Киргинская слобода

Киргинская слобода или Киргинское село в восточной части Ирбитского уезда, на правом, южном берегу р. Ницы, несколько повыше впадения в нее речки Кирги, в 14 в. от уездного города, на дороге из Ирбити в Тюмень. Жителей, по сведениям 1869 г., 674 (в том числе 320 муж. и 354 женск. пола), домов 114. Волостное Правление. Приходское училище[1].

Киргинская слобода на столистовой карте
Киргинская слобода на столистовой карте

Священник Иоанн Удинцев, в поименованной далее статье своей пишет:

„Торговая деятельность в слободе Киргинской незначительна. Ярмарок и установленных торгов нет. Только в храмовые праздники от церкви в должном разстоянии, на площади, Ирбитские мещане устраивают шатры, где и продают мелочной товар: иголки, булавки, пряники, свечи, мыло, табак и проч. В день Св. Великомученника Георгия, храмового праздника 26 ноября, в продаже бывает много всякой рыбы, от чебака и до осетра. Эту рыбу торговцы провозят из Тобольска в Ирбить и на заводы, а по случаю праздника завозят и в Киргинскую слободу, где тогда продажа рыбы бывает довольно значительная. Жители слободы и деревень сбыт произведениям своего скотоводства и птицеводства имеют в г. Ирбити. Красным товаром (ситцами и проч.) никто не торгует, ни в слободе, ни в деревнях. Все нужное для себя всякой из жителей покупает в Ирбити и особенно во время ярмарки. Ирбитская ярмарка доставляет Киргинцам не малые средства к существованию. Многие находятся в услугах у купцов и получают за ярмарку 25 — 30 руб. Многие занимаются в ярмарку извозом, продажей овса, сена, рыбы, говядины и проч., и все это значительно вознаграждает их. Женщины продают масло, молоко, яйца, капусту, картофель, хрен и проч. и в свою очередь извлекают себе прибыль. Но, к сожалению, вместе с этой поддержкой, многие из крестьян, предаваясь на ярмарке разгулу и распутству, вносят в семейный быть свой только расстройство, а в хозяйство раззорение. Это преимущественно те, которые нанимаются в питейные домы, в погребки, гостинницы, торговые бани и другия места, где к тому же подвергаются любострастным болезням; это еще те, которые в течение всей ярмарки таскаются с каким нибудь десятком крыльев, горстью щетин и проч., ходят и бродят по торговым рядам, стоят и смотрят, на что нибудь „баское“, тогда как дома у них изба холодна, семья голодна, у скота нет корма и в работе застой. Такие, продавши что нибудь, пропивают приобретенные деньги и возвращаются домой с пустой сумой. Иные привыкают к нищенству, выдают себя за погоревших, притворяются слепыми, хромыми и роспевают про Лазаря, про 12 Апостолов, про страшный суд, собирая с православных подаяние, при чем не забывают и стянуть что плохо лежит, очищают карманы у пьяных и совершают разные беззакония“.

Главное занятие крестьян Киргинского прихода хлебопашество. Сеют пшеницу, ярицу, овес и ячмень. Хлеб мелют на водяных и ветряных мельницах. Водяные мельницы имеются в окрестных деревнях: Никитиной, Вяткиной, Гунинской и Мельковой. В самой Киргинской слободе 14 ветряных мельниц. Кроме хлебопашества крестьяне занимаются посевом льна; многие сеют и коноплю, но не в большом количестве. Льняное и конопляное семя идет на продажу. Репу и горох сеют немногие.

Многие занимаются рыболовством на реке Нице и озерках (впрочем не столько жители самой слободы, как ближних деревень: Нижней, Мельковой и Дубской); ловятся рыбы: щука, карась, ерш, окунь, чебак и налим, а в реке Нице попадается иногда и нельма.

Огородничеством усердно занимаются женщины, потому что доход от продажи овощей идет исключительно в их пользу. Картофель, морковь, капусту, лук, огурцы и прочие огородные овощи женщины продают в Ирбити и на вырученные деньги покупают себе обновы, да еще мужьям платят по 10 копеек с вырученного рубля за вспашку огородов. Часть картофеля идет на выделку крахмала.

Птицеводство довольно значительно. У каждого жителя водится до 10 — 15 кур. Разводят также уток и гусей. Индеек мало видно. Бережливые крестьянки накопленные летом яйца продают в Ирбити во время ярмарки.

Охотой занимаются не многие. Бьют из ружей уток, рябчиков и проч., и убитую дичь продают в Ирбити. Охотятся и за зайцами.

Между крестьянами есть довольно плотников, которые занимаются постройкою домов и мельниц; есть и столяры, которые делают простые столы, стулья, сани, дровни, колеса, телеги и проч.

Киргинские крестьянки одеваются довольно щеголевато: носят городские платья и шубки, пальто, бурнусы, мантильи и проч.

Все вышеизложенные сведения заимствованы мною из обширной статьи священника Иоанна Удинцова, напечатанной в Пермских Губернских Ведомостях 1866 г. (№№ 94 — 102).

Возможность носить щегольские наряды здешним женщинам без сомнения дает укоренившееся за ними обычаем право исключительной собственности на огородные растения, куриные яйца, пряжу, холст и проч., сбереженные ими за удовлетворением потребностей семьи.

Киргинская слобода есть одно из самых старинных русских поселений в зауральской части Пермской губернии: по показанию Миллеро-Полунинского Географического Лексикона, она населена в 1734 году. А свящ. Удинцев в вышеупомянутой своей статье, основываясь на книжке: „Свед. о слобод. сочин. С. С. Н. А., изд. 1865“, совершенно неизвестной мне, говорит, что заложение Виргинской слободы должно отнести к 1628 году и что основателен ее был сын боярский Андрей Перхуров.

Как и при всех Сибирских слободах, при Киргинской встарину существовало деревянное укрепление или острог. По свидетельству священника Удинцева обывательское строение было расположено прежде несколько восточнее нынешнего, а острог находила на мысу между рр. Ницей и Киргой и был защищен с севера, востока и юга водой этих речек, а с севера обнесен деревянной стеною, которой бревна, толщиною в 5 вершков еще и ныне можно видеть; перед стеною был выкопан ров, который и доныне еще не заровнен.

Академик Гмелин, проезжавший через Ирбит и Киргинскую слободу, в январе 1734 г., в путевом дневнике своем упоминает, что за 50 лет до того времени и ранее, значит до 1684 года, Ирбитская ярмарка была в Киргинской слободе, но потом, по неудобству тут местности, перенесена в Ирбить[2].

Окрестности Киргинской слободы должны быть довольно красивы. Свящ. Удинцев говорит об них: „Вид окрестностей Киргинского селения разнообразен: в некоторых местах поверхность земли ровная, в других с значительными возвышениями, а в некоторых гористая. Окружающие слободу горы носят особыя названия; так напр. есть Мысовская гора, Сосновая, Киргинская, увалы Никитинский и Вяткинский. С этих гор и увалов видны город Ирбить и села Чубаровское[3] и Волковское, — последнее на разстоянии 40 верст". Ближайшие к Киргинской слободе селения суть: д. Мысовская (Мысы) в 2 в., Пахомова в 3 в;, Дубская (Адуи) в 4 в., Фоминская (Бархаты тож) в 6 в., Никитина, Вяткина, Лежнева (Еремина) и Мелькова — каждая в 7 в., село Березовское — :тоже в 7 в., д. Гусинская в 8 в., д. Азева и село Подволошинское в 10 верстах.


[1] ↑ См. Список населенных мест Пермской губ., изд. в 1875 г.
[2] ↑ Gmelin, Reise durch Sibirien, часть 1-я, стр. 125.
[3] ↑ Чубаровское село, бывшая Чубаровская слобода лежит в 17 в. к В от Киргинской, на Тюменском же тракте. Н. Ч.
Печатается по: Н. К. Чупин "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873, том II

Поделиться: