В. Волегов. Остатки древностей в Пермской губернии

В. Волегов. Остатки древностей в Пермской губернии // Пермские губернские ведомости. 20 янв. 1861 г. № 3.

Остатки древностей в Пермской губернии

Селища чудские

По берегам реки Камы и впадающих в нее рек и речушек, в уездах Пермском и Оханском находятся до сих пор остатки древних жилищ, называемых вообще здесь чудскими городищами. Название городищ произошло, без сомнения, от того, что жилища эти вообще сохраняют остатки укреплений, состоящих из земляных, а инде и каменных валов. Валы, в настоящее время уже разрушившиеся, имеют от 1 до 2 аршин вышины и такую же толщину. Иной городок имел по нескольку таких насыпей.

Пространства, бывшие внутри укреплений, вообще незначительны, на них заметны небольшие ямы или углубления, в которых по большей части находятся полуразрушившиеся кости домашних животных, из которых иные имеют странную или уродливую форму. Большая часть известных городищ находится теперь под пашнями или сенокосами, и земляные насыпи сколько от распашки, а не менее того и от размыва дождевыми водами, исчезают.

В почве чудских городищ находили случайно при распашке полей разные вещи, относящиеся или к религии чудских народов, или к уборам, орудиям, домашней утвари и т. п. Большая часть вещей состоит из меди и олова, железных мало. Находятся также бусы из сердолика, колчедана, стеклянные, мозаические, иногда янтарные, глиняные и проч.

Обитателями таких городов были, вероятно, зыряне или пермяки, которые с нашествием другого народа, может быть, болгар, удалились на север, в верховья рек Камы и Северной Двины. Обращая внимание на характер находимых в городищах чудских вещей, весьма не трудно заметить как в отделке, так и в значении их различия. Одни из них, сделанные или отлитые из серебра или бронзы, более или менее художественны; другие же, наоборот, отлитые из желтой меди, грубы и безобразны. Вещи первого разряда можно назвать болгарскими; вещи второго разряда – пермятскими.

Камские болгары

Обитаемость древних болгар по берегам Камы не подвержена сомнению. В подтверждении этой мысли можно привести следующие исторические доказательства.

1-е) В одной древней рукописи XVII столетия говорится между прочим:

«Был в неком улусе Казанском мал градец пусть на брезе высоце Камы реки стоит; его же Русь именует бесовское жилище, - в нем же живя бес от многих лет мечты творя и то место старых болгар мольбище. И схожахуся люди мнози со всея земли Казанския жруще бесу и о пользе вопрошаху его; бес же о вех от недуг исцелеваши и о вех, нерадением минующих, уморяше и плавающих рекою в лодиях потопляше». Развалины этого храма по ныне находятся близ Елабуги и известны под названием Чертова городища.

2-е) В другой подобной же летописи о Казанском царстве упоминается:

«Бысть же Черемиса Зовомоя Отяки тоеже глаголют Ростовскую чернь, забежавшим тамо от крещения русскими и заселившимся им в Болгарские жилища, там бо бе прежде земля Болгарец малый за Камою рекою промеж великия реки Волги и белыя волошки до великия Орды Нагайския. Большия же Болгары на Дунае, тут же был на Каме град старый Бряхов Болгарский; ныне же тут городище пусто; его же первее взял князь Великий Андрей Георгиевич Владимирский и в копечьное запустение предаде. И Болгары те попов себе покорили».

Примечание.
Последнее выражение и Болгары те попов себе покорили, вероятно, означает, что они приняли христианскую веру. Нет также сомнения, что болгарские заселения были и выше по Каме. Найденные в 1845 году на месте бывшего чудского городища серебряная чаша с неизвестными надписями, серебряные монеты, идол с вызолоченным лицом и руками и довольно часто попадающиеся бусы из сердолика, а часто и халцедона, служат доказательством, что тут обитали некогда народы пришлые. Предки же нынешних зырян-пермяков не имели грамоты и не владели искусствами, и изделия их и идолы были самой грубой работы.

3-е) В «Истории Государства Российского», соч. Карамзина, том 1-й под годами 985–1088 и 1116, также 1170 год (1078–1093) сказано: «камские болгары взяли Муром при Великом Князе Всеволоде». На странице 302 того же тома под 1164 годом сказано: «Россияне завладели на Каме славным болгарским городом Бряхимовым и проч.».
В «Истории» Карамзина и в других упоминается о камских или серебряных болгарах [1].

4-е) В «Хозяйственном описании Пермской губернии 1813 года», часть III, страница 63, говорится: «Представив толикое число развалин городов укрепленных и присовокупив к тому множество и часто находимых древних золотых, особливо серебряных и медных сосудов и вещей, в сих остатках жилищ человеческих, нельзя не прибавить достоверности к повествуемому историками о силе, богатстве и торговле Великой Перми, которая по свидетельству их была славнейшая из всех земель, лежащих на севере, имела собственных князей, мужеством и войнами знаменитых, отражала собственною силою неприязненных народов и помогала в военных потрясениях дружественным соседям, особливо ж весьма пространную производила торговлю с самыми отдаленными странами».

«Болгары, персы, бухарцы и индейцы с южной, а кельты и норманны с северной стороны ввозили в оную произведения естества и искусства обитаемых стран, к чему способствовало водное сообщение, прерываемое небольшими волоками по р. Волге, Каме, Вычегде и Двине, или в другую сторону из Камы по Вишере, Колве и проч. на р. Печеру» [2].

Пермяки

Племя зырян-пермяков и одноплеменных с ними вотяков, без сомнения, было самое многочисленное [3]. Они занимали всю северную часть Пермской губернии – нынешние уезды Чердынский, Соликамский, большую часть Пермского и Оханского, и, вероятно, северную зауральскую часть этой губернии [4], но собственно зыряне занимали северо-восточный край Вологодской губернии, а вотяки – Вятскую.

Списатель жития Стефана Великопрмского в исходе XIV столетия о месте, где находилась Пермь, пишет следующее:
«Должно же есть взыскати и распытовати и известно уведати Пермской земли, где есть и в каких местех отстоит и промежу кими пределы поведается, и которые реки обиходят ю, и проходят сквозь ню, и которые языце обседают сживущии всуседех около ея. А се имена местом и странам и землям иноязычным живущим вокруг около Перми. Двиняне, и усть-южане, пинежане, вилежане и вычежане, южане, зыряне, гаияне, вятчане, лопь, корела, югра, печера, вогулици, самоед, пертасы (?), Пермь Великая глаголемая Чусовая [5]. Река же едина ей же имя Вымь сия обходящая всю землю Пермскую и вниде в Вычегду. Река же другая, именем Вычегда. Сии исходящия и шествующи к Северной стране своим устьем вниде в Двину, ниже града Устюга за четыредесять поприщ. Река же нарицаемая третья Вятка, яже течет с другую страну Перми и вниде в Каму – река же четвертая сия есть именем Кама. Си убо обходящия и проходящая всю землю Пермьскую сквозь ню, понеже мнози языци сидят, си убо грядущия устремлением прямо яко к Югу, и своим устием вниде в Волгу, близ града, нарицаемого Болгар. Незнамо же како из единоя страны истекоста две реце Вычегда и Кама. Овы убо воды грядуху на полнощи, овы убо на полдни. Всякому хотящему шествовати в Пермьскую землю удобебезнен путь есть из града Устюга рекою Вычегдою вверх, донде же внидут в самую Пермь».

Что племя зырян-пермяков было многочисленно, можно привести указания на те местности, по которым протекают реки, получившие названия на языке этого народа, например:

«Обва» от слова «ыб-ва», луговая вода.
Иньва – Инь-ва, бабья вода или женская вода.
Косьва – Кэсь-ва, мелкая вода.
Пожва – Пож-ва, решето-вода, решетная вода.
Челва – Чел-ва, тихая вода.
Вильва – Виль-ва, новая вода.
Яйва – Яй-ва, мясная или жирная вода.
Чусова – Чус-ва, быстрая или скорая вода.
Сылва – Сыл-ва, талая вода.
Очер – Ош-шор, медвежий ручей.
Ошва – Ош-ва, медвежья вода.
Кушва – Куш-ва, голая вода или бедная вода.
Койва – Кой-ва, выражает воду, падающую с шумом.
Сосьва – Сос-ва, означает рукав-вода (приток).
Сысол – Сыя-сол, «сыя» значит «она», а «сол» - соль, правильнее - соленая вода.
Ижма – Ыж-ма, будит, пробуждает.
Усьва – Усь-ва, «ус» - пади, «ва» - вода, или впалая вода (приток).
Кама – слова «Кама» можно также перевести с зырянского языка.
«Кам» – значит сильно пал или упал, или вода, имеющая сильное падение.
Кама, вероятно, на этом языке называлась «Кам-ва», т. е. вода или река, имеющая сильное или большое падение (большая вода).
Урал (Уральский хребет) или уралы, как зовут пермяки, собственно в буквальном переводе значит «уход за векшами (белки)», т. е. страна, куда ходят за векшами.
Пинега называется по-пермскому «пинь» - зуб. Вым - снег. Нынешние пермяки – потомки древних пермяков немногочисленны.
Они живут в Соликамском уезде по речкам Иньве, Вельве, Юсьве и проч. и отчасти в Чердынском уезде, число их едва ли достигает 50,000 душ мужского пола.
Язык пермяков сам по себе бедный сколько от безграмотности своей, столько же от смешения с русским, время от времени исчезает. Во многих коренных пермяцких деревнях уже почти совсем не говорят по-пермяцки, а всегда по-русски, особенно там, где русский элемент преобладает численностью, там пермяки уже обрусели, оттого и мало их сейчас.


Примечания автора:

[1] ↑ Слово «болгары», по моему мнению, означало жителей Волги. «Болгарь» или «волгарь» означает, как и поныне называют обыкновенно, бурлаков-судорабочих по Волге. Я видел одну старую географическую карту России, на которой река Волга названа Болга. 

[2] ↑ Торговля камских болгар с народами северными посредством водных сообщений по Вишере, Колве и Печере ограничивалась, вероятно, предметами звероловства: реки Колва и Вишера вытекают из Урала, и по берегам этих рек и теперь самые незначительные поселения, а во времена отдаленные не могло быть жительства. Хотя зыряне реку Вишеру называют своим отечеством, но теперь там их нет. Печера до сих пор малодоступна для торговли с населением Пермской страны. Жители Чердынского края получают с Печеры рыбу семгу и сиги, и незначительное количество шкур пушных зверей; судя по этому, древняя Биармия едва ли была столь знаменита, как описывают ее историки. 

[3] ↑ Зыряне, пермяки и вотяки говорят одним языком, весьма немного слов в языке тех и других имеют разницу. Название пермяков можно произвести от слова «парма» - гора, покрытая лесом; пармек или сейчас пермяк есть житель такой горы, вотяк происходит, кажется, от слова «отек», что значит «данник», это название, может быть, они усвоили с того времени, когда новгородцы покорили вятичей и основали Хлыновскую республику. Слово «зырян» («зыряне»), кажется, произошло слово «зырь» - «лопата». Что некоторым образом и правдоподобно. Когда новгородцы, овладев северо-восточной частью России, основали город Чердынь, завели там торговлю, то зыряне (лопатники) обязаны были поддерживать дороги, особенно зимой, когда какой-нибудь воевода или наместник новгородский ехал в Чердынь или обратно. Это была посоха своего рода, т. е. натуральная повинность местных жителей. 

[4] ↑ Есть предание, что в Верхотурье крепость построена по грамоте 1698 г. на месте чудского городка Неросс Карр (название зырянское). 

[5] ↑  Успенской волости на реке Чусовой, где был некогда Успенский монастырь, находится в церкви напрестольный серебряный крест со следующей надписью: «в лета 7189 года месяца июля в 8 день Божественный крест сей Пресвятой Богородицы честного и славного Ее успения в церковь в обитель в Пермь Великую на Чусовую. Строил инок Диакон Иаков, сын Василья Пучкина, внук Никифора Глазунова». Это второе указание на страну, которая именовалась Пермью Великой. 

Поделиться: