Стефан Пермский

Стефан, по прозванию Храп, первый Епископ Пермский, родился в первой половине XIV века, в Устюге Великом.

Стефан Пермский
Стефан Пермский

Отец его, по имени Симеон, служил при тамошнем Соборе причетником, в котором звании и сам он некоторое время там находился; но когда достиг совершенных лет, то перешед оттуда в Ростов и там в монастыре Св. Григория постригся в монахи.

Полученный им чин иеромонаха, возродил в нем ревность к проповеданию Евангелия и обращению в Христианство Пермяков, ныне известных под именем Зырян, обитавших в Вологодской Губернии и погруженных тогда во мраке идолопоклонства, к чему способствовало ему много знание их языка, которому он имел случай еще в молодых своих летах научиться в Устюге, где многие по соседству и торговым сношениям говорили оным; для лучшаго ж успеха в своем предприятии и дабы облегчить самим Пермякам или Зырянам изучение Христовой веры, он еще до путешествия своего к ним около 1З75 года изобрел для их языка особыя буквы и перевел на оный несколько книг Церковных с Славянскаго языка.

После сего, для испрошения на предприятое им намерение от Митрополита благословения, отправился он в Москву, где за небытностию в то время сего последняго, управлял Митрополиею Епископ Коломенский Герасим. Сей Епископ на сей труд благословил его и снабдил сверх того антимисом на случай создания и освящения церкви у новопросвещеннаго народа; Великий же Князь дал ему и охранныя грамоты. Стефан, получа сие пособие, отправился из Москвы в Устюг и оттуда по Двине дошел до устья реки Вычегды, где в первом Зырянском селении Котласе начал проповедывать, и, как говорит предание, основал первую часовню для принявших крещение. Продолжая потом путь свой вверх по Вычегде, дошел до устья реки Выми, в самую почти средину Зырянскаго народа, и там, обратя многих в веру, соорудил первую церковь во имя Благовещения Богородицы.

Когда ж число обращенных еще более умножилось и они, по собственному своему побуждению, начали сокрушать идолов, то Стефан воздвиг на Усть-Выме еще две церкви во имя Святаго Николая и Архангела Михаила и около последней устроил обитель для сподвижников своих в проповедании Евангелия, а при прочих церквах завел для Зырянских детей училища, в коих обучал их Часослову, Псалтири и другим переведенным от него на их язык книгам, в намерении избрать со временем из числа их способных в Священники и причетники для их соотечественников.

Положив основание сему, он в 1383 г. отправился опять в Москву для испрошения у Митрополита и Великаго Князя новообращенному им народу Епископа, по прибытии куда был сам избран и посвящен в сан сей. По возвращении к Зырянам он еще усугубил свое старание об устроении у них по всем местам церквей и причты из учеников своих; но при всем его старании многие еще, упорствуя, оставались в идолопоклонстве и совершенное обращение великой Перьми не прежде последовало, как уже после него в 1462 году. Стефан же, озаривший первый светом истинныя веры Великую Перьмь и тем самим открывший в оную свободнейший путь Россиянам, может, кажется, безпрекословно почитаться предтечею покорения Сибири.

Стефан провел в трудах своих для обращения Зырян 21 год, а Епископом был у них 13 лет. В 1З96 году приехал он опять в Москву по делам своей епархии; но по приезде, заболев, скончался того же году Апреля 26 дня, и погребен в церкви Спаса на Бору, что в Кремлевском дворце, а в ХVΙ столетии причислен к лику Святых Российских.

источник: "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским" с приложением их кратких жизнеописаний. // Издано Платоном Бекетовым. - Москва, 1821-1824

Поделиться: