год от роду, уже рукоположен был в архиереи. Его мать, остававшаяся в Сибири, после вдовства, также приняла на себя иноческий образ и в продолжении 20 лет (1665—1685 г.) была настоятельницей Тюменскаго Алексеевскаго женскаго монастыря, но потом, по какому-то возникшему неудовольствию с монахинями, перешла на жительство во Введенский монастырь. Вскоре сын вызвал ее в свою епархию, в настоятельницы построеннаго им в Холмогорах женскаго монастыря. По смерти Афанасия в 1702 г. игуменья Параскева опять переселялась в Введенский монастырь, где и провела остаток дней своих.

Прежде Далматовский и Введенский монастыри служили также местами ссылки для распространителей и распространительниц раскола; а в Бироновщину ссылали туда и других преступников. В 1735 г. подвергнута была розыску, в Тайной Канцелярии, неизвестно по какому преступлению, молодая княжна Прасковья Юсупова, пострижена в монахини Феофаном Прокоповичем, наречена Проклою и, при синодальном указе, прислана в Введенский монастырь, под караулом.

Здесь ей, вместе со служанкой калмычкой, дана была особая келья, из которой однакож ее никуда кроме церкви не велено выпускать; запрещено ей вступать в разговоры с кем-либо из посторонних, также иметь при себе чернила, перья и бумагу. Для надзора за ней назначено было шесть монахинь, которыя должны были поочередно дежурить в ея келье. Невольная черница оказалась весьма непокорной: не носила монашескаго платья и называлась прежним мирским именем. Вследствие этого, Тайная Канцелярия в 1738 г. указала: монахиню Проклу, за неповиновение монастырским установлениям, бить шелепами[1].

По возшествии на престол Елизаветы Петровны, возвращена была свобода всем сосланным в сибирские монастыри при Анне Иоанновне. Собирали их, для отправления в Москву, в Тобольск. По требованию Исетской провинциальной канцелярии, далматовский архимандрит Сильверст послал в Тобольск и княжну Юсупову, которая жила там до лета 1744 г. Но тут получен из столицы указ, чтобы воротить ее по прежнему в монастырь, в без-исходное содержание, и опять подтверждено, чтобы за продерзости смирять ее шелепами. Привезенная под караулом в монастырь, узница никак не соглашалась жить в Верх-Теченском поселье (куда переведены были монахини после пожара), говоря, что там ее отравят ядом, и помещена была со служанкою в особой келье, при самом Далматове монастыре, но вне стен его, где и жила, под надзором привезших ее из Тобольска солдат, до самой серти своей.

Библиографическия указания: 

1) Протоиер. Плотникова, Описание Далматовскаго Успенскаго монастыря и бывшаго приписным к нему женскаго Введенскаго монастыря.
2) Его же, Ссылочные в Далматовском монастыре: Пермск. Епархиальн. Ведомости и Пермск. Губ. Ведомости 1869 г..


[1] ↑ Шелеп (по академическому Словарю) веревочная, лычная или мочальная плеть.
Печатается по: Н. К. Чупин "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873, том I

Поделиться: